Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение пашенного земледелия




СЕМИНАР

АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО. ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

 

1. Общая характеристика аграрного общества.

2. Возникновение пашенного земледелия.

3. Появление государства.

4. Возникновение права.

5. Усложнение социальной жизни.

6. Особенности экономической системы аграрного общества.

 

                                                   Литература

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: Учебник. В 15-ти томах. – М.: ИНФРА-М. Т.4 Общество: статика и динамика. – 2004. – 1120с.

 

Аграрное общество и древние империи.

Общая характеристика аграрного общества.

Аграрные общества {их еще называют земледельческими) появились в различных регионах мира в результате неолитической революции. Спе­циализация племен на скотоводстве и на земледелии вызвала рост про­дукции, которую легко можно было обменять на другие товары. Аграр­ному обществу предшествовали культура охотников и собирателей, родоплеменной строй и вождества. Сменили его индустриальное и постиндустриальное общества. Таким образом, аграрное общество на­ходится как бы посредине исторической шкалы общества, образуя его стержень. Выбор земледелия в качестве такого стрежня вовсе не слу­чаен. Доместикация животных и растений в эпоху неолитической рево­люции стала поворотным пунктом в нашей истории, и сегодня без зем­леделия и сельского хозяйства не может обойтись ни одна страна.

Построим историческую хронологию человеческого общества:

Тип общества Период существования

Общество охотников-собирателей     40 000—10 000 лет до н.э.

Аграрное (традиционное) общество 10 000 г. до н.э. — 1750 г. н.э.

Древневосточные империи (рабство) 3500-600 гг. до н.э.

Античные государства (рабовладение)  600-е гг. до н.э. — 500-е гг. н.э.

Европейское средневековье (феодализм)    500-1750 гг.

Индустриальное общество (капитализм)    1750-1970-е гг.

Постиндустриальное общество с 1970-х гг. по настоящее время

 

Как видно, период существования аграрного общества короче, чем пред­шествующего первобытно-общинного (культура охотников и собирателей) в 3 раза, но продолжительнее, чем последующего индустриального обще­ства, в 6 раз. Аграрное общество знает две формации — рабовладение и фе­одализм, индустриальное — лишь одну, а именно — капитализм. Древне­восточные империи в таблице отмечены рабством вовсе не случайно. Оно принимало здесь более мягкие, размытые и почти домашние формы. На­против, античные государства — Древняя Греция и Древний Рим, возвели рабство, придали ему не только юридические и правовые формы, но и социальные и политические. Если рабство являлось одним из самых древних и крупных социально-экономических институтов, а такова эпоха древне­восточных империй, то рабовладение — это уже целая общественно-эконо­мическая формация, классическими представителями которой являлись Древние Греция и Рим.

Ранее уже говорилось, что понятия «доиндустриальное общество» и «тра­диционное общество» в социологии и антропологии используются в качестве синонимов. Первый термин указывает на то, что данное общество предше­ствовало индустриальной революции, второй термин — что в данном обще­стве доминируют, преобладают и даже господствуют обычаи и традиций во всех сферах жизнедеятельности. Если мы теперь, после проведенных разъяс­нений, добавим сюда понятие «аграрное общество» и примем его в качестве третьего синонима, то окажется, что мы указали на еще одну отличительную черту такого общества, т.е. способ производства — земледелие.

В традиционных обществах может смениться несколько поколений лю­дей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их

и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут существовать столетиями в каче­стве устойчивых стереотипов. Соответ­ственно в культуре этих обществ при­оритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт пред­ков, канонизированным стилям мыш­ления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций1.

Традиционное общество — это мозаика сословий, племен, кланов, сект, линиджей, джати, конфессий, миллетов и других этнических образований, которые возникли в глубокой древности и существовали на протяжении многих тысячелетий. Оно отличается от современного рядом важных особен­ностей: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональное™; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса, т.е. способности произво­дить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будуще­го; предэкономический, предындустриальный характер; отсутствие массо­вого образования; преобладание особого психического склада — недеятель­ной личности; преобладание локального над универсальным и др.2

К факторам, организующим социальную структуру традиционного обще­ства, относятся:

- этноязыковая принадлежность (разделяющая валлонов и фламандцев, поляков и литовцев, турок и арабов);

- конфессиональная при­надлежность (разделяющая турок и азербайджанцев, фламандцев и многих голландцев, сербов и хорватов);

- культурно-историческая традиция (разделиюшая чехов и словаков, португальцев и галисийцев, сербов и черногорцев);

- наличие плотного, относительно однородного территориального ядра, слу­жащего как бы центром кристаллизации будущей нации. Огромную роль играют количественные размеры группы (можно сравнить судьбы, скажем, словенцев и лужичан) и географическая уединенность (что ярко видно на примере Исландии или Ливана)3.

 

Древние Индия и Китай, Египет, Вавилон, Греция и Рим, Византия и феодальная Европа — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного уклада жизни.

 

Таким образом, три термина: «аграрное», «традиционное» и «доиндустриальное» — с разных сторон описывают одно и то же общество. Индустриальному обществу повезло меньше — у него лишь один синоним, а именно «капитализм». В аграрную эпоху избыточный продукт, характерный для периода вождеств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого мож­но использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. Избыточный продукт намного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традицион­ное, прежде всего первобытное, общество — это то, где у людей нет досуга. Именно с земледелием ученые связывают зарождение государства, горо­дов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайно­го и непрофессионального занятия, предполагающего преклонение перед сверхъестественными силами приро­ды, а как мощного социального инсти­тута, который покоится на системати­ческих ритуалах и церемониях, развер­нутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной про­фессиональной группы профессио­нальных жрецов.

Возникновение пашенного земледелия

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Воз­никли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что 1 кв. км земли стоил теперь гораз­до больше, чем раньше. Экономия зем­ли и особенности ее возделывания вы­нуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности — в терри­ториальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, воз­никали крупные территориально-властные объединения, называемые государ­ствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было за­ниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю; это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие для изго­товления продукции на продажу.

Первые раннеклассовые государства на Древнем Востоке были острова­ми в море первобытных обществ. Но постепенно их становилось все боль­ше, с исторической периферии они переместились в центр мировой куль­туры и начали играть ведущие роли. На протяжении нескольких тысячеле­тий между цивилизационным ядром, т.е. мощными империями и античными государствами, и первобытной периферией4, которую состав­ляли отставшие в своем развитии народы, складывались весьма непростые, а порой и трагические взаимоотношения. Вторые для первых составляли ис­точник рабов, а первые для вторых — объект кровавых набегов. Великое пе­реселение народов, т.е. нашествие варваров на Римскую империю в IV в. н.э., и мировой рынок рабовладения, который организовали в Новое время Испания и Португалия, — два наиболее ярких и драматических при­мера подобных отношений.

Колониальная экспансия позднесредневековых Испании, Португалии, Нидерландов, Англии несла народам заокеанских стран массовое истребле­ние или ограбление природных ресурсов. Были полностью истреблены тас­манийцы и прибрежные племена Австралии, исчезло немало племен Латин­ской Америки и 2/3 индейского населения США. В результате работорговли погибло до 100 млн африканцев. Остальное население было вывезено на план­тации либо загнано в резервации. Правда, потребительский подход развитых стран к развивающимся обернулся для них самих боком: Испания и Порту­галия после непомерного обогащения пришли в упадок.

О возникновении земледельческой цивилизации говорят археологические находки, прежде всего монументаль­ные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн челове­ко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это происходило в начале IV тысячелетия до н.э., должно было иметь огром­ные запасы прибавочного продукта. А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и соби­рателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек по­строить такие сооружения?

Появление государства

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жиз­нью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, которое управляется из единого центра —

4 Первобытная периферия — ареал первобытных обществ, сосуществующих и взаимодействующих с цивилизациями. Возникает с появлением на Земле первых классовых обществ и постепенно су­живается в древности, в средние века и в новое время, занимая сейчас лишь небольшую часть ой­кумены.

столицы, где находится дворец фараона или короля.

Выгода централизации состояла среди прочего в том, что можно было:

- без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать тор­говлю на большие расстояния;

- сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засуш­ливых районов страны;

- разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;

- отражать нападение сильного врага объединенными войсками;

- ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчать тор­говлю и производство товаров.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специ­ализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграр­ное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельс­ких поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориаль­ная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

Древние империи возникли в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Земледельческие поселки превращались в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран). Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ир­ригации и увеличением численности населения в обществе начались конф­ликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустошительные набеги. Население искало защиты в укрепленных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управ­ления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились круп­ные воинские гарнизоны. Стало быть, правитель страны получил дополни­тельный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опорой цен­трализованного государства.

Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопота­мии. К тому времени была изобретена письменность, и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя государства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важные политические посты: они управляли скотоводством, земледелием, производ­ством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота и ос­лов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьюч­ных животных. Централизованная обработка земли под руководством хра­мов и орошение способствовали успешному развитию общества. Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торгов­ли. Жрецы выполняли одновременно роль и религиозных, и политическихдеятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники соби­рали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, ин­струменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населе­ния.

Возникновение права

Важной частью работы по управлению обществом являлось составление законодательства и слежение за не­укоснительным его исполнением. Чи­новники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Хамураппи (за 2,5 тыс. лет до н.э.) впер­вые появляется писаное право.

Право — совокупность общеобяза­тельных правил поведения (норм), ус­тановленных либо санкционирован­ных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной си­лой органов государства — полицией и судами.

Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его кон­центрации в крупных городах. Одним из древнейших центров рабовладельче­ского мира явилась Передняя Азия. В течение веков политическая карта этого обширного района не менялась. В результате внутренних потрясений, войн и захватов рушились одни государства, а на их месте возникали другие. В начале I тысячелетия до н.э. здесь образовалась первая крупная рабовла­дельческая империя — Ассирийская держава, включившая в свой состав боль­шую часть Передней Азии и Египет. Захват чужих территорий обеспечивал приток массы материальных ценностей и рабов, огромной дани. Все это обо­гащало военнослужилую знать и жречество Ассирии. В конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами Вавилонии и Мидии. Победители разделили меж­ду собой ассирийское наследство, но, в свою очередь, уступили место новой, нарождающейся Персидской империи.

Подавляющее большинство политических систем, существовавших в до-индустриальную эпоху, следует причислить к авторитарным, а из этих авторитарных подавляющая часть относилась к монархиям. Несмотря на очевид­ные ограничения личной свободы при авторитарном режиме, вмешательство государства в жизнь сельской общины или ремесленной корпорации прошло­го было невелико. Так, в средневековой Европе сохранялась автономия кре­стьянских общин, ремесленных союзов, цехов, ассоциаций, монастырских братств и т.д., причем государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь. Власть государства усилилась в индустриальную эпоху, а в некоторых стра­нах она дошла до крайности, приняв извращенные формы тоталитаризма.

В аграрную эпоху человеку трудно было сочетать заботу о повышении про­дуктивности хозяйства с обеспечением своей защиты. Накопление излиш­ков связано с землей — постоянным объектом нападений и войн. Крестья­нам приходилось постоянно держать оборону не только от внешних врагов, но и от чиновников. В этот период формировались мировые империи, с мно­гочисленной армией наемников, которые возможны только за счет налогов. Уже в античную эпоху сложилось острое противоречие между реальными возможностями аграрной культуры и сосредоточенной в городах государ­ственной властью. Возникновение конфликта относится еще к VIII—IV вв. до н.э., когда греческие крестьяне, объединившись, создали на началах са­моуправления так называемые полисы, которые со временем стали извест­ны как города-государства. В Римской империи, по мере того как расстоя­ние от мест выращивания пшеницы, винограда и оливок до метрополии уве­личивалось, а иерархия становилась все более ступенчатой, этот конфликт углублялся и перерастал в постоянное противоречие. Городские парки и двор­цы греко-романской культуры выросли на могучих плечах сельскохозяй­ственного сектора общества, составлявшего около 80% населения. Города играли роль центров, где жили, правили, свершали традиционные обряды землевладельцы, где концентрировались ремесленники и торговцы5.

Еще один источник конфликтов — деление населения не по родоплеменному, а теперь уже по территориальному принципу. По мере того как исто­щались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще напа­дал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных госу­дарств — это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собствен­но говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для за­щиты от обитателей истощенных земель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...