Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международные связи в области образования




    1. Теория международных связей в области образования

Образование – это процесс духовного и интеллектуального формирования человека.

Высшее образование – это уровень образования, получаемый на основе среднего образования в таких заведениях, как университеты, институты, академии, колледжи и который удостоверен официальными документами (диплом, сертификат, свидетельство).

Понятие образования в современном значении этого слова ввели в научный оборот два выдающихся общественных деятеля Нового времени – великий немецкий поэт И.- В. Гете и швейцарский педагог И.- Г. Песталоцци. Образование бывает светским и конфессиональным; общим и профессиональным; начальным, средним и высшим. Все эти характеристики распространяются и на понятие высшего образования. Остановимся на проблемах международного обмена в области высшего образования, поскольку процессы интеграции и взаимодействия здесь протекают наиболее активно. Кроме того, образовательные контакты по линии высшей школы имеют наиболее широкую нормативную базу, на современном этапе развиваются наиболее динамично и имеют для слушателей высшей школы практическое значение.

В последнее время международные связи активно протекают в области высшего, в частности, университетского образования. Долгое время высшее образование было достоянием внутренней политики государства, институтом сугубо национальным, со специфически национальными или региональными традициями, и только с 20 века можно говорить об активных интеграционных процессах и интернационализации образования, о создании единого образовательного пространства.

Сегодня можно отметить следующие тенденции в области высшего образования, международных образовательных связей:

  • Интеграция образования. Интеграционные процессы связаны с возрастанием ценности образования и политическими реалиями современного мира. Результатом тенденции к интеграции в области образования стало подписание Болонской декларации 17 апреля 2001 года 29 странами Европы. Смысл данной декларации сводится к тому, что Европа рассматривается как единое образовательное пространство, предоставляющее равные образовательные возможности гражданам без различия национальных, языковых, религиозных отличий.
  • Гуманитаризация образования. Целью процесса гуманитаризации образования является подготовка не только хорошего специалиста профессионала, но и всесторонне образованного человека, культурного и эрудированного, способного занять активную жизненную позицию. Вызовы и угрозы современного мира выдвигают особые требования к проблеме гуманитаризации образования. Сегодня, очевидно, что без понимания общечеловеческих принципов сосуществования не могут быть построены крепкие добрососедские отношения и невозможно дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Кроме того, гуманитаризация образования дает возможность разнообразить учебные планы и сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.
  • Связи образования с промышленностью и бизнесом. Сегодня представители крупных фирм и корпораций преподают в ВУЗах и принимают на практику студентов. Кроме того, при участии крупного капитала осуществляются практические разработки и исследования коллективами ученых и студентов, оказывается финансовая помощь студентам в качестве грантов, стипендий, а так же заключаются договоры на оплату обучения студентов, которые в дальнейшем станут сотрудниками данной фирмы. Процессы сращивания образования с промышленностью на современном этапе являются мировой тенденцией.
  • Развитие коммерческого сектора высшего образования. Сегодня можно смело говорить о том, что уже не только отдельные ВУЗы, но и целые государства активно практикуют предоставление международных образовательных услуг на коммерческой основе, что является весомым дополнением к национальному бюджету. Наиболее активно свои образовательные возможности эксплуатируют США, Великобритания, Голландия.
  • Эгалитарность высшего образования, то есть обеспечение доступа к нему всех желающих независимо от социального происхождения, национальных, религиозных и других различий.
  • Активизация академической мобильности, то есть обмена студентами, стажерами, аспирантами и преподавателями всех стран. Процессы академического обмена были характерны и для более раннего периода развития системы образования. В настоящий момент они протекают, кроме того, и под влиянием научно-технического прогресса, интеграционных процессов в Европе и во всем мире.

Таким образом, можно предложить следующее определение международного образования:

Международное образование – одна из распространенных форм обучения, когда образование целиком или частично получается за рубежом.

На современном этапе международный студенческий обмен протекает на государственном, негосударственном и индивидуальном уровне, то есть осуществляется на уровне межгосударственных соглашений, связей на уровне общественных и других организаций, отдельно взятых ВУЗов, а так же в индивидуальном порядке. Однако наиболее распространенной формой академических обменов является участие в различных программах, получение стипендий и грантов.

Программы академической мобильности можно классифицировать следующим образом: они могут быть рассчитаны на международный круг участников и служить примером многостороннего культурного обмена, могут быть региональными, а так же осуществляться на двусторонней основе.

Примером программы студенческого обмена, осуществляемой на многосторонней основе, может служить программа TRACE, созданная при содействии Международной ассоциации университетов для развития транснациональной академической мобильности. Участникам данной программы предоставляются дипломы, не требующие подтверждения в странах участниках программы.

На сегодняшний день существует целый ряд международных организаций, действующих в области образования, к ним в первую очередь относятся:

  • ЮНЕСКО (Сектор образования Секретариата ЮНЕСКО - Париж);
  • Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС);
  • Международное бюро образования (штаб-квартира в Женеве);
  • Международная ассоциация университетов;
  • Университет ООН;
  • Международная ассоциация франкоязычных университетов;
  • Постоянная конференция ректоров, президентов, вице-президентов европейских университетов;
  • Международная ассоциация профессоров и преподавателей университетов;
  • Ассоциация преподавателей европейских университетов;
  • Совет по культурному развитию ЕС;
  • Международный центр научных исследований и инноваций в области образования;
  • Всемирный институт экологических исследований в области развития (Хельсинки).

Бесспорно, одними из наиболее авторитетных международных организаций в области образования являются те, которые имеют непосредственное отношение к ЮНЕСКО и работают под эгидой этой организации.

Заключение

Международные образовательные связи сегодня можно отнести к наиболее важным и перспективным направлениям международного культурного обмена. Отметим, что его можно по праву назвать одним из наиболее динамично развивающихся аспектов гуманитарного сотрудничества, поскольку студенческому контингенту свойственна мобильность и коммуникабельность, стремление к переменам мест и путешествиям, постоянному поиску новых знаний и информации.

Сейчас международное образование занимает важнейшее место в системе международных отношений, современные тенденции в области образования убедительно демонстрируют основные проблемы и перспективы мирового сообщества. Проблемы глобализации, интеграции, свойственные всей системе международных отношений, нашли свое отражение в международных образовательных контактах.

Международный культурный обмен на современном этапе демонстрируют устойчивую тенденцию к поступательному развитию. Несмотря на разнообразие форм и направлений международного сотрудничества в сфере культуры, можно выделить общие особенности, черты, которые характеризуют специфику культуры и международных отношений в начале XXI века: демократизация, интеграция, глобализация.

Список литературы:

  1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурный обмен в системе международных отношений. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. ун-та, 2003. – 192 с.
  2. День знаний в Университете: Актовые лекции, прочитанные 1 сентября 2007 года. Вып. 8. – СПб.:СПбГУП, 2003. – 124 с.
  3. Материалы Международной научно-практической конференции «Человек в современной социально-культурной ситуации»/ 25-26 мая 1994г./ СПб.: СПбГУП, 1994. – 148 с.
  4. Мир гуманитарной культуры академика Д.С. Лихачева: Международные Лихачевские научные чтения 23-24 мая 2002 года. – СПб.:СПбГУП, 2003. – 228 с.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждены на заседании
кафедры социально-культурных технологий
21.01.10г., пр. № 6

Опубликовано на основании решения
кафедры социально-культурных технологий
от 26 февраля 2010г., пр.№ 7

Дополнительные учебно-методические материалы
по дисциплине










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...