![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12). Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС: -Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1980 г. о защите европейского архитектурного наследия; -Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1986 г. о сохранении произведений искусства; -Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 7.06.1991 г. о подготовке руководящих работников в сфере культуры; -Решение Совета от 17.06.1994 г. о составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия; -Резолюция Совета от 25.07.1996 г. о свободном доступе к культурным ценностям; -Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 2.04.1998 г. по использованию культурной политики в целях развития. На основе принципов, изложенных в Резолюциях, министры культуры стран-членов Евросоюза определили следующие пять целей культурной политики: Цель 1: сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития. Задачи для достижения данной цели:
Цель 2: поощрять творчество и участие в культурной жизни. Задачи для достижения данной цели:
Цель 3: защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры. Задачи для достижения данной цели:
Цель 4: способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования. Задачи для достижения данной цели:
Цель 5: предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы. Задачи для достижения данной цели: поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на национальном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития; применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте. В блоке нормативно-правовых документов в сфере культуры ЕС можно выделить следующие наиболее значительные задачи:
Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения). Культурная политика ЕС. Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:
Суть этой политики — придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности. В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства). Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия — с другой. Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем. В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе. В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю. В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции. Культурная Акция ЕС. Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года). Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована. Культурная Акция претворяется в жизнь через содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и международной кооперации, в том числе в рамках программы, разворачивающейся в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность ЕС направлена на распространение европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и художественному творчеству. Программа действий ЕС в области культуры принята по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие при голосовании. Речь идет о сфере интересов, которые конституционально являются чрезвычайно чувствительными для некоторых стран - участниц, в частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии). Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных направления: культурные достояния, книга и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных средств, рассматриваемая, прежде всего с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”. Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются не полностью (не на 100%). Часть средств изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении тех или иных проектов в сфере культуры (их доля обычно составляет 40-50%). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |