Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Инноватика - комплексная, междисциплинарная область знаний об инновациях, наука о возникновении, производстве и распространенииСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ ИННОВАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ Инновации, или нововведения, — один из важнейших факторов развития современного мира. В нашу эпоху динамичных структурных изменений успехи отдельных людей и организаций, целых народов и обществ в большой мере зависят от их способности создавать, воспринимать и использовать разного рода нововведения: продуктные и технологические, социальные и культурные. Совсем недавно вошли в нашу повседневную жизнь и во многом изменили ее такие новшества, как Интернет, сотовый телефон, персональный компьютер, компакт-диск, флэш-память, электронная почта, банкомат... На наших глазах происходит слияние компьютера и телевидения в одно мультимедийное устройство, которое принципиально увеличивает роль Интернета в нашей жизни. Зреет интерактивное телевидение, скоро с телевизором можно будет поговорить... Отступает, уходит в прошлое тяжелейший системный кризис, который переживала Россия с середины 1980-х до конца 1990-х годов. Сотни, тысячи частных, государственных и смешанных фирм, предприятий, корпораций входят или вошли в фазу стабилизации, обретают зрелость. Это благоприятные, но отнюдь не однозначные по своим последствиям трансформации. За ними маячат новые опасности: ранняя бюрократизация и старение новых деловых организаций. Чтобы продлить свою молодость и зрелость, в наше время у деловых организаций нет другого способа, кроме постоянного обновления. А для этого необходимы разработка и реализация стратегии инновационного развития. Сознаем мы это или нет, потребность в инноватике как новой области знания становится жизненной для деловых людей — предпринимателей и менеджеров; она необходима и для служащих федеральных и территориальных органов управления развитием экономики. Не будет преувеличением сказать: эта область знания приобретает в современной России миссионерский характер. В том или ином виде изучение инноватики предусмотрено учебными планами вузов и факультетов экономики, социологии, менеджмента. В 1999 году на базе Санкт-Петербургского государственного технического университета введена подготовка бакалавров по направлению «Инноватика». С 2002 года в экспериментальном порядке в ряде университетов страны началась подготовка дипломированных специалистов с пятилетним сроком обучения по тому же направлению, по специальности «Управление инновациями» (отнесена к группе 650000 «Техника и технологии»). Так, в Государственном университете управления имеется Институт инноватики и логистики, а в его структуре — кафедра инновационного менеджмента, которая готовит соответствующих специалистов. В 2007/2008 учебном году по этой специальности на всех пяти курсах здесь обучались около 200 студентов; летом 2008 года состоялся первый выпуск — свыше 40 специалистов по управлению инновациями. Сознавая все это, мы уже во второй половине 1970-х годов начали разработку теории и методологии инноватики. Последние десять лет преподавался курс «Теория и практика инноваций» на экономическом факультете Государственного университета-Высшей школы экономики. Результаты научной работы и опыт преподавания обобщены в учебном пособии «Теория и практика инноватики», которое скоро увидит свет в издательстве «Логос». ЧТО ТАКОЕ ИННОВАТИКА? Инноватика - комплексная, междисциплинарная область знаний об инновациях, наука о возникновении, производстве и распространении практических новшеств, о содержании, условиях и результатах этих процессов. В современных российских условиях можно выделить следующие ее направления как основные, первостепенные:
1) понимание истории инноватики, ее становления за рубежом и в России; 2) исходные, базовые теоретические положения, методология и методика инновационной деятельности; 3) неопределенности и риски в инновациях, пути их снижения; 4) инновационный опыт российских предприятий, фирм; 5) венчурное предпринимательство и проблемы становления национальной инновационной системы в России. А также состояние и перспективы подготовки специалистов по инноватике в наших вузах. В настоящей статье дана краткая характеристика этих направлений. Термин «инновация» (innovation)первоначально, еще в XIX веке, связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраняется в этнографии. В Толковом словаре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков». В начале XX века термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 году Вернер Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма, в частности Сименса, Вернер Зомбарт заключил: основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире. В 1911 году Йозеф Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли. В конце 1930-х годов он ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий (Basisinnovationen und Folgentnnovationen). Это стало важным шагом в становлении теории инноваций. После великой депрессии начала ЗО-х годов XX века среди менеджеров США, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «инновационная политика фирмы» как символ способности фирмы выйти из депрессии. С самого начала внимание сосредоточилось на фирме как инициаторе и создателе инноваций, на ее восприимчивости к инновациям, на зависимости этой восприимчивости от организационных структур и методов управления. Затем предметом изучения и управления стал маркетинг: поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Постепенно стала расти роль государственной политики в отношении инновационной деятельности фирм, помогающей их конкурентоспособности на международном рынке; в 1980-х годах в странах с развитой рыночной экономикой возникли национальные инновационные системы.
РОССИЯ. Другая ситуация с инновациями сложилась в странах с плановой экономикой. Здесь доминировало централизованное, мобилизационное управление научно-техническим прогрессом на общенациональном, государственном уровне. Административно-командное внедрение инноваций позволило Советскому Союзу поначалу достичь выдающихся успехов в отдельных областях, прежде всего в военно-технических. Но проблемы широкого распространения нововведений и их использования гражданскими потребителями не решались. Постепенно нарастало отставание советской экономики от экономики США и развитых стран Западной Европы по важнейшим показателям, определяющим качество жизни населения. Появилась угроза отставания и в области вооружений, особенно в информационно емких видах техники. Часть советских ученых осознавала необходимость переместить центр внимания на первичный уровень технических и организационных нововведений, рождающихся в деловых организациях, и помогать успешному их осуществлению. Во ВНИИ системных исследований АН СССР и Госкомитете по науке и технике СССР уже в 1977 году был инициирован поисковый проект «Факторы, способствующие и препятствующие эффективному осуществлению нововведений в организациях», а с 1980 года стал осуществляться крупный проект «Нововведения в организациях». Около десяти лет он был центром развития инноватики в Советском Союзе. Были осмыслены исходные положения этой области знания, ряд выводов и предложений прикладного характера вошли в проект Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы. Однако судьба Комплексной программы НТП СССР была предрешена. Руководству партии стало уже не до долгосрочной программы: за четыре года (1981-1984) скончались три генеральных секретаря ЦК КПСС, на этот пост заступил четвертый - М.С. Горбачев. К началу 1990-х годов сохранявшиеся очаги технических нововведений гасли под напором начинавшегося спонтанного передела собственности, который уже трудно назвать нововведением. Затем свершилась трансформация советского общества, плановая экономика сменилась рыночной, многоукладно-смешанной, В настоящее время российское общество ориентируется на инновационный путь развития. Возрастает экономически, социально и политически мотивированный спрос на продуктные, технологические и иные инновации. Следовательно, растет и спрос на специалистов в области инноватики. Прежде всего - на подготовку таких специалистов в системе высшего образования. Вывод очевиден: сегодня России требуется множество специалистов по инноватике; пришло время широкой их подготовки в вузах, а также время инновационной переподготовки специалистов других областей знания путем овладения основами и методами инноватики. Основы инноватики можно представить в виде нескольких исходных положений. Во-первых, принимается базовое определение инновации как процесса создания, распространения и использования новшества для удовлетворения новой или для лучшего удовлетворения прежней потребности людей; его новизна удостоверяется патентом или иным видом государственной лицензии. Во-вторых, инновационный процесс рассматривается как цикличный, основной формой которого является расширенное воспроизводство. Вместе с тем его экономическая и иная эффективность реализуется во взаимодействии с его средой и зависит от стадии его жизненного цикла - инновационная стратегия фирмы выстраивается как последовательная смена реализуемых инноваций новыми, более конкурентоспособными. В-третьих, формирование современной инновационной стратегии фирмы и успешная реализация конкретных инноваций во многом зависят от ключевой фигуры инновационных процессов — менеджера по управлению инновациями, от его профессиональной подготовки и успешного использования методов такого управления. Необходимым дополнением основ инноватики служит знание природы инновационных рисков, способов их оценки и путей снижения. Например, путем формализованного анализа рисков, разработки бизнес-планов инновационных процессов с поправкой на риск и др. Один из распространенных способов - оптимизация портфеля инновационных проектов по критериям «риски-доходы». Кроме того, требуется знание инновационного опыта российских предприятий, фирм на современном этапе их эволюции, понимание того, что на данном этапе инновационная стратегия фирмы является одним из основных ее конкурентных преимуществ. Вопреки пессимистическим настроениям, позитивный опыт инноваций накапливается в различных отраслях народного хозяйства и в ряде регионов страны. После финансового кризиса 1998 года многие фирмы успешно прошли первую стадию оживления инновационных процессов, на которой первостепенное значение имело соответствие продукции ГОСТам, техническим условиям или лучшим зарубежным аналогам. В начале нынешнего десятилетия значительная часть предприятий вступила во вторую стадию инновационного развития, когда продукция оценивается с позиций потребителя: качественный товар должен отвечать его ожиданиям. Теперь эффективность инноваций предприятий, фирм зависит уже не только от инициативы их директоров, но все больше - от научной обоснованное-ти самих инноваций, квалификации менеджеров инноваций, качества социально-экономических институтов российского общества и его регионов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |