Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Осуществление буржуазных реформ, новая попытка
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Кафедра истории и политологии
Рег. № 959
«29» мая 2008г.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по УР НГУЭУ
А.И.Кричевский
«___»__________2008г.
Рабочая программа
Учебной дисциплины
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Для студентов всех форм обучения
по всем специальностям
2008
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.
Протокол заседания N 7 от " 7 марта 2008г.
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности (наименование) ________________________________________
_______________________________________________
(подпись заведующего кафедрой)
«____» ______________20 г.
Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу
Начальник научно-методического отдела _________________ Е.А. Романовская
« __ » _____________ 20 __ г.
Программу дисциплины разработали:
В.И. Быстренко, проф.
Д.М. Шиловский, к.и.н., доцент
В.В. Сарнова, к.и.н., ст. преп.
Ó В.И. Быстренко, проф.
Д.М. Шиловский, к.и.н., доцент
В.В. Сарнова, к.и.н., ст. преп.
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»
Раздел I. Организационно-методический
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
ГСЭ.Ф.1.03.Отечественная история.
ГСЭ.Ф.03.
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса помочь студентам понять исторический процесс, выявить исторические закономерности и историческое своеобразие, научить объяснять историю, исходя из требований объективности, историзма и научной истины.
В соответствии с основной целью дисциплины ее задачами являются:
- изучение основных периодов в истории Отечества
- изучение социально-экономических, политических и духовных процессов
- их динамики и своеобразия; выявление исторического значения основных событий в истории России.
Требования к уровню усвоения дисциплины
По окончании изучения Отечественной истории студент должен:
- знать основные события истории Отечества
- уметь анализировать события, обобщать, делать выводы
- иметь представление о значении истории Отечества для понимания современной России, ее места в мировой истории.
Форма контроля
Промежуточная аттестация. Экзамен на всех формах обучения.
Текущий контроль. Подготовка и выступление студентов на семинарах, тестирование, сдача коллоквиумов, написание рефератов, на заочном отделении – сдача контрольной работы.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план учебной дисциплины
080105 Финансы и кредит
Наименование темы курса
| Дневное обучение
| Дневное обучение (ускор)
| Лекции
| Сем.
| Сам.
| Всего
| Лекции
| Сем.
| Самост.
| Всего
| 1. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.
| 2
|
| 2
| 4
| 2
| -
| -
| 2
| 2. Древняя Русь.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
|
| 2
| 4
| 3. Образование Московской Руси. Россия XVI в.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 4. Россия в конце XVI – XVII вв.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 4
| 5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 2
| 2
| 6
| 9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв.
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
| 2
| 2
| 6
| 10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы.
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| -
| 5
| 6
| 11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития.
| 2
| 4
| 4
| 10
| 2
| 2
| 6
| 10
| 12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XX в).
| 2
| 4
| 4
| 10
| 2
| 2
| 10
| 14
| 13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
| -
| 10
| 12
| 14. СССР в послевоенной период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений.
| 6
| 4
| 6
| 18
| 6
| 2
| 10
| 28
| 15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности.
| 4
| 4
| 8
| 16
| 4
| -
| 10
| 14
| ИТОГО:
| 36
| 36
| 48
| 120
| 36
| 18
| 66
| 120
|
080105 Финансы и кредит
Наименование темы курса
| Заочное обучение
5,5лет
| Заочное обучение
3,5 года
| Заочное обучение
3 года
| Лек
| Сем.
| Сам.
| Всего
| Лек
| Сем.
| Сам
| Всего
| Лек
| Сем.
| Сам.
| Всего
| 1. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.
| 2
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
|
|
| 2
| 2
| 2. Древняя Русь.
|
|
| 4
| 4
|
|
|
| 2
|
|
| 2
| 2
| 3.Образование Московской Руси. Россия XVI в.
|
|
| 6
| 6
|
|
|
| 4
|
|
| 2
| 2
| 4.Россия в конце XVI – XVII вв.
|
|
| 4
| 4
|
|
|
| 4
|
|
| 2
| 2
| 5. Россия в первой четверти XVIII в.Необходимость модер-низации Реформы Петра I.
|
|
| 10
| 10
| 2
|
|
| 10
|
|
| 4
| 4
| 6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
| 2
|
| 10
| 12
| 2
|
|
| 10
|
|
| 4
| 4
| 7.Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования.
|
|
| 10
| 10
|
|
|
| 10
|
|
| 4
| 4
| 8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя.
| 2
|
| 8
| 10
| 2
|
|
| 8
|
|
| 4
| 4
| 9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв.
| 2
|
| 6
| 8
|
|
|
| 6
|
|
| 14
| 14
| 10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы.
|
|
| 8
| 8
|
|
|
| 8
|
|
| 16
| 16
| 11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития.
| 2
|
| 6
| 8
| 2
|
|
| 6
|
|
| 10
| 10
| 12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XX в)
| 2
|
| 6
| 8
|
|
|
| 6
|
|
| 10
| 10
| 13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
|
|
| 10
| 10
|
|
|
| 10
|
|
| 10
| 10
| 14. СССР в послевоенной период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений.
| 2
|
| 6
| 8
| 2
|
|
| 16
|
|
| 20
| 20
| 15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности.
| 2
|
| 8
| 10
|
|
|
| 20
|
|
| 20
| 20
| ИТОГО:
| 16
| 0
| 104
| 120
| 12
| 0
| 108
| 120
| -
| -
| 120
| 120
|
Наименование темы курса
| Заочное обучение (ИДО)
5,5 лет
| Заочное обучение (ИДО)
3,5 года
| Лекции
| Сам.раб.
| Конс.
| Всего
| Лекции
| Сам.раб.
| Конс.
| Всего
| 1. Введение. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.
|
| 1
| 1
|
|
| 11
| 1
|
| 2. Древняя Русь.
|
| 1
| 1
|
|
| 11
|
|
| 3. Образование Московской Руси. Россия XVI в.
|
| 3
| 1
|
|
| 14
|
|
| 4. Россия в конце XVI – XVII вв.
|
| 3
| 1
|
|
| 14
|
|
| 5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I.
|
| 3
| 1
|
|
| 14
|
|
| 6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины I.
|
| 3
| 1
|
|
| 14
|
|
| 7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования.
|
| 13
| 1
|
|
| 24
|
|
| 8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя.
|
| 13
| 1
|
|
| 20
|
|
| 9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв.
|
| 14
| 1
|
|
| 26
|
|
| 10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы.
|
| 9
| 1
|
|
| 20
|
|
| 11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития.
|
| 9
| 1
|
|
| 20
|
|
| 12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XXв.)
|
| 9
| 1
|
|
| 20
|
|
| 13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
|
| 5
| 1
|
|
| 16
|
|
| 14. СССР в послевоенный период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений (1946 – 1985 гг.)
|
| 9
| 1
|
|
| 20
|
|
| 15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности. Заключение.
|
| 9
| 2
|
|
| 20
| 1
|
| ИТОГО:
|
| 104
| 16
| 120
| | 254
| 2
| 256
|
Дневное обучение
| Специальность
| Всего часов
| Самостоят.
| Лекции
| Практ.
| 080502 Экономика и управление на предприятии (ТиГХ)
| 170
| 119
| 34
| 17
| 080111 Маркетинг
| 138
| 66
| 36
| 36
| 040201 Социология
| 100
| 46
| 36
| 18
|
Объем учебных часов по дисциплине
| Дневное обучение
| Специальности, направления
| Всего
| Самост.
| Аудиторная
| лек.
| сем.
| всего
| 080100 Экономика (БЭ-4г)
| 150
| 78
| 36
| 36
| 72
| 080600 Статистика (4 г.)
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 080601 Статистика (5 л.)
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 080105 Финансы и кредит (5 л.)
| 120
| 48
| 36
| 36
| 72
| 080105 Финансы и кредит (3 г.)
| 120
| 66
| 36
| 18
| 54
| 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (5 л.)
| 120
| 48
| 36
| 36
| 72
| 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит (3 г.)
| 120
| 66
| 36
| 18
| 54
| 080107 Налоги и налогообложение (5 л.)
| 120
| 48
| 36
| 36
| 72
| 230201 Информационные системы и технологии (5 л.)
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 080801 Прикладная информатика
(в экономике)
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 080500 Менеджмент (4 г.)
| 138
| 70
| 34
| 34
| 68
| 080507 Менеджмент организации (3,5 г.)
| 138
| 84
| 36
| 18
| 54
| 080507 Менеджмент организации (5л.)
| 138
| 70
| 34
| 34
| 68
| 080300 Коммерция (4 г.)
| 138
| 66
| 36
| 36
| 72
| 080301 Коммерция (торговое дело) (5 л.)
| 138
| 66
| 36
| 36
| 72
| 080301 Коммерция (торговое дело) (3,5 г.)
| 138
| 84
| 36
| 18
| 54
| 080104 Экономика труда (5 л.)
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 080505 Управление персоналом (5 л.)
| 136
| 68
| 34
| 34
| 68
| 100103 Социальн-культурный сервис (5 л.)
| 102
| 51
| 34
| 17
| 51
| 030602 Связи с общественностью (5 л.)
| 102
| 51
| 17
| 34
| 51
| 080503 Антикризисное управление (5 л.)
| 135
| 63
| 36
| 36
| 72
| 080502 Экон. и управление на предприятиях природопользования (5 л.)
| 226
| 154
| 36
| 36
| 72
| 080502 Экон. и управ. на предприятиях машиностроения (3,5 г.)
| 170
| 119
| 34
| 17
| 51
| 030301 Психология (5 л.)
| 128
| 64
| 32
| 32
| 64
| 030501 Юриспруденция (5 л.)
| 136
| 68
| 34
| 34
| 68
| 030701 Международные отношения
| 170
| 30
| 70
| 70
| 140
| 032301 Регионоведение
| 144
| 72
| 36
| 36
| 72
| 220600 Инноватика
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 511900 Информационные технологии
| 136
| 64
| 36
| 36
| 72
| 090103 Организация и технология защиты информации
| 132
| 60
| 36
| 36
| 72
|
| | Объем учебных часов по дисциплине
| | Заочное обучение
| | Специальности
| Всего
часов
| Самос-тоятельная
| Аудитор-ная
|
|
|
|
|
| всего
| лек.
|
|
|
|
|
| 080601 Статистика
| 3,5 г. – 136
| 124
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080105 Финансы и кредит
| 5,5 л. – 120
| 104
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 080105 Финансы и кредит
| 3,5 г. – 120
| 108
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080105 Финансы и кредит
| 3г. – 120
| 120
| -
| -
|
|
|
|
|
| 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
| 5,5 л. – 120
| 104
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
| 3,5 г. – 120
| 108
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит
| 3г.-120
| 120
| -
| -
|
|
|
|
|
| 080107 Налоги и налогоблажение
| 3,5 г. – 120
| 108
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080801 Прикладная информатика
(в экономике)
| 3,5 г. – 136
| 124
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080507 Менеджмент организации
| 5,5 л. -138
| 122
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 080507 Менеджмент организации
| 3,5 г. – 138
| 126
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080507 Менеджмент организации
| 3г.-138
| 138
| -
| -
|
|
|
|
|
| 080301 Коммерция (торговое дело)
| 3,5 г. – 138
| 126
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080104 Экономика труда
| 5л. – 136
| 120
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 080505 Управление персоналом
| 3,5 г. – 136
| 124
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 100103 Социальн-культурный сервис
| 5,5 л. – 102
| 86
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 100103 Социальн-культурный сервис
| 3,5 г. – 102
| 90
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 030602 Связи с общественностью
| 3,5 г. – 102
| 90
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080503Антикризисное управление
| 3,5 г. – 135
| 123
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080503Антикризисное управление
| 3г.-135
| 135
| -
| -
|
|
|
|
|
| 080502 ЭиУП (туризм)
| 3,5г. – 170
| 158
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 080502Экон. И управ. На предприятиях машиностроения
| 3,5 г. – 170
| 158
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 030301 Юриспруденция
| 6 л. – 136
| 120
| 16
| 16
|
|
|
|
|
| 030301 Юриспруденция
| 3,5 г. – 136
| 124
| 12
| 12
|
|
|
|
|
| 030301 Юриспруденция
| 3г.-136
| 136
| -
| -
|
|
|
|
|
|
Специальность
| Всего часов
| Самостоятельн.
| Лекции
| 080111 Маркетинг
| 138
| 130
| 8
| 080502 Экономика и управление на предприятии (ТиГХ)
| 170
| 158
| 12
|
Объем учебных часов по дисциплине
| Заочное обучение (ИДО)
| Специальности
| Всего
часов
| Самос-тоятельная
| Аудитор-ная
| всего
| конс.
| 080105 Финансы и кредит
| 5,5 л. – 120
| 104
| 16
| 16
| 080105 Финансы и кредит
| 3,5 г. – 256
| 254
| 2
| 2
| 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
| 3,5 г. – 256
| 254
| 2
| 2
| 030501Юриспруденция
| 6л.-136
| 120
| 16
| 16
| 030501Юриспруденция
| 3,5г.-270
| 268
| 2
| 2
| 030501Юриспруденция
| 3г.-270
| 270
| -
| -
| 100103 Социально-культурный сервис и туризм
| 3,5г.-240
| 238
| 2
| 2
| 100103 Социально-культурный сервис и туризм
| 5,5 л. -102
| 92
|
| 10
| 080507 Менеджмент организации
| 3,5 г. – 352
| 350
| 2
| 2
| 080301 Коммерция (торговое дело)
| 3,5 г. – 352
| 350
| 2
| 2
| 080502 ЭиУ на предприятии (природопользования)
| 3,5г.-226
| 224
| 2
| 2
| 080502 ЭиУ на предприятии (ТиГХ)
| 3,5г.-260
| 258
| 2
| 2
| 080107 Налоги и налогообложение
| 3,5г. -300
| 298
| 2
| 2
|
Содержание отдельных тем
Тема 1. Введение. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.
Сущность, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Методология и теория исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Периодизация Отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности исторического развития России. Особенности социально-политического развития. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Тема 2. Древняя Русь.
Славяне в древности: происхождение, расселение на территории Европы, социально-экономическая, духовная, политическая жизнь (этногенез). Теории происхождения и основные этапы становления государственности у восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, ее эволюция в XI – XII вв. Принятие христианства и его роль в развитии Древней Руси. Распространение ислама. Причины и последствия феодальной раздробленности. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XVвв.
Тема 3. Образование Московской Руси. Россия в XVI в.
Изменения в цивилизационном развитии Европы в XV – XVI вв. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика становления единого централизованного российского государства. Причины возвышения Москвы. Социально-экономическое, духовное и политическое развитие Московской Руси при Иване III. Необходимость упрочнения российской государственности в середине XVI в. Политика Ивана IV. Опричнина: ее сущность и значение. Внешняя политика Московской Руси во второй половине XVI в.
Тема 4. Россия в конце XVI – XVII вв.
Социально-экономические и политические предпосылки, основные этапы «Смуты» в России, источники выхода, последствия. Формирование сословной системы организации общества. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения, крепостное право. Мануфактурно – промышленное производство. Земские соборы в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Становление самодержавия. Дискуссии о генезисе самодержавия. Церковная реформа Никона и церковный раскол. Внешняя политика России в XVII в.
Тема 5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I.
Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Необходимость реформ. Истоки, разработка и сущность реформ Петра I, изменения в социальной структуре общества. Внешняя политика: цели и итоги. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Историческое значение модернизации России в первой четверти XVIII в.
Тема 6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Просвещенный абсолютизм» как европейское явление, его особенности в России. Сословная политика Екатерины II и ее последствия. Реформа местного управления. Укрепление абсолютизма. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Новое в общественной мысли России.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и
Попытки реформирования.
Промышленный переворот в Европе и России. Кризис Самодержавно-крепостнической системы, необходимость радикального изменения общественно-экономического строя. Проекты реформирования России начала XIX в. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I. Основные направления общественно-политической мысли России 20 – 50-х гг. XIX в. Попытки реформирования политической системы России в первой половине XIX в. Причины половинчатости и незавершенности преобразованный первой половины XIX в. в России. Культура России. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
Тема 8. Отмена крепостного права в России,
осуществление буржуазных реформ, новая попытка
|