Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО




Индикатором инновационных качеств институтов общества служит состояние венчурного предпринимательства. Оно представляет собой поис­ковое и потому наиболее рисковое звено инновационной деятельности (от англ. venture - риск). Его первичной организационной структурой служит тандем: венчурный фонд—малая фирма. Их менеджеры и персонал должны обладать значительным инновационным потенциалом, который позволяет мобилизовать и интенсивно использовать венчурный капитал для апробации инновационных проектов без гарантии их успешности. Здесь выявляется коммерческая ценность и практическая осуществимость большинства инноваций. Это микроуровень инновационной структуры общества и своего рода пульс, который позволяет судить о возможностях национальной инновационной системы данной страны.

Лидером в области венчурного финансирования являются США, где его принципы были заложены на рубеже 50-60-х годов XX века. В Европе этот вид предпринимательства стал быстро развиваться с начала 1980-х годов. В 1983 году возникла Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA); спустя два десятилетия она объединяла свыше 500 участников венчурного бизнеса более чем из 30 стран. С ее участием создана Европейская ассоциация биржевых дилеров, которая объединяет венчурных капиталистов, биржевых дилеров, банки и иные инвестиционные институты, а также открыта Европейская фондовая биржа для растущих молодых компаний.

Основными источниками прямых инвестиций в Европейском союзе в 2000 году являлись пенсионные фон­ды (24% инвестиций), банки (22%), страховые компании (13%). Около 80% инвестиций было направлено в фирмы с численностью работающих не более 200 человек, причем 56% всех инвестиций поступило в фирмы, на­ходящиеся на ранних стадиях своего развития, преимущественно в те, которые находятся на этапе расширения (37%). Все это помогает решать как проблемы занятости населения, так и развития инновационного предпринимательства в странах Европейского союза.

В Европе динамично развивается культура венчурного предприни-мательства. Создаются сети коучинг-центров, которые осуществляют консультации и тренинги для специалистов венчурных фондов и инновационных компаний. Формируются новые команды венчурных менеджеров, объединяемые общими целями, ценностями, профессиональным подходом, методами управления.

Этот вид деятельности, осуществляемой на микроуровне, служит пред­посылкой национальных инновацион­ных систем, повышает их эффектив­ность. Как инновационное развитие любой страны в наше время невоз­можно без национальной инноваци­онной системы, так и сама эта систе­ма невозможна без венчурного пред­принимательства.

Венчурное предпринимательство начало развиваться в России с 1994 года, преимущественно за счет средств иностранного капитала. К настоящему времени свое присутствие в России декларируют более 40 венчурных фондов с суммарными активами не менее 4,3 млрд долларов. Стали по­являться и российские фонды, кото­рые подготавливают условия для вен­чурной деятельности фондов. Но в целом в России их пока явно недо­статочно для формирования слоя про­фессионалов с опытом удачных инве­стиций, без чего трудно убедить по­тенциальных инвесторов вложить деньги в их бизнес. Это означает де­фицит предложений венчурного капи­тала, которому на другом полюсе со­ответствует дефицит спроса со сторо­ны российских предпринимателей на результаты деятельности отечествен­ных венчурных фирм.

В настоящее время в России риски предпринимательства, имеющего дело с базисными, радикальными иннова­циями, весьма разнообразны и зна­чительно превышают его уверенные ожидания. Перспективы венчурного предпринимательства определяются прежде всего реальной инновационной политикой государства. От нее зависят и перспективы нашей национальной инновационной системы (НИС).

Подытоживая опыт формирования НИС в странах с рыночной экономикой, а также советский опыт управления научно-техническим прогрессом, выделим три типа национальных инновационных систем:

1) рыночно-сетевая НИС - классическая рыночная, неиерархическая, в терминологии информационной эпохи - сетевая;

2) административно-командная НИС - классическая нерыночная, или этатистская, иерархическая, несовместимая с сетевыми рыночными отношениями;

3) смешанно-сетевая НИС - постклассическая рыночная, неиерархически-сетевая, основанная на партнерско-паритетном взаимодействии государства и частных структур в инновационных процессах.

Можно выделить следующие базовые принципы построения эффективной НИС в России:

1) обеспечить не административно-командный, а смешанно-сетевой характер НИС;

2) законодательно закрепить достойную оценку интеллектуального потенциала работников научных и образовательных учреждений как предпосылку активного и глубокого их вовлечения в инновационные процессы;

3) интенсифицировать процесс создания российской НИС, включая региональные инновационные системы субъектов РФ, обеспечив выполнение сроков, предусмотренных документом «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 году и дальнейшую перспективу».

Реализация этих принципов позволит российской инновационной системе активизировать и включить в себя множество людей и организаций, способных создавать и распространять инновации.

В таком случае это будет действенный социально-экономический институт. На уровне фирм и предприятий работоспособность Национальной инвестиционной системы должна поддерживаться венчурным предпринимательством.

ИННОВАТИКА – СТЕРЖЕНЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

В России имеются как значительные ресурсы и возможности, так и серьезные ограничители инновационного развития. Одним из таких ограничителей является отсутствие в большинстве вузов направления (специальности) «Управление инновациями», равно как и учебных дисциплин в области инно­ваций для студентов, получающих образование в области экономики, техники, технологии и различных облас­тях науки. Между тем в странах с экономикой, развивающейся по инновационному типу, готовятся тысячи таких специалистов. Более того, у нас широко распространена безграмотность в области инноватики - это относится не столько к исполнителям, сколько к руководителям многих уровней управленческой иерархии. При этом у нас имеются возможности массового обучения инновациям - как теоретического, так и практического. Все зависит от понимания актуальности данной проблемы руководителями сферы образования, от их воли быстро и твердо встать на путь ее решения, не ограничиваясь локальными ее вкраплениями в отдельные технические специальности.

самоуправления знаниями выражает

Это довольно ясный путь: инноваци­онная направленность должна стать в нашей стране стержнем всех форм ба­зового и дополнительного образования, трансформировать его в непрерывное инновационное образование специали­стов, т.е. людей, уже имеющих высшее профессиональное образование.

Сама потребность в дополнитель­ном образовании (повышение квали­фикации, второе образование и дру­гие формы) выражает растущий уро­вень динамики трудовых процессов в основных секторах народного хозяй­ства, особенно индустриальном и ин­формационном. Приобретенные зна­ния и навыки устаревают менее чем за десять лет, в наиболее динамич­ных сегментах труда — за три-пять лет. Повышение уровня, модернизация профиля знаний становится все чаще повторяемым, в тенденции — непре­рывным процессом для численно уве­личивающихся категорий работников. Этот процесс массовогореальное ста­новление общества, основанного на знаниях.

Ориентация людей на дополнительное образование означает их готовность получить знания о меняющихся и новых объектах и методах своей трудовой деятельности, шире - об изменениях окружающего жизненно­го мира. Это готовность воспринимать инновации, осваивать их теоретичес­ки и практически. Такой готовности должно соответствовать все содержа­ние дополнительного образования, способы его преподнесения и освое­ния, оно само должно становиться инновационным- Взрослым людям, уже имеющим высшее образование, нецелесообразно повторять базовые его компоненты. Зато требуется достаточно полно преподносить совокупность новых специальных знаний и основы инноватики как теории и методологии не только использования полученных знаний и навыков, но и самостоятельного, творческого их создания в своей трудовой деятельности, активного включения в инновационные процессы по месту работы — в фирмах, корпорациях, государственных и общественных организациях.

Мы видим, что инноватика - наука о производстве и распространении практических новшеств— может и должна вносить растущий вклад как в базовое, так и в дополнительное образование, в становление общества, которое действительно основано на инновационных знаниях и навыках большинства занятого населения










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...