Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Школа социальных систем. Организация как искусственно-естественная система




Семинарское занятие №1

Тема: Теория организации и ее место в системе научных знаний

Цель: установить предмет и связи курса, показать значение курса для целостного понимания менеджмента.

Вопросы для обсуждения:

1. Теория организации как наука. Предмет теории организации.

2. Связь теории организации с другими науками.

3. Определения организации. Признаки организации. Функции организации.

4. Типы организаций.

Темы докладов:

1. Организации в современном мире.

2. Менеджмент и организация.

3. Формы организованной жизни и возникновение организаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Найти в различных источниках определения понятия «организация», составить таблицу определений, проанализировать различия в определениях, предложить собственное определение.

2. Составьте схему взаимосвязей “Теории организации” с другими науками.

3. Напишите эссе «Зачем мне нужно изучать «Теорию управления и организации»?»

4. Рассмотрите на конкретных примерах процесс возникновения организаций из элементарных форм коллективного поведения.

 

Семинарское занятие №2

Круглый стол. Тема: Классическая школа в управлении организацией.

Вопросы для обсуждения:

1. Классическая школа в управлении организацией.

  1. Принципы научного менеджмента. Основные идеи Ф. Тейлора в социально-экономическом контексте развития США 20-х гг. XX века.
  2. Идеи Лилиан и Фрэнка Гилбертов в организации труда.
  3. Принципы производительтности труда К. Эмерсона.
  4. Сущность фордизма.

 

Темы докладов:

1. Актуальность идей Тейлора в наши дни.

2. Основные аспекты критики идей Тейлора, их состоятельность.

3. Г. Форд – один из величайших предпринимателей XX века.

4. Идеи Г. Форда и практика их воплощения в жизнь.

5. Применимость идей Г. Форда в наши дни.

 

    Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать работу Ф.У. Тейлора «Принципы научного менеджмента».

2. Прочитать и законспектировать книгу Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения».

 

Семинарское занятие №3

Круглый стол. Тема: Административная и бюрократическая школа в управлении организацией.Школа человеческих отношений в теории организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Административная школа в управлении организацией.

  1. Функции и принципы управления по А. Файолю.
  2. Характеристики бюрократической организации М. Вебера.

4. Основные идеи школы человеческих отношений.

Темы докладов:

1. Основы менеджмента А. Слоана.

2. Хотторнские эксперименты.

3. Вклад Э. Мэйо в развитие школы человеческих отношений.

4. Мэри Паркер Фоллетт – новый взгляд на управление организацией.

    Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Дайте характеристику школе человеческих отношений, административной и бюрократической школам в управлении организацией: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Что такое Хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).

Семинарское занятие №4

Семинар-диспут 4 Тема: Поведенческий подход в теории организации.

Цель: проанализировать основные теории мотивации, раскрыть их значение для менеджмента организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Д.Макгрегор и его теория X и теория Y

2. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.

3. А. Маслоу. Пирамида потребностей, ее использование в организации.

4. Р. Лайкерт о стилях управления организацией.

Темы докладов:

1. Мотивация и стимулирование – общее и различия.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации – область применения в организации и эффективность.

3. Крис Арджерис и его вклад в теорию управления организацией.

4. Теория ожидания В. Врума.

5. Модель Портера-Лоулера.

6. Теория эффективной организации по Р. Лайкерту (система 4 S).

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

Задание 2. Вспомните основные положения теорий «Х» и «Y», предложенных американским ученым Дугласом МакГрегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе? Почему?

Семинарское занятие №5

Тема: Школа количественных методов

Вопросы для обсуждения:

1. Наука управления или количественная школа.

2. Теория циркулярной организации и интерактивного планирования Р. Акоффа.

3. Количественная школа в современном менеджменте.

Темы докладов:

1. Теория системной динамики Дж. Форрестера.

2. Теория фильтров Р. Калмана.

3. Эконометрические модели Л. Клейна.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дайте характеристику количественной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

2. Опишите ситуации, в которыхиспользование количественных методов исследования приобретает особую важность?

Тема: Процессный подход в теории организации

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность процессного подхода к управлению организацией.

2. Характеристики процесса: целенаправленность, взаимодействие и последовательность.

3. Основные и вспомогательные процессы в организации.

Темы докладов:

1. Функции управления в организации.

2. Оптимизация деятельности в организации на основе процессного подхода.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Поставьте перед собой цель – успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.

2. Нарисуйте схему-иллюстрацию процессного подхода к управлению

 

Семинарское занятие №6

Тема: Школа социальных систем. Организация как искусственно-естественная система

Вопросы для обсуждения:

1. Общая теория систем Л.Берталанфи.

2. Связь организации и живого организма.

3. Принципы школы социальных систем.

Темы докладов:

1. Системный подход к изучению организации в работах Ч. Барнарда, Г.Саймона, Дж. Марча, А. Гоулднера, Р.Мертона.

2. Организация как искусственно-естественная система.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...