Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ.




УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИЖЕВСКА

ДОКЛАД

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ в 2017 году

 

 

 

Ижевск 2018

 

Ответственный за выпуск:

 

А.Г.Ковальчук, начальник отдела экологии и природных ресурсов

Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды

Администрации города Ижевска

 

Опубликован на официальном сайте муниципального образования

«Город Ижевск» в разделе «Охрана окружающей среды»

(Путь на сайте IZH.RU:Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска/Природные ресурсы и охрана окружающей среды/Охрана окружающей среды/Ежегодный доклад о состоянии окружающей среды в городе Ижевске).

 

При использовании материалов доклада

ссылка на источник информации обязательна.

 

 


А.Г.Ковальчук,Т.Н. Ермакова, Д.С.Рябов, Л.А. Семакова, Ю.В. Шельпякова,

Стурман Владимир Исцхакович, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича", профессор

Гагарин Сергей Александрович, ФГБОУ ВОУдмуртский госуниверситет, Институт естественных наук, старший преподаватель.

 

Доклад об экологической обстановке в городе Ижевске в 2016 году.

 

Ижевск:2018, 98 с.



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1 Введение…………………………………………………………………. Реализация муниципальных программ по охране окружающей среды и тенденции изменения экологической ситуации в городе Ижевске… 5   6
2 Атмосферныйвоздух……………………………………………………. 23
3 Водные ресурсы…………………………………………………………. 32
3.1 Водные объектыгорода ………………………………………………… 32
3.2 Информация об антропогенном и техногенном воздействии на водные объекты города Ижевска………………………………………..   38
4 Отходы производства и потребления…………………………………... 46
5 Содержание, воспроизводство и охрана городских зеленых насаждений……………………………………………………………….   56
6 Состояние заболеваемости природно-очаговыми инфекциями……… 66
7 Шумовое воздействие на городскую среду……………………………. 70
8 Результаты деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды……………………………………   75
8.1 Результаты проведения Года экологии и особо охраняемых природных территорий…………………………………………………..   75
8.2   Природоохранная деятельность Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска…………………………………………………………………...     88
8.2.1 Деятельность по осуществлению соблюдения природоохранного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в рамках контроля по исполнению требований норма-тивных правовых актов муниципального образования «Город Ижевск»…………………………………………………………………     89
8.2.2 Деятельность в области охраны атмосферного воздуха……………. 90
8.2.3 Деятельность в области охраны водных объектов………………….. 91
8.2.4 Деятельность по обеспечению санитарного благополучия населения, санитарной очистке городской территории……………………………   91
8.2.5 Информация о реализации мер по совершенствованию системы и качества предоставляемых услуг………………………………………   91
8.2.6 Деятельность в области экологического воспитания, образования и пропаганды, обеспечения прав граждан на доступ к информации о состоянии окружающей среды…………………………………………     92
8.2.7 Деятельность в области охраны защиты и воспроизводства городских лесов…………………………………………………………   94
8.2.8 Деятельность по совершенствованию системы управления………… 95
8.2.9 Информация о реализации мер по повышению эффективности бюджетных расходов……………………………………………………   96

8.2.10.Перечень целевых федеральных, республиканских программ в

реализации которых участвует Управление…………………………..   97

 



ВВЕДЕНИЕ

           

Доклад подготовлен специалистами Управления природных ресурсов        и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска.

В докладе «Об экологической обстановке в городе Ижевске в 2017году» представлена аналитическая информация, характеризующая состояние окружающей среды, воздействие на неё хозяйственной деятельности, а также меры, принимаемые для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Доклад является официальным документом, подготовленным в целях обеспечения государственных органов управления, предприятий, научных                  и общественных организаций, населения города Ижевска объективной систематической информацией о состоянии окружающей среды. Он содержит сведенияоб осуществляемых на территории города Ижевска правовых, организационных, технических и экономических природоохранных мероприятиях.

Содержащаяся в докладе информация основана на официальных материалахУправления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, Отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского бассейнового водного управления, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, МВД по Удмуртской Республике ГУ «Госавтоинспекция УГИБДД»,а также предприятий и организаций города Ижевска.

Доклад включает данные об экологической ситуации в городе Ижевске. Он состоит из 7 разделов:

Ø Реализация муниципальных программ по охране окружающей среды и тенденции изменения экологической ситуации в городе Ижевске;

Ø Атмосферный воздух;

Ø Водные ресурсы;

Ø Отходы производства и потребления;

Ø Содержание, воспроизводство и охрана городских зеленых насаждений;

Ø Состояние заболеваемости природно-очаговыми инфекциями;

Ø Результаты деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

Приведённые в докладе сведения могут быть использованы в качестве информационной базы при разработке и реализации политики в сфере охраны окружающей среды, программ развития природоохранной деятельности для органов местного самоуправления, государственных органов Удмуртской Республики и предприятий города. При использовании материалов доклада ссылка на источник информации обязательна.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ.

 

Практика и многолетний опытприродоохранной деятельности муниципального образования «город Ижевск» позволили снизить негативные последствия для окружающей среды, накопленные за десятилетия интенсивного развития промышленного производства в условиях роста выбросов и сбросов загрязняющих веществ, накопления отходов. За период с 2003 по 2014 годы реализовано 2 комплексные муниципальные программы по охране окружающей среды, в стадии реализации муниципальная программа «Охрана окружающей среды на 2015-2020 годы».

За полтора десятилетия экологическая ситуация в городе стабилизировалась, имеет тенденцию к улучшению. Сокращены сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты города в 1,8 раза, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 1,2 раза. Значение индекса загрязнения атмосферы снизилось с 14 до 3 и соответствует низкому уровню загрязнения атмосферного воздуха.

Программа «Охрана окружающей среды на 2015-2020 годы» (далее - Программа) представляет собой документ, содержащий цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования "Город Ижевск" на среднесрочный период в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, а также направления и механизмы их реализации.

Цели Программы соответствуют положениям Экологической доктрины Российской Федерации и приоритетам социально-экономического развития Удмуртской Республики: снижение негативного воздействия на окружающую среду; недопущение неблагоприятных экологических ситуаций и предотвращение ущерба природе,повышение качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.

Программа разработана с учетом Стратегий устойчивого развития города Ижевска исоциально-экономического развития муниципального образования «Город Ижевск» на 2016-2025 годы, одобренных решениями Городской думы от 27.06.2001 N 323 и от 14.04.2016 г. №150 соответственно и направлена на сохранение и развитие достигнутых результатов и положительных тенденций в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. 

Цель городской политики в области охраны окружающей среды - улучшение экологической обстановки на территории города Ижевска на основе максимально возможного в существующих социально-экономических условиях уменьшения масштабов воздействия вредных экологических факторов техногенного и антропогенного характера на воздушный бассейн, поверхностные и подземные воды, земельные ресурсы, растительный и животный мир.

Анализ состояния окружающей среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" позволяет выделить следующие основные проблемы.

1)Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами.

По данным Государственной статистической отчетности по форме 2-ТП-Водхоз наблюдается тенденция сокращения сбросов сточных вод, доля нормативно-чистой и нормативно-очищенной воды от общего объема сточных вод являлась преобладающей - около 90%. Наблюдается положительная тенденция сокращения водопотребления для промышленных целей.

 

Водопользование и водоотведение 2003 г. 2009 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г.
Общее водопотребление, млн. куб. м/год 128,5 134,5 112,2 88,8 84,9
Сброс сточных вод, млн. куб. м/год 122,1 100,5 82,1 76,0 60,3
Процентное соотношение сточных вод к водопотреблению, % 95,0 74,7 73,2 85,6 71,0

 

Однако практически все поверхностные водные объекты города подвергаются техногенному воздействию с различной степенью интенсивности. Причинами их загрязнения является сброс недостаточно очищенных сточных вод с промышленных объектов.

2) Загрязнение атмосферного воздуха.

По данным Удмуртского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды УР фиксируется уменьшение и стабилизация содержания в воздухе загрязняющих веществ. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный по 5-ти приоритетным загрязняющим веществам имеет тенденцию к стабилизации и снижению. Значение ИЗА в 2014 – 2016 годах составило - 3 (в 2004 г. - 9, в 2013г. - 8), что соответствует низкому уровню загрязнения атмосферного воздуха. Данные государственного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха показывают, что основными компонентами, определяющими высокий уровень загрязнения являются бенз(а)пирен, формальдегид и окислы азота. Основным источником образования вышеуказанных загрязняющих веществ являются предприятия теплоэнергетики. Доля объектов энергетики от общего объема выбросов от стационарных источников выросла с 42,5% в 2008 году до 59,7% в 2016 году.

3)Обеспечение порядка обращения с отходами, сокращение объема накопленных и вновь образующихся отходов.

С 2010 года на территории муниципального образования "Город Ижевск" наблюдается рост образования отходов производства с 483,8 тыс. тонн до 583,5 тыс. тонн в 2017 году, отходов потребления с 102,2 тыс. тонн до 106,9 тыс. тонн.Прирост отходов производства составляет в среднем 32,95 тыс. тонн в год.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В городе Ижевске развиваются следующие направления сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов, стекла, переработка отходов полимерных и резинотехнических материалов; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих отходов. Процент вторично использованных и обезвреженных промышленных отходов составляет около 80% (2008 год - 84,8%; 2013 год - 87,7%, 2016 год – 84,4%, 2017 год – 77,2%).Динамика вовлечения в хозяйственный оборот для вторичного использования бытовых отходов в целом имеет положительный характер: 2009 год - 2,7 тыс. тонн; 2013 год - 59,5 тыс. тонн, 2017 год – 34,8 тыс. тонн. Получила развитие система раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) многоквартирных жилых домов. Сбор ТКО (в том числе раздельный сбор) от населения осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил в специально оборудованные контейнеры. Общее количество контейнерных площадок (в т.ч. оборудованных отсеками для раздельного сбора крупногабаритных отходов – дерево, фаянс, металл и др.) на территории муниципального образования «Город Ижевск» составляет 2456. Количество контейнерных площадок, оборудованных под раздельный сбор ТКО, в 2017 году составило 1115 (в 2010 году - 10), в том числе: 1050 для ПЭТ и алюминиевых банок; 15 для макулатуры; 49 для опасных отходов; 1 для стекла).     

В настоящее время практически не осуществляется экологический контроль по сбору, транспортировке и размещению отходов. Вышеуказанное обстоятельство и низкий процент заключения договоров на вывоз бытовых отходов населением частного сектора являются причинами образования несанкционированных свалок (количество выявленных и ликвидированных свалок на землях общего пользования составило в 2009 году - 304 шт., в 2013 году - 238 шт., в 2017 году - 64). Обязать население заниматься деятельностью по утилизации отходов Администрация города Ижевска не имеет правовых полномочий.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - ФЗ-№458) наделяет всей полнотой полномочий в области обращения с отходами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. ФЗ-№458 определяет механизм создания эффективной системы управления отходами, вводит статус регионального оператора. На регионального оператора возлагаются технологическая и инвестиционная функции по управлению отходами в зоне его деятельности, в том числе организация и проведение инвестиционно-строительного процесса по созданию на территории региона комплекса межмуниципальных объектов по обращению с отходами, вторичным сырьем и вторичной продукцией: полигонов по хранению твердых коммунальных отходов, мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций, площадок временного накопления отходов, обеспечение их экологически и экономически эффективной эксплуатации, включающей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, организацию соответствующего учёта и мониторинга движения и накопления твёрдых коммунальных отходов.

Важной проблемой является ликвидация накопленного вреда окружающей среде при эксплуатации городского полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО) по Сарапульскому тракту. Свалка ТБО по Сарапульскому тракту находилась в эксплуатации с 1946 года. С 1972 года – полигон ТБО города Ижевска. Полигон ТБО законсервирован в 1998 году. Общая площадь - 11,3 га, объем накопленных отходов - 1,3 млн. м3. Емкость полигона заполнена на 100%. Стандартный проект рекультивации разработан в 2002 году. Стоимость работ по проекту (в ценах 2015 года) составляла 216 млн. руб. Проект откорректирован в 2016 году, стоимость работ по рекультивации составила 128 млн. руб. Экономия составила 88 млн. руб. Наличие проектно-сметной документации позволила включить объект в приоритетный национальный проект «Чистая страна» с реализацией в 2017-2020 годах. Финансирование из Федерального бюджета запланировано в объеме 109,6 млн. руб. В 2017 году на реализацию I этапа проекта выделено 76,6 млн. руб., в том числе: 52,6 млн. руб. из средств Федерального бюджета и 24,0 млн. руб. из регионального бюджета. Работы I этапа выполнены в полном объеме, завершены 12.12.2017 года.

Выбранное направление рекультивации полигона с наибольшим эффектом и наименьшими затратами обеспечит решение задач рационального и комплексного использования земельных ресурсов. Создание зелёной территории приведет к дополнительной буферной зоне, благоприятно скажется на качестве атмосферного воздуха (учитывая масштабную частную застройку в данном районе).

Проводится мониторинг состояния окружающей среды на полигоне. Результаты исследований (в 2016 - 2017 годах) показывают стабильность экологической ситуации. Концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, почвенном покрове, подземных водах под телом полигона ТБО и водоеме - р. Чультемка не превышает предельно-допустимых значений.

4)Состояние зелёного фонда.

Анализ состояния зелёного фонда города Ижевска показывает:

- половина зелёных насаждений находится в неудовлетворительном состоянии;

- причинами неудовлетворительного состояния растений является старение (до 70% деревьев в возрасте от 40 лет и старше), пораженность заболеваниями и вредителями;

- "старение" зелёного фонда напрямую связано с утратой физиологического потенциала и декоративных качеств зелёных насаждений;

- заполнение больших участков городской территории зелёных насаждений порослевого характера с низким физиологическим и экологическим потенциалом.

Требуется значительная реконструкция зелёных насаждений.

Воспроизводство зелёного фонда проводится в основном за счёт мероприятий, регулируемых в рамках Порядка вырубки деревьев и кустарников, утверждённого решением Городской думы г. Ижевска от 29.11.2006 № 199 (далее - Порядок). Порядок основан на системе возмещения ущерба окружающей среде при вырубке зелёных насаждений (возмещение ущерба в денежной форме и натуральной форме (посадками)). Денежные средства, зачисляемые в бюджет города позволяетплановым образом проводить работы по текущему содержанию зелёных насаждений, созданию новых озелененных территорий общего пользования:

 

  2008 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Объем платежей за возмещение ущерба при вырубке зеленых насаждений, тыс. руб. (с зачислением в бюджет города) 4275,0 13642,6 16099,8 29453,7 4314,7 4349,4
Объем финансирования комплекса работ по созданию, содержанию и санитарной вырубке зеленых насаждений, тыс. руб. 17838,4 50748,3 56873,0 36819,3 19495,4 25672,8

 

5)Эпидемиологическая обстановка по природно-очаговым инфекциям.

Территория Удмуртской Республики (УР) по-прежнему остаётся эндемичной по геморрагической лихорадке с почечным синдромом (далее - ГЛПС), клещевому вирусному энцефалиту (далее - КЭ) и клещевому боррелиозу (далее - КБ). Активность природных очагов этих инфекций одна из самых высоких в Российской Федерации (РФ). Уровень заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями (далее - ПОИ) в УР превысили в 2017 году средние показатели по РФ по ГЛПС в 26 раз, КЭ в 2,2 раза и КБ в 1,2 раза. Природные очаги с наибольшим эпидемическим потенциалом сосредоточены в ее центральной части. Город Ижевск располагается в окружении активных природных очагов ГЛПС, КЭ и КБ. Заболеваемость населения г. Ижевска и Удмуртской Республики природно-очаговыми инфекциями за 2008 - 2017 годы(количество случаев на 100 тыс. населения):

 

Год

ГЛПС

КЭ

КБ

УР Ижевск УР Ижевск УР Ижевск
2008 84,9 101 6,2 3,1 21 15,8
2014 46,4 36,5 3,8 3,0 11,6 10,9
2015 113,7 126,2 5,5 3,5 7,7 7,7
2016 41,9 30,2 2,3 1,5 6,0 2,9
2017 147,7 165,6 2,8 1,8 5,3 5,9

 

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой по ПОИ необходимо проведение работ по санитарной обработке от клещей и грызунов рекреационных зон и территорий города, наиболее посещаемых жителями.

Реализация мероприятий Программыпозволит сохранить тенденцию уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, определившуюся в период с 2004 по 2014 годы.За счет выполнения предприятиями города природоохранных мероприятий планируется сокращение объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, увеличение количества вовлечённых в хозяйственный оборот отходов. С целью сохранения зелёного фонда города (в том числе городских лесов) планируются мероприятия по воспроизводству зелёных насаждений. Улучшение экологического состояния городской территории планируется достичь за счёт организации работ по плановой санитарной очистке, ликвидации несанкционированных свалок. Предусмотрены мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, направленные на снижение риска заболеваемости населения природно-очаговыми инфекциями, организацию безаварийного пропуска вод весеннего паводка и осуществлению мер противопожарной безопасности в городских лесах.Информирование населения города в области охраны окружающей среды и привлечение его к участию в экологических мероприятиях, развитие пропаганды, экологического образования и воспитания - основа для формирования экологического сознания и повышения уровня экологической культуры.

Для успешного достижения цели («Улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека») и решения задач Программы в 2017 году актуализированы целевые показатели (индикаторы), запланированы новые:

- увеличение количества информационных мероприятий по вопросам охраны окружающей среды, в том числе оказание консультативно-методической помощи физическим и юридическим лицам по вопросам экологии, охраны окружающей среды и природопользованию;

- эффективность санитарной обработкиот клещей и грызунов - снижение количества человек, инфицированных ПОИ на территории города.Показатель характеризует эффективность санитарной обработки городских территорий, наиболее посещаемых жителями, в том числе рекреационных; территорий социальных объектов (детских дошкольных учреждений, образовательных и медицинских учреждений), сопряжённых с городскими лесами;

- количество выявленных территорий и проведенных комплексных экологических исследований с целью отнесения их к особо охраняемым природным территориям местного значения. Показатель характеризует увеличение площади естественных природных территорий (экосистем), подлежащих охране. Значение показателя регламентируется Законом Удмуртской Республики «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики» от 03.11.2016 г. №76-РЗ и достигается в ходе обследования потенциально экологическизначимых природных объектов;

- количество обследований по соблюдению требований муниципальных правовых актов (Правила благоустройства города Ижевска в части вопросов обращения с отходами, Порядок вырубки деревьев и кустарников) и природоохранного законодательства с целью информирования о нарушениях природоохранных органов, прокуратуры. Показатель характеризует деятельность по выявлению и профилактике правонарушений в области обращения с отходами и отношениях, возникающих при вырубке и содержании зелёных насаждений (порча, несанкционированная вырубка).

В реализации мероприятий Программы в 2017 году приняли участие промышленные предприятия города, структурные подразделения Администрации города Ижевска. Из запланированных 24 основных мероприятий выполнено и находится в стадии выполнения 24. Наиболее значимыми результатами Программы явились следующие мероприятия:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...