Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Условия реализации программы учебной дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии__________________
(индекс и наименование дисциплины)
для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
(код и наименование специальности)
__________________________базовый________________________________
Вводится в действие
с 1 сентября 2012 г.
г. Елабуга
2012
Рассмотрено на заседании ЦМК
«_____» _______________ 2012г.
.
| Согласовано
Зав. метод.кабинетом
_____________________
Тихомирова Н.В.
«_____» _____________ 2012г.
| Согласовано
заместитель директора УМР
______________________
Немтырева Н.С.
«_____» ________2012г
|
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»
Разработчик:
преподаватель первой категории
|
| Р.Ш.Назипова
|
|
|
| Рецензенты:
преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»
|
| И.В. Алексеева
| кандидат исторических наук, доцент Елабужского института КФУ
|
| С.Х.Мухаметгалиева
|
ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Основы философии» формируются компетенции (из перечня компетенций по специальности 190631 Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта), такие как:
- общие компетенции:
1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. ОК 6. Работать как индивидуально, так и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
8. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла – история, обществознание, литература; общепрофессионального цикла – психологии, основы права, менеджмент, основы экономики.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия;
- познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 56 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часа;
самостоятельная работа обучающегося 8 часов;
практические занятия 8 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 56
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 48
| в том числе:
| | лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 8
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 8
| в том числе:
| | · внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника;
· конспектом лекций;
· выполнение индивидуальных заданий;
· самостоятельная работа над творческой работой (проектом);
· подготовка рефератов по темам;
· составление таблиц для систематизации учебного материала;
· разработка тестовых заданий;
· компьютерных презентаций;
· творческих проектов для закрепления материала;
· подготовка сообщений к выступлению
| | Итоговая аттестация в форме устного экзамена в 8 семестре
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| | | Тема 1.1Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
| Содержание учебного материала
| 2
|
| Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире вцелом, как мышление об основных идеях мироустройства. Философия как учение о мире вцелом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Основной вопрос философии. Язык философии
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.1 Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
-написать эссе на тему «Философия как любовь к мудрости»;
-разработка КП «Соотношение философии, науки, религии и искусства».
| 0,5
| Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени
| 18
|
Тема 1.1 Философия античного мира
Тема 1.2 Философия Средних веков
| Содержание учебного материала
| 6
3
3
| Античная философия: от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, киники, стоики и скептики.
| 2
|
Философия Средних веков: Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в средние века.
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.1 Философия античного мира и Средних веков
-разработка КП «Античная философия»;
-написать эссе на тему «Философия Средневековья»;
-нарисовать рисунок на тему «Философия и религия».
|
2
|
Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени
| Содержание учебного материала
| 12
2
2
2
2
2
2
| 1.
| Основные черты философии эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Дж. Бруно, Г. Галилей
| 2
| 2.
| Философия Нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)
| 2
| 3.
| Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени
| 2
| 4.
| Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс)
| 2
| 5.
| Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон)
| 2
| 6.
| Русская философия XIX- XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм)
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.1 Философия эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени
- подготовка сообщений по темам «Философские взгляды Дж. Бруно», «Деятельность Г.Галилея», «Практическая философия И.Канта».
|
2
| Раздел 2. Человек - сознание - познание
| 10
|
|
Тема 2.1 Человек как главная философская проблема
| Содержание учебного материала
| 4
2
| Философия о происхождении и сущности человека.Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе
| 3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическое занятие № 1 «Личность, свобода, ценности»
| 2
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
2.1 Человек как главная философская проблема
-разработка КП «Моё отношение к: самому себе, другим, обществу, культуре и природе»
-подготовить сообщение на тему «Личность, свобода, ценности».
|
0,5
|
Тема 2.2. Проблема сознания
| Содержание учебного материала
| 4
2
| Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).
Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Сознание, мышление, язык.
| 3
| 3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическое занятие № 2 «Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности»
| 2
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
2.2Проблема сознания
-разработка КП «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»;
-написать эссе на тему «Соотношение сознательного и бессознательного в человеке»;
-подготовить сообщение на тему «Проблема бессознательного в трудах З.Фрейда», «Коллективное бессознательное К.Юнга».
|
0,5
|
Тема 2.3. Учение о познании
| Содержание учебного материала
|
|
| Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности. Истина и заблуждение.
| 2
| 1
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
2.3Учение о познании
-написать эссе на тему « Я в этом мире и мир во мне»;
-составить кроссворд на тему « Познаваемость мира».
|
0,5
| Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
| 8
|
Тема 3.1. Философия и научная картина мира
| Содержание учебного материала
| 4
2
2
| 1.
| Основные категории научной картины мира: субстанция, материя, пространство, время, движение
| 2
| 2.
| Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
3.1 Философия и научная картина мира
-подготовить сообщение на тему «Звёздный путь человека»;
-составить кроссворд на тему « Основные категории научной картины мира».
-подготовка сообщений по теме « К вопросу о теории большого взрыва», «Новости науки»
|
0,5
|
Тема 3.2. Философия и религия
| Содержание учебного материала
| \
2
| 1.
| Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
| 3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическое занятие № 3 «Значение веры в жизни современного человека »
| 2
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
3.2Философия и религия
-разработать КП на тему «Женщина и мужчина в различных религиозных традициях»;
-составление таблицы «Религия о смысле человеческого существования».
|
0,5
|
Тема 3.3. Философия и искусство
| Содержание учебного материала
|
2
| 1.
| Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна
|
3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа при изучении раздела
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
3.3Философия и искусство
-написать эссе на тему «Искусство в жизни человека»;
-разработка КП на тему «Искусство постмодернизма»
- подготовка сообщений на тему «Молодёжная субкультура»
|
1
| Раздел 4. Социальная жизнь
| 10
|
Тема 4.1. Философия и история
| Содержание учебного материала
| 4
2
2
| 1.Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)
| 2
| 2.Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории»
| 1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
|
Тема 4.2. Философия и культура
| Содержание учебного материала
|
2
| Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры.
Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
| 2
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
|
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
| Содержание учебного материала
| 4
2
| 1.
| Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества
|
3
| 2.
| Борьба за права человека
Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества
| 2
| 2-3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическое занятие № 4 «Наука и ее влияние на будущее человечества»
| 2
| Контрольные работы
| -
| Примерная тематика курсовой работы (проекта):
| -
| Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом):
| -
| Всего:
| 56
| Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Условия реализации программы учебной дисциплины
|