Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия реализации программы учебной дисциплины




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии__________________

(индекс и наименование дисциплины)

 

для специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

(код и наименование специальности)

__________________________базовый________________________________

 

                                                                 Вводится в действие

                                                                      с 1 сентября 2012 г.

 

                                                          

 

 

г. Елабуга

2012

 

 

Рассмотрено                                                                   на заседании ЦМК       «_____» _______________ 2012г.                                .                Согласовано Зав. метод.кабинетом  _____________________ Тихомирова Н.В. «_____» _____________ 2012г.   Согласовано заместитель директора УМР ______________________ Немтырева Н.С. «_____» ________2012г     

 

 

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»

Разработчик:

преподаватель первой категории   Р.Ш.Назипова
     

Рецензенты:

преподаватель высшей категории ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»   И.В. Алексеева
кандидат исторических наук, доцент Елабужского института КФУ   С.Х.Мухаметгалиева

ГАОУ СПО «Елабужский  политехнический колледж»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

 

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате изучения дисциплины «Основы философии» формируются компетенции (из перечня компетенций по специальности 190631 Техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта), такие как:

- общие компетенции:

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. ОК 6. Работать как индивидуально, так и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

8. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

9. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

10. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла – история, обществознание, литература; общепрофессионального цикла –  психологии, основы права, менеджмент, основы экономики.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия;

- познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 56 час, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часа;

самостоятельная работа обучающегося 8 часов;

практические занятия 8 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные занятия -
практические занятия 8
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 8
в том числе:  
· внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника; · конспектом лекций; · выполнение индивидуальных заданий; · самостоятельная работа над творческой работой (проектом); · подготовка рефератов по темам; · составление таблиц для систематизации учебного материала; · разработка тестовых заданий; · компьютерных презентаций; · творческих проектов для закрепления материала; · подготовка сообщений к выступлению  

Итоговая аттестация в форме устного экзамена в 8 семестре



Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения

 

1

2

3 4

Введение

   

Тема 1.1Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Содержание учебного материала

2

 

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире вцелом, как мышление об основных идеях мироустройства. Философия как учение о мире вцелом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Основной вопрос философии. Язык философии

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.1 Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

-написать эссе на тему «Философия как любовь к мудрости»;

-разработка КП «Соотношение философии, науки, религии и искусства».

0,5

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

18

 

Тема 1.1  Философия античного мира

 Тема 1.2  Философия  Средних веков

Содержание учебного материала

6

 

3

 

3

Античная философия: от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, киники, стоики и скептики.

2

 

Философия Средних веков: Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в средние века.

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.1 Философия античного мира и Средних веков

-разработка КП «Античная философия»;

-написать эссе на тему «Философия Средневековья»;

-нарисовать рисунок на тему «Философия и религия».

  2

 

Тема 1.3 Философия эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени

Содержание учебного материала

12

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

1. Основные черты философии эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Дж. Бруно, Г. Галилей 2
2. Философия Нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц) 2
3. Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени 2
4. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс) 2
5. Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон) 2
6. Русская философия XIX- XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм) 2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.1 Философия эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени

- подготовка сообщений по темам «Философские взгляды Дж. Бруно», «Деятельность Г.Галилея», «Практическая философия И.Канта».

    2

Раздел 2. Человек - сознание - познание

10

 

 

Тема 2.1  Человек как главная философская проблема

 

Содержание учебного материала

4

2

 

 

Философия о происхождении и сущности человека.Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе

3

Лабораторные работы

-

 

Практическое занятие № 1 «Личность, свобода, ценности»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.1 Человек как главная философская проблема

-разработка КП «Моё отношение к: самому себе, другим,  обществу, культуре и  природе»

-подготовить сообщение на тему «Личность, свобода, ценности».

 

0,5

 

Тема 2.2. Проблема сознания

Содержание учебного материала

4

2

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Сознание, мышление, язык.

3
3

Лабораторные работы

-

 

Практическое занятие № 2 «Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.2Проблема сознания

-разработка КП «Современная цивилизация и психическое здоровье личности»;

-написать эссе на тему «Соотношение сознательного и бессознательного в человеке»;

-подготовить сообщение на тему «Проблема бессознательного в трудах З.Фрейда», «Коллективное бессознательное К.Юнга».

0,5

 

Тема 2.3. Учение о познании

Содержание учебного материала

   

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рациона­листов и агностиков о природе познания. Единство чувственного и рационального в познании. Формы познавательной деятельности. Истина и заблуждение.

2

1
2
2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

2.3Учение о познании

-написать эссе на тему « Я в этом мире и мир во мне»;

-составить кроссворд на тему « Познаваемость мира».

0,5

Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

8

 

Тема 3.1. Философия и научная картина мира

Содержание учебного материала

4

2

2

1. Основные категории научной картины мира: субстанция, материя, пространство, время, дви­жение 2
2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе 2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.1 Философия и научная картина мира

-подготовить сообщение на тему «Звёздный путь человека»;

-составить кроссворд на тему « Основные категории научной картины мира».

  -подготовка сообщений по теме « К вопросу о теории большого взрыва», «Новости науки»

0,5

 

Тема 3.2. Философия и религия

Содержание учебного материала

\

2

1. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существо­вания. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения. 3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие № 3 «Значение веры в жизни современного человека »

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.2Философия и религия

-разработать КП на тему «Женщина и мужчина в различных религиозных традициях»;

-составление таблицы «Религия о смысле человеческого существо­вания».

0,5

 

Тема 3.3. Философия и искусство

Содержание учебного материала

2

1. Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна 3

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа при изучении раздела

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

3.3Философия и искусство

-написать эссе на тему «Искусство в жизни человека»;

-разработка КП на тему «Искусство постмодернизма»

- подготовка сообщений на тему «Молодёжная субкультура»

    1

Раздел 4. Социальная жизнь

10

 

Тема 4.1. Философия и история

Содержание учебного материала

4

2

 

 

2

1.Философские концепции исторического развития: концепции одноли­нейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

2

2.Русская философия об историче­ской самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и сла­вянофилы о русской истории. Проблема «конца истории»

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

 

Тема 4.2. Философия и культура

Содержание учебного материала

2

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры.

Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Мас­совая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

2
2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

 

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала

4

 

2

 

 

1. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хо­зяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества 3
2. Борьба за права человека Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества 2 2-3

Лабораторные работы

-

Практическое  занятие № 4 «Наука и ее влияние на будущее человечества»

2

Контрольные работы

-

Примерная тематика курсовой работы (проекта):

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом):

-

Всего:

56

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



Условия реализации программы учебной дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 124.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...