Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное регулирование цен и тарифов и его способы




Государственное регулирование цен и тарифов представляет собой один из способов осуществления регулирования и контроля на ценовой политикой осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности со стороны органов государственной власти и управления.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

В соответствии со ст. 394 ГК Республики Беларусь в предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статья 1 Закона о ценообразовании определяет ценообразование как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Под регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Государственное регулирование ценообразования происходит на основе двух форм регулирования:

· прямого (административного);

· косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики).

Субъектами государственного регулирования цен и тарифов являются:

- Президент Республики Беларусь. Круг правомочий Президента Республики Беларусь в области регулирования государственной ценовой политики определен Конституцией Республики Беларусь;

- Министерство экономики Республики Беларусь. При нем образован департамент ценовой политики с правами юридического лица, Положение о департаменте ценовой политики утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 г. №194 [125];

- другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

- областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое регулирование цен (тарифов) путем установления:

· фиксированных цен (тарифов);

· предельных цен (тарифов);

· предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Предельная торговая надбавка (скидка) - ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;

· предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

· порядка определения и применения цен (тарифов). «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» утверждено Министерством экономики Республики Беларусь 22 апреля 1999 г. № 43;

· декларирования цен (тарифов). Декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

· установление предельных индексов изменения цен (тарифов). Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» предусмотрен такой способ государственного регулирования цен (тарифов) (далее – Указ от 19 мая 1999г. № 285). Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком ежегодно устанавливает и по мере необходимости пересматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь.

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...