Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы и формы организации работы с родителями младших школьниковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Теория и методика воспитания Курс «Педагогическое образование» СЕМИНАР 1 Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы (2 часа)
Цель: выявить сущность воспитательной системы как педагогического явления, познакомиться со структурой, этапами развития и особенностями развития авторских воспитательных систем. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие "воспитательная система". 2. Структура воспитательной системы школы. 3. Функции и этапы развития воспитательной системы школы. 5. Характеристика авторских воспитательных систем. Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию): 1. Изучите одну из авторских воспитательных систем. (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, И.П. Иванова, В.А. Караковского, В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга, др.). 2. Сделайте ее аналитическое описание по схеме. • основание педагогической концепции (ведущая педагогическая идея системы); • цель и содержание воспитания в системе; • преобладающие виды деятельности; • особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач; • специфика взаимоотношений участников педагогического процесса; • характер взаимодействия воспитательной системы с социумом; • "изюминка" данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка). Литература: А) Обязательная: 1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Под ред. Н.И.Селивановой. - М., 1989. 2. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. – 1991. - № 11. 3. Учебные пособия по педагогике. Б) Дополнительная: 1. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Новиковой. – М., 1992. 2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996. 3. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И.Новиковой и др. – М., 1996. 4. Моделирование воспитательных систем: теория – практика: Сборник научных статей / Под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой. – М., 1995. СЕМИНАР 2 Содержание воспитания в современной школе (2 часа)
Цель: выявить роль и место содержания воспитания в воспитательном процессе начальной школы. Вопросы для обсуждения: 1. Общее понятие о содержании воспитания. Место содержания воспитания в целостной системе воспитательного процесса. 2. Комплексный и аксиологический подходы к содержанию воспитания в начальной школе. Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию): 1. На основе анализа учебных пособий по педагогике раскрыть суть понятия «содержание воспитания». 2. На основе анализа научно-педагогических работ Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Е.В. Бондаревской охарактеризовать подходы к содержанию воспитания в современной (в т.ч. начальной) школе. Литература: А) Обязательная: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. 2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. Или: Бондаревская Е.В. Ценостные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. - № 4. 3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. 4. Учебные пособия по педагогике. Б) Дополнительная: 1. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1989. 2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998. - № 4. 3. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990. Семинар 3 Система методов и форм воспитания младших школьников (2 часа) Цель: выявить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному использованию методов воспитания в целостном педагогическом процессе. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Понятие " метод воспитания". 2. Различные подходы к классификации методов воспитания (сравнительный анализ). 3. Зависимость выбора метода воспитания от целей, принципов, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 4. Педагогические условия эффективного использования методов воспитания. 5. Понятие «Форма воспитания». Примеры эффективного использования форм воспитательного воздействия. Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию): 1. Представить схематично метод воспитания как логическую цепочку педагогических действий воспитателя.
Литература: А) Обязательная: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988. 2. Учебные пособия по педагогике. 3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1994. Б) Дополнительная: 1. С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех. М., 1989. 2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1969.
Семинар 4 Коллектив младших школьников как объект и субъект воспитания (2 часа) Цель: определить значимость проблемы коллектива, познакомиться с технологией формирования детского коллектива. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Понятие коллектива. Пути формирования детского коллектива. 2. Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. о детском коллективе. 3. Изучение процесса коллективообразования.
Творческое задание (подготовить к семинарскому занятию): Оформить характеристику своей студенческой группы с точки зрения соответствия ее признакам коллектива. Литература: А) Обязательная: 1. Макаренко А.С. Стиль работы с коллективом // Соч.: В 7 т. Т. 5 / Ред.колл. Каиров И.А. (гл. ред.), Макаренко Г.С., Медынский Е.Н. – М, 1951. – С. 83-88. 2. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988. 3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1977. 4. Учебные пособия по педагогике. Б) Дополнительная: 1. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. - Л., 1989. 2. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб., 2006. 3. Караковский В.А. Коллектив и личность // Семья и школа. – 1988. - № 4. 4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.
Семинар 5 Сущность коллективной творческой деятельности (2 часа) Цель: Выявить сущность коллективной творческой деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность коллективной творческой деятельности. 2. Методика коллективного творческого дела как способа организации коллективной творческой деятельности. Задание для самостоятельной работы (выполняется на занятии): · Разработать тематику возможных коллективных творческих дел для младших школьников. Литература: А) Обязательная: 1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.,1990. 2. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989. Б) Дополнительная: 1. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. 2. Капустина Н.М., Юсупов В.З. Методика коллективной творческой деятельности // Советская педагогика. - 1990. - № 10. 3. Ушаткина В.В. Работаем по принципам коллективных творческих дел // Начальная школа. – 1995. - № 6. Семинар 6 Методы и формы организации работы с родителями младших школьников (2 часа) Цель: Анализ теоретических основ проблемы взаимодействия школы и семьи, освоить технологию отдельных методов и форм работы классного руководителя с родителями младших школьников. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. о семейном воспитании. 2. Взаимодействие семьи и школы. Общая характеристика массовых, дифференцированных и индивидуальных форм организации взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. 2. Эффективные методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях. Задание для самостоятельной работы (подготовить к семинарскому занятию): На основании анализа статей журнала «Начальная школа» (2009 – 2011 гг.) сформировать подборку эффективных методов и форм работы учителя с родителями младшего школьника. Таблица, рекомендуемая для заполнения:
Литература: А) Обязательная: 1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987. 2. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах» (М., Просвещение, 1980. Или: М., Просвещение, 1986.). 3. Учебные пособия по педагогике. Б) Дополнительная: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988. 2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М., 1991. 3. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 1989.
Семинар 7 |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |