Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чем отличается личностно ориентированный подход в педагогике от традиционного?Стр 1 из 2Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА И ЦЕЛОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ» Личностно ориентированный подход в образовании Требования к компетентности · знать и уметь обосновать сущность личностно ориентированного подхода в современной педагогике, уметь оценить его значение для эффективного развития личности и общества; · знать основные принципы и способы реализации личностно ориентированного подхода в образовательной практике, уметь анализировать педагогическую реальность с позиции личностно ориентированного подхода; · знать основные требования к организации личностно ориентированного урока, уметь ими пользоваться при его анализе и решении педагогических задач; · иметь представление о современных личностно ориентированных педагогических технологиях, уметь конкретизировать их примерами из школьной практики. Основная литература 1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М.: Педобщество России. – 1999. – С. 114–117. 2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М.: Владос, 1999. – Кн.2. – С. 52-55. 3. Прокопьев, И.И. Педагогика / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 422-429, 433-449. 4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 185-213. 5. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С 227–291.
Дополнительная литература 1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 1998. 2. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Воронеж, 1996. 3. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 91–97. 5. Казимирская, И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике/ И.И. Казимирская, А.В.Торхова.-минск:Бестпринт,2004. – С.85-94. 6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – С. 137-218, Т.2. – С. 106–135. 7. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб; Питер, 2001. – С. 81–87.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Что такое личностно ориентированный подход в педагогике? Подход (философ.) – ориентация человека в познавательной или преобразовательной деятельности. Подход включает в себя три компонента:
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов деятельности обеспечить и поддержать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности. Сущность личностно ориентированного подхода отражается в следующих аспектах: · личностно ориентированный подход является ориентацией в педагогической деятельности; · он представляет комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов осуществления педагогической деятельности; · цель реализации личностно ориентированного подхода в образовании – содействие развитию индивидуальности учащегося. Теория и практика реализации личностно ориентированного подхода имеет разные названия: гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание (США, Европа, 70-е гг. XX в.), педагогика сотрудничества (СССР, 80-е гг. XX в.)
Общие акценты гуманистических подходов к образованию:
Чем отличается личностно ориентированный подход в педагогике от традиционного? Выбор первого связан с желанием педагога содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного.
Основные понятия личностно ориентированного подхода:
· Индивидуальность– конкретный человек с присущими только ему биологическими и личностными свойствами; то особенное в человеке, что придает ему своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. · Личность – социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения. · Самоактуализирующаяся личность– человек, осознанно и активно реализующий стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. · Субъект– индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности. · Субъектность –качество отдельного человека или группы, отражающее высокую степень активности и свободу в выборе и осуществлении деятельности. · Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных, эмоциональных чертах и качествах (самосознание), на основе которых он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми. Я-концепция формируется в процессе социализации и воспитания. · Выбор– возможность для человека или группы избрать из некоторой совокупности предпочтительный вариант для проявления своей активности. · Педагогическая поддержка– деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, учебой, жизненным и профессиональным продвижением. Принципы построения личностно ориентированного педагогического процесса: · принцип «развивающей помощи»состоит в том,чтобы не указывать ребенку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам выбирал, принимал решения и отвечал за них. Согласно К. Роджерсу, задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе целей, содержания, методов работы, ценностей и поведения. Учитель, по К. Роджерсу, стимулирует и облегчает (facilitate) самостоятельную деятельность ученика; · принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к своим результатам обучения; · принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, суть которого в предоставлении учащимся права выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие. · принцип продуктивности обучения,предполагающий, что создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих продуктов, отличающихся от общепризнанных образцов, является ценностью образовательного процесса. · принцип ситуативности обучения,предполагающий построение процесса обучения как последовательности ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами. · принцип образовательной рефлексии, который предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают результаты, обнаруживают затруднения и проблемы. Основные способы педагогической деятельности при личностно ориентированном подходе – это диалог, ситуация успеха, ситуации индивидуального и коллективного выбора, методы диагностики и самодиагностики, игровые, рефлексивные методы и приемы, отвечающие таким требованиям, как: · диалогичность, · деятельностно-творческий характер, · направленность на поддержку индивидуального развития ребенка. Примерами личностно ориентированных технологий обучения и воспитания являются: педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, проектное обучение, технология «французских мастерских», Дальтон-технология и др.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |