Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осуществление буржуазных реформ, новая попытка




НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра истории и политологии

 

Рег. № 959

«29» мая 2008г.

 

 

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УР НГУЭУ

 

                                                                                                 А.И.Кричевский

«___»__________2008г.

 

Рабочая программа

Учебной дисциплины

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

Для студентов всех форм обучения

по всем специальностям

 

 

2008

 

Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.

 

Протокол заседания N 7 от " 7 марта 2008г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра по специальности              (наименование) ________________________________________

                                                             _______________________________________________

(подпись заведующего кафедрой)

 «____» ______________20 г.

Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу

 

Начальник научно-методического отдела _________________ Е.А. Романовская

« __ » _____________ 20 __ г.

 

Программу дисциплины разработали:

В.И. Быстренко, проф.

Д.М. Шиловский, к.и.н., доцент

В.В. Сарнова, к.и.н., ст. преп.

 

 

Ó   В.И. Быстренко, проф.

  Д.М. Шиловский, к.и.н., доцент

 В.В. Сарнова, к.и.н., ст. преп.

 

 

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

 

Раздел I.  Организационно-методический

Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

ГСЭ.Ф.1.03.Отечественная история.

ГСЭ.Ф.03. Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.  Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса помочь студентам понять исторический процесс, выявить исторические закономерности и историческое своеобразие, научить объяснять историю, исходя из требований объективности, историзма и научной истины.

 В соответствии с основной целью дисциплины ее задачами являются:

- изучение основных периодов в истории Отечества

- изучение социально-экономических, политических и духовных процессов

- их динамики и своеобразия; выявление исторического значения основных событий в истории России.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

По окончании изучения Отечественной истории студент должен:

- знать основные события истории Отечества

- уметь анализировать события, обобщать, делать выводы

- иметь представление о значении истории Отечества для понимания современной России, ее места в мировой истории.

 

Форма контроля

Промежуточная аттестация. Экзамен на всех формах обучения.

Текущий контроль. Подготовка и выступление студентов на семинарах, тестирование, сдача коллоквиумов, написание рефератов, на заочном отделении – сдача контрольной работы.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план учебной дисциплины

080105 Финансы и кредит

Наименование темы курса

Дневное обучение

Дневное обучение (ускор)

Лекции Сем. Сам. Всего Лекции Сем. Самост. Всего
1. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России. 2   2 4 2 - - 2
2. Древняя Русь. 2 2 2 6 2   2 4
3. Образование Московской Руси. Россия XVI в. 2 2 2 6 2 2 2 6
4. Россия в конце XVI – XVII вв. 2 2 2 6 2 2 2 4
5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I. 2 2 2 6 2 2 2 6
6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II 2 2 2 6 2 2 2 6
7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования. 2 2 2 6 2 2 2 6
8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя. 2 2 2 6 2 2 2 6
9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв. 2 2 4 8 2 2 2 6
10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы. 2 2 2 6 2 - 5 6
11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития. 2 4 4 10 2 2 6 10
12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XX в). 2 4 4 10 2 2 10 14
13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 2 2 4 8 2 - 10 12
14. СССР в послевоенной период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений. 6 4 6 18 6 2 10 28
15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности. 4 4 8 16 4 - 10 14
ИТОГО: 36 36 48 120 36 18 66 120

 

080105 Финансы и кредит

Наименование темы курса

Заочное обучение

5,5лет

Заочное обучение

3,5 года

Заочное обучение

 3 года

Лек Сем. Сам. Всего Лек Сем. Сам Всего Лек Сем. Сам. Всего
1. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России. 2   2 4 2           2 2
2. Древняя Русь.     4 4       2     2 2
3.Образование Московской Руси. Россия XVI в.     6 6       4     2 2
4.Россия в конце XVI – XVII вв.     4 4       4     2 2
5. Россия в первой четверти XVIII в.Необходимость модер-низации Реформы Петра I.     10 10 2     10     4 4
6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II 2   10 12 2     10     4 4
7.Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования.     10 10       10     4 4
8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя. 2   8 10 2     8     4 4
9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв. 2   6 8       6     14 14
10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы.     8 8       8     16 16
11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития. 2   6 8 2     6     10 10
12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XX в) 2   6 8       6     10 10
13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.     10 10       10     10 10
14. СССР в послевоенной период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений. 2   6 8 2     16     20 20
15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности. 2   8 10       20     20 20
ИТОГО: 16 0 104 120 12 0 108 120 - - 120 120

Наименование темы курса

Заочное обучение (ИДО)

 5,5 лет

Заочное обучение (ИДО)

3,5 года

Лекции Сам.раб. Конс. Всего Лекции Сам.раб. Конс. Всего
1. Введение. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.   1 1     11 1  
2. Древняя Русь.   1 1     11    
3. Образование Московской Руси. Россия XVI в.   3 1     14    
4. Россия в конце XVI – XVII вв.   3 1     14    
5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I.   3 1     14    
6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины I.   3 1     14    
7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и попытки реформирования.   13 1     24    
8. Отмена крепостного права в России, осуществление буржуазных реформ, новая попытка модернизации общественно-политического строя.   13 1     20    
9. Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX – XX вв.   14 1     26    
10. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации. Революция и реформы.   9 1     20    
11. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса. 1917 год – борьба за выбор пути развития.   9 1     20    
12. Становление советской власти. Социально-экономическое и политическое развитие страны (ноябрь 1917 – 30-е гг. XXв.)   9 1     20    
13. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.   5 1     16    
14. СССР в послевоенный период: попытка осуществления политических и экономических реформ. Нарастание кризисных явлений (1946 – 1985 гг.)   9 1     20    
15. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и становление новой российской государственности. Заключение.   9 2     20 1  
ИТОГО:   104 16 120   254 2 256

Дневное обучение

Специальность Всего часов Самостоят. Лекции Практ.
080502 Экономика и управление на предприятии (ТиГХ) 170 119 34 17
080111 Маркетинг 138 66 36 36
040201 Социология 100 46 36 18

 

 

                  


Объем учебных часов по дисциплине

Дневное обучение

Специальности, направления

Всего

Самост.

Аудиторная

лек.

сем.

всего

080100 Экономика (БЭ-4г)

150

78

36

36

72

080600 Статистика (4 г.)

136

64

36

36

72

080601 Статистика (5 л.)

136

64

36

36

72

080105 Финансы и кредит (5 л.)

120

48

36

36

72

080105 Финансы и кредит (3 г.)

120

66

36

18

54

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (5 л.)

120

48

36

36

72

080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит (3 г.)

120

66

36

18

54

080107 Налоги и налогообложение (5 л.)

120

48

36

36

72

230201 Информационные системы и технологии (5 л.)

136

64

36

36

72

080801 Прикладная информатика

 (в экономике)

136

64

36

36

72

080500 Менеджмент (4 г.)

138

70

34

34

68

080507 Менеджмент организации (3,5 г.)

138

84

36

18

54

080507 Менеджмент организации (5л.)

138

70

34

34

68

080300 Коммерция (4 г.)

138

66

36

36

72

080301 Коммерция (торговое дело) (5 л.)

138

66

36

36

72

080301 Коммерция (торговое дело) (3,5 г.)

138

84

36

18

54

080104 Экономика труда (5 л.)

136

64

36

36

72

080505 Управление персоналом (5 л.)

136

68

34

34

68

100103 Социальн-культурный сервис (5 л.)

102

51

34

17

51

030602 Связи с общественностью (5 л.)

102

51

17

34

51

080503 Антикризисное управление (5 л.)

135

63

36

36

72

080502 Экон. и управление на предприятиях природопользования (5 л.)

226

154

36

36

72

080502 Экон. и управ. на предприятиях машиностроения (3,5 г.)

170

119

34

17

51

030301 Психология (5 л.)

128

64

32

32

64

030501 Юриспруденция (5 л.)

136

68

34

34

68

030701 Международные отношения

170

30

70

70

140

032301 Регионоведение

144

72

36

36

72

220600 Инноватика

136

64

36

36

72

511900 Информационные технологии

136

64

36

36

72

090103 Организация и технология защиты информации

132

60

36

36

72

 

 

Объем учебных часов по дисциплине

Заочное обучение

Специальности

Всего

часов

Самос-тоятельная

Аудитор-ная

 

 

 

 

 

всего

лек.

 

 

 

 

 

080601 Статистика

3,5 г. – 136

124

12

12

 

 

 

 

 

080105 Финансы и кредит

5,5 л. – 120

104

16

16

 

 

 

 

 

080105 Финансы и кредит

3,5 г. – 120

108

12

12

 

 

 

 

 

080105 Финансы и кредит

3г. – 120

120

-

-

 

 

 

 

 

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

5,5 л. – 120

104

16

16

 

 

 

 

 

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3,5 г. – 120

108

12

12

 

 

 

 

 

080109 Бухгалтерский учет анализ и аудит

3г.-120

120

-

-

 

 

 

 

 

080107 Налоги и налогоблажение

3,5 г. – 120

108

12

12

 

 

 

 

 

080801 Прикладная информатика

 (в экономике)

3,5 г. – 136

124

12

12

 

 

 

 

 

080507 Менеджмент организации

5,5 л. -138

122

16

16

 

 

 

 

 

080507 Менеджмент организации

3,5 г. – 138

126

12

12

 

 

 

 

 

080507 Менеджмент организации

3г.-138

138

-

-

 

 

 

 

 

080301 Коммерция (торговое дело)

3,5 г. – 138

126

12

12

 

 

 

 

 

080104 Экономика труда

5л. – 136

120

16

16

 

 

 

 

 

080505 Управление персоналом

3,5 г. – 136

124

12

12

 

 

 

 

 

100103 Социальн-культурный сервис

5,5 л. – 102

86

16

16

 

 

 

 

 

100103 Социальн-культурный сервис

3,5 г. – 102

90

12

12

 

 

 

 

 

030602 Связи с общественностью

3,5 г. – 102

90

12

12

 

 

 

 

 

080503Антикризисное управление

3,5 г. – 135

123

12

12

 

 

 

 

 

080503Антикризисное управление

3г.-135

135

-

-

 

 

 

 

 

080502 ЭиУП (туризм)

3,5г. – 170

158

12

12

 

 

 

 

 

080502Экон. И управ. На предприятиях машиностроения

3,5 г. – 170

158

12

12

 

 

 

 

 

030301 Юриспруденция

6 л. – 136

120

16

16

 

 

 

 

 

030301 Юриспруденция

3,5 г. – 136

124

12

12

 

 

 

 

 

030301 Юриспруденция

3г.-136

136

-

-

 

 

 

 

 

 

Специальность Всего часов Самостоятельн. Лекции
080111 Маркетинг 138 130 8
080502 Экономика и управление на предприятии (ТиГХ) 170 158 12

 

Объем учебных часов по дисциплине

Заочное обучение (ИДО)

Специальности

Всего

часов

Самос-тоятельная

Аудитор-ная

всего

конс.

080105 Финансы и кредит

5,5 л. – 120

104

16

16

080105 Финансы и кредит

3,5 г. – 256

254

2

2

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

3,5 г. – 256

254

2

2

030501Юриспруденция

6л.-136

120

16

16

030501Юриспруденция

3,5г.-270

268

2

2

030501Юриспруденция

3г.-270

270

-

-

100103 Социально-культурный сервис и туризм

3,5г.-240

238

2

2

100103 Социально-культурный сервис и туризм

5,5 л. -102

 

92

 

10

080507 Менеджмент организации

3,5 г. – 352

350

2

2

080301 Коммерция (торговое дело)

3,5 г. – 352

350

2

2

080502 ЭиУ на предприятии (природопользования)

3,5г.-226

224

2

2

080502 ЭиУ на предприятии (ТиГХ)

3,5г.-260

258

2

2

080107 Налоги и налогообложение

3,5г. -300

298

2

2

 

 



Содержание отдельных тем

Тема 1. Введение. Сущность, функции исторического знания. Методология исторической науки. Методы изучения истории. Периодизация Отечественной истории. Особенности исторического развития. Особенности социально-политического развития России.

Сущность, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Методология и теория исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Периодизация Отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности исторического развития России. Особенности социально-политического развития. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.                                                                                                                                                      

Тема 2. Древняя Русь.

Славяне в древности: происхождение, расселение на территории Европы, социально-экономическая, духовная, политическая жизнь (этногенез). Теории происхождения и основные этапы становления государственности у восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности, ее эволюция в XI – XII вв. Принятие христианства и его роль в развитии Древней Руси. Распространение ислама. Причины и последствия феодальной раздробленности. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XVвв.

Тема 3. Образование Московской Руси. Россия в XVI в.

Изменения в цивилизационном развитии Европы в XV – XVI вв. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика становления единого централизованного российского государства. Причины возвышения Москвы. Социально-экономическое, духовное и политическое развитие Московской Руси при Иване III. Необходимость упрочнения российской государственности в середине XVI в. Политика Ивана IV. Опричнина: ее сущность и значение. Внешняя политика Московской Руси во второй половине XVI в.

Тема 4. Россия в конце XVI – XVII вв.

Социально-экономические и политические предпосылки, основные этапы «Смуты» в России, источники выхода, последствия. Формирование сословной системы организации общества. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения, крепостное право. Мануфактурно – промышленное производство. Земские соборы в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Становление самодержавия. Дискуссии о генезисе самодержавия. Церковная реформа Никона и церковный раскол. Внешняя политика России в XVII в.

Тема 5. Россия в первой четверти XVIII в. Необходимость модернизации Реформы Петра I.

Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Необходимость реформ. Истоки, разработка и сущность реформ Петра I, изменения в социальной структуре общества. Внешняя политика: цели и итоги. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Историческое значение модернизации России в первой четверти XVIII в.

Тема 6. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

«Просвещенный абсолютизм» как европейское явление, его особенности в России. Сословная политика Екатерины II и ее последствия. Реформа местного управления. Укрепление абсолютизма. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Новое в общественной мысли России.

Тема 7. Россия в первой половине XIX в. Проекты и

Попытки реформирования.

Промышленный переворот в Европе и России. Кризис Самодержавно-крепостнической системы, необходимость радикального изменения общественно-экономического строя. Проекты реформирования России начала XIX в. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I. Основные направления общественно-политической мысли России 20 – 50-х гг. XIX в. Попытки реформирования политической системы России в первой половине XIX в. Причины половинчатости и незавершенности преобразованный первой половины XIX в. в России. Культура России. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Тема 8. Отмена крепостного права в России,

осуществление буржуазных реформ, новая попытка










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...