Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Права граждан на землю для ведения садоводства и крестьянского (фермерского) хозяйства.




Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права граждан на землю для ведения КФХ являются ЗК(ст.81), ГК (ст.23, 257-259), ФЗ 2003 «О КФХ».

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования земельного участка, находящегося в аренде, пожизненном наследуемом владении или в собственности. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ иметь земельный участок на праве бессрочного пользования КФХ не может. Земельный участок КФХ может находиться и в долевой, и даже в частной собственности его членов.

Земельный участок КФХ может формироваться как за счет земельных долей граждан, прекращающих свое участие в общей долевой собственности на землю, так и путем предоставления земель из фонда перераспределения, а также в процессе совершения сделок купли-продажи, дарения, аренды и др. Предоставление земель из фонда перераспределения, т.е. в порядке приватизации, осуществляется по нормативам, устанавливаемым законодательством субъектов РФ. Оно же решает и вопрос возмездности предоставления.

Согласно ст.257 ГК, ст. 6 ФЗ "О КФХ" предоставленный земельный участок принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

При выходе из хозяйства одного из членов участок разделу не подлежит (п.1 ст.9 ФЗ"О КФХ"), а вышедший имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности.

КФХ правомочно совершать все виды гражданско-правовых сделок с землей в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Общие права и обязанности членов КФХ определены ст. 40-42 ЗК: права самостоятельно хозяйствовать, использовать общераспространенные полезные ископаемые, возводить жилые и производственные постройки и др.

К обязанностям КХ как субъекта права на землю относятся:

- использование земли в соответствии с целевым назначением, сохранение межевых и специальных знаков, осуществление природоохранных мероприятий, своевременная плата за землю и др. (ст. 42 ЗК РФ).

При прекращении ФХ в связи с выходом из него всех его членов имущество, в том числе земельный участок, подлежит разделу между членами ФХ.

Поскольку земельный участок входит в состав наследства (ст.1181 ГК РФ), эти нормы распространяются и на наследование земли. Если наследник умершего члена КФХ сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной доле в имуществе, находящемся в общей собственности членов хозяйства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, ФЗ 1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Существует две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы осуществления такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства с руководящими органами, наделенными функциями по управлению земельными отношениями. В состав названных объединений могут входить земли общего пользования, принадлежащие им непосредственно, и участки, владельцами которых являются граждане, в том числе на праве собственности.

В ст. 28 ФЗ закреплены нормы об особенностях приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков. Садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, причем без проведения торгов за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах МСУ, которые определяют потребность в участках, принимают заявления, составляют списки желающих получить землю и стать членами таких объединений. В предоставлении участка может быть отказано, если гражданин уже получал бесплатно участок для указанных целей и совершил сделку по его отчуждению.

Защита земельных прав члена садоводческого товарищества: при совершении сделок с земельными участками садоводческих товариществ нельзя изменять целевое назначение и разрешенное использование земельных участков; не допускаются сделки с нарушением экологических, градостроительных, противопожарных, санитарно-гигиенических требований.

16.Ответственность за нарушение земельного законодательства.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

— карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

— правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

— компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность, применяемая в отношении лиц, виновных в совершении того или иного земельного правонарушения, разделяется на виды, каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения:

1) административно-правовая ответственность. Этот вид ответственности наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования. Нормами КоАП РФ от 2001 г. предусмотрено множество составов административных правонарушений, совершенных в сфере охраны субъективных земельных прав и свобод, рационального использования и охраны земли, а также за нарушения правил обращения с земельными участками, например: самовольное занятие земельного участка (ст.7.1); уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст.7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.7.3) и т.д.

2) уголовно-правовая ответственность. При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или земельного преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом. Этот вид ответственности за нарушение требований земельного законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц, например: ст.254 "Порча земли" УК РФ;      ст. 170 УК РФ, которая предусмотрела уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей.

3) гражданско-правовая ответственность применяется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правонарушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев. При этом она применяется независимо от привлечения виновных лиц к другим видам правовой ответственности. Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков.

4) дисциплинарная ответственность за совершение земельного правонарушения регламентируется в ст. 75 ЗК РФ. Согласно этой статье должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате совершения таких правонарушений, как: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, которые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами

Согласно п. 2 ст. 75 порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

110.Санкции уголовного и административного права применяются за земельные правонарушения на альтернативной основе, меры ответственности других отраслей права могут быть применены одновременно за одно и то же правонарушение. Поэтому согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими.

 

111.

112.

113.

114.

115.

116.

117.

Возмещение убытков, причиненных собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, в связи с изъятием у них земельных участков, ухудшением качества земель, временным занятием земельных участков, ограничением их прав.

В земельном законодательстве установлен порядок возмещения убытков, причиненных лицам, использующим земельные участки, в случаях правомерных действий органов власти, органов МС или иных лиц. К таким случаям относятся: изъятие земель для государственных или муниципальных нужд, временное занятие земель, ограничения прав лиц на земельные участки. В указанных ситуациях причинение убытков является следствием правомерных действий, поэтому возмещение ущерба не рассматривается как мера юридической ответственности.

Статья 62 ЗК предусматривает, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом.

В ст. 57 ЗК РФ определяется порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, временным занятием земельных участков, ограничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

118.Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

119.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...