Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь




В основе любой налоговой системы лежит налоговое законодательство. Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает: Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; Декреты, указы Президента РБ; Постановления правительства РБ, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и самоуправления.

Налоговая система РБ является двухуровневой: налоги делятся на республиканские и местные. Основными доходными источниками белорусского бюджета являются косвенные налоги. В последние годы в Беларуси проводится стимулирующая налоговая политика – значительно сократилось количество налогов и сборов, снижены отдельные ставки налогов, упрощены процедуры налогового администрирования путем уменьшения частоты платежей и предоставления отчетной документации, а также благодаря возможности осуществлять платежи и предоставлять отчетность в электронной форме.

 Вместе с тем, действующая налоговая система в силу разных причин имеет серьезные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер, при решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета. Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сейчас сравним с развитыми странами, экономическое положение национальных субъектов хозяйствования намного тяжелее, вследствие чего налоговое бремя отечественных налогоплательщиков очень велико. В-третьих, расчет налогов и сборов по-прежнему остается достаточно сложным.

     

Участники налоговых отношений

Участниками налоговых отношенийявляются:

1. Плательщики налоговсборов (пошлин);

2. Налоговые агенты;

3. Налоговые органы (Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь);

4. Таможенные органы (Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни);

5. Финансовые органы (Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы);

6. Органы государственного контроля (Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы).

Права и обязанности плательщиков

Плательщики налогов, сборов (пошлин) в соответствии со статьей 21 Общей части НК РБ имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных актами налогового законодательства;

5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки; получать от налоговых органов на основании заявления выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;

7) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков, а также соблюдения налоговой тайны;

8) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.

Плательщики имеют также иные права, установленные НК РБ.

К основным обязанностямплательщиков в соответствии со статьей 22 Общей части НК РБ относятся:

1)постановка на учет в налоговых органах и уплата установленных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин);

2) ведение в установленном порядке учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;представление в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), других документов и сведений, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов;

3) ведение учета дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, представление в налоговый орган перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копии документов, подтверждающих ее наличие;

4) представление в налоговые и таможенные органы документов и сведений, необходимых для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок и в иных случаях;

5) выполнение законных требований налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требований об устранении выявленных нарушений законодательства;

6) представление в налоговый орган либо налоговому агенту документов, подтверждающих право на использование налоговых льгот;

7) обеспечение в течение сроков, установленных законодательством, сохранности документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

8)подписание документов, отражающих результаты проверки;

9) выполнение других обязанностей, установленных НК РБ.

В отдельных случаях реализация прав и обязанностей плательщика налогов и сборов может осуществляться налоговым агентом. 

 

Налоговое законодательство Республики Беларусь

Налоговое законодательство Республики Беларусь – это система принятых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь следующих нормативных правовых актов:

1) Налоговый Кодекс (НК РБ) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3) международные договоры Республики Беларусь;

4) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения;

5) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...