Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников




Теория и методика воспитания

Курс «Педагогическое образование»

СЕМИНАР 1

Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы

 (2 часа)

 

Цель: выявить сущность воспитательной системы как педагогического    явления, познакомиться со структурой, этапами  развития и особенностями развития авторских воспитательных систем.

Вопросы для обсуждения:

1.  Понятие "воспитательная система".

2. Структура воспитательной системы школы.

3. Функции и этапы развития воспитательной системы школы.

5. Характеристика авторских воспитательных систем.

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

1. Изучите одну из  авторских воспитательных систем. (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, И.П. Иванова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга, др.).

2. Сделайте ее аналитическое описание по схеме.

• основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы);

• цель и содержание воспитания в системе;

• преобладающие виды деятельности;

• особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач;

• специфика взаимоотношений участников педагогического процесса;

• характер взаимодействия воспитательной системы с социумом;

•  "изюминка" данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка).

Литература:

А) Обязательная:

1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Под ред. Н.И.Селивановой. - М., 1989.

2. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. – 1991. - № 11.

3. Учебные пособия по педагогике.

Б) Дополнительная:

1. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1992.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

3. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И.Новиковой и др. – М., 1996.

4. Моделирование воспитательных систем: теория – практика: Сборник научных статей / Под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой. – М., 1995.

СЕМИНАР 2

Содержание воспитания в современной школе

 (2 часа)

 

Цель: выявить роль и место содержания воспитания в воспитательном процессе начальной школы.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о содержании воспитания. Место содержания воспитания в целостной системе воспитательного процесса.

2. Комплексный и аксиологический подходы к содержанию воспитания в начальной школе.

Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию):

1. На основе анализа учебных пособий по педагогике раскрыть суть понятия «содержание воспитания».

2. На основе анализа научно-педагогических работ Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Е.В. Бондаревской охарактеризовать подходы к содержанию воспитания в современной (в т.ч. начальной) школе.

Литература:

А) Обязательная:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. Или: Бондаревская Е.В. Ценостные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. - № 4.

3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

4. Учебные пособия по педагогике.

Б) Дополнительная:

1. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1989.

2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998. - № 4.

3. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.

Семинар 3

Система методов и форм воспитания младших школьников

(2 часа)

Цель: выявить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному использованию методов воспитания в целостном педагогическом процессе.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие " метод воспитания".

2. Различные подходы к классификации методов воспитания (сравнительный анализ).

3. Зависимость выбора метода воспитания от целей, принципов, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Педагогические условия эффективного использования методов воспитания.  

5. Понятие «Форма воспитания». Примеры эффективного использования форм воспитательного воздействия.

Творческое  задание  (подготовить к семинарскому занятию):

1. Представить схематично метод воспитания как логическую цепочку педагогических действий воспитателя.

 

Литература:

А) Обязательная:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988.

2. Учебные пособия по педагогике.

3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994.

Б) Дополнительная:

1. С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех. М., 1989.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.

 

 

Семинар 4

Коллектив младших школьников как объект и субъект воспитания

(2 часа)

Цель: определить значимость проблемы коллектива, познакомиться с технологией формирования детского коллектива.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие коллектива. Пути формирования детского коллектива.

2. Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. о детском коллективе.

3. Изучение процесса коллективообразования.

 

Творческое задание  (подготовить к семинарскому занятию):

Оформить характеристику своей студенческой группы с точки зрения соответствия ее признакам коллектива.

Литература:

А) Обязательная:

1. Макаренко А.С. Стиль работы с коллективом // Соч.: В 7 т. Т. 5 / Ред.колл. Каиров И.А. (гл. ред.), Макаренко Г.С., Медынский Е.Н. – М, 1951. – С. 83-88.

2. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.

3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1977.

4. Учебные пособия по педагогике.

Б) Дополнительная:

1. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л., 1989.

2. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб., 2006.

3. Караковский В.А. Коллектив и личность // Семья и школа. – 1988. - № 4.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

 

 

Семинар 5

Сущность коллективной творческой деятельности

(2 часа)

Цель:  Выявить сущность коллективной творческой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность коллективной творческой деятельности.

2. Методика коллективного творческого дела как способа организации коллективной творческой деятельности.

Задание для самостоятельной работы (выполняется на занятии):

· Разработать тематику возможных коллективных творческих дел для младших школьников.

Литература:

А) Обязательная:

1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.,1990.

2. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989.

Б) Дополнительная:

1. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994.

2. Капустина Н.М., Юсупов В.З. Методика коллективной творческой деятельности // Советская педагогика. - 1990. - № 10.

3. Ушаткина В.В. Работаем по принципам коллективных творческих дел // Начальная школа. – 1995. - № 6.

Семинар 6

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников

 (2 часа)

Цель: Анализ теоретических основ проблемы взаимодействия школы и семьи, освоить технологию отдельных методов и форм работы классного руководителя с родителями младших школьников.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.    Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. о семейном воспитании.

2. Взаимодействие семьи и школы. Общая характеристика массовых, дифференцированных и индивидуальных форм организации взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

2.  Эффективные методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

Задание для самостоятельной работы (подготовить к семинарскому занятию):

На основании анализа статей журнала «Начальная школа» (2009 – 2011 гг.) сформировать подборку эффективных методов и форм работы учителя с родителями младшего школьника. Таблица, рекомендуемая для заполнения:

Автор статьи Название статьи Метод(-ы) работы Форма(-ы) работы Год № журнала №№ страниц
             

 

 

Литература:

А) Обязательная:

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987.

2. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах» (М., Просвещение, 1980. Или: М., Просвещение, 1986.).

3. Учебные пособия по педагогике.

Б) Дополнительная:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М., 1991.

3. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 1989.

 

Семинар 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...