Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и принципы построения налоговой системы




РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Тема 1.1. Теоретические основы налогов и налогообложенияРеспублики Беларусь

 

Возникновение и развитие налогообложения

Налогообложение это процесс установления и взимания налогов,сборов в стране, включающий определение их видов, размера ставок, круга плательщиков, порядка исчисления и уплаты.Налогообложение организаций и физических лиц осуществляется в соответствии с актами налогового законодательства. В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов: налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме, затем стали принимать в основном денежную форму. С укреплением товарно-денежных отношений налоги принимают в основном денежную формуи являются основнымисточником доходной части бюджета.

Таким образом, понятие налога есть эволюционирующая категория, содержание которой изменяется вслед за развитием породившего его государства.

Содержание налога определяется тремя факторами:

1 экономическим строем общества

2 социальной политикой государства

3 конкретными целями стратегии развития государства

 

Сущность налогов, их функции

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Признак «безвозвратность и безвозмездность». Оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен

Сбор (пошлина)- обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, в связи с

1) предоставлением определенных прав

2) выдачи специальных разрешений (лицензий),

3)перемещением товаров через таможенную границу РБ - ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налоги выполняют  основные функции: фискальная; стимулирующая; социальная, контрольная.

Фискальнаяфункция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. (решение социально-экономических задач)

Стимулирующая (регулирующая)функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, стимулировать приоритетное развитие отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др.

Преференция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

Преференции предоставляются государством и носят адресный характер.

Контрольнаяфункция состоит в том, что через налоги государство осуществляет контроль над доходами, расходами и деятельностью налогоплательщиков.

Социальная –поддержание социального равновесия, уменьшение неравенства в реальных доходах отдельных групп населения

Классификация налогов

В целях управления налогообложением применяют классификацию налогов, сборов (пошлин). Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков зависит от позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков. Рассмотрим наиболее распространенные признаки классификации.

По способу взимания(переложимости) выделяют:

-прямые налоги– взимаются по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог идр.

-косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость)путем включения в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя;

2. По уровням государственного управления в Республике Беларусь выделяют 1) республиканские налоги, сборы (пошлины) и 2) местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК РБ либо Президентом и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

земельный налог;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

оффшорный сбор;

гербовый сбор;

консульский сбор;

государственная пошлина;

патентные пошлины;

таможенные пошлины и таможенные сборы;

утилизационный сбор;

сбор за экспорт нефти сырой, происходящей из Республики Беларусь

 

Местнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных Советов депутатов в соответствии с НК РБ и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся:налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

3. По источнику уплаты (возмещения) выделяют:

а) налоги, сборы, уплачиваемые из выручки от реализации (косвенные налоги);

б) налоги, сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода);

в) налоги, сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг);

г) налоги, удерживаемые из заработной платы. 

Тема 1.2. Налоговая система

 

Структура и принципы построения налоговой системы

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством с целью формирования бюджета, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, правомочие и система ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система РБ начала формироваться в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс – Советский союз. Это изначально предопределило особенности ее построения. В 1992 г. был принят первый пакет законов по налогообложению граждан и юридических лиц. Налоги того периода выполняли исключительно фискальную функцию, которая выразилась в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.

С момента создания отечественной налоговой системы проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она все более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений.

Налоговая система РБ динамично развивается и упорядочивается. Задачами налоговой политики РБ являются:

1 достижение устойчивого экономического роста;

2 стимулирование производства белорусской продукции;

3 защита интересов отечественных товаропроизводителей;

4 повышение экспортного потенциала; достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Назначение Налогового кодекса:

  • устанавливает систему налогов, сборов (пошлин);
  • устанавливает основные принципы налогообложения;
  • регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин);
  • регулирует отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Налоговый Кодекс состоит из Общей и Особенной части.

С 1 01.2004 г. введен в действие НК (общая часть), который законодательно закрепил правовой базис, на котором строятся налоговые отношения.

Настоящий Кодекс устанавливает:

1.  систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты,

2. основные принципы налогообложения в Республике Беларусь,

3. регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин)

4. регулирует отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов,

5. устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов регулируемых налоговым законодательством.

С 1.01.2010 г. введена в действие Особенная часть НК, в которой детализированы и раскрыты принципы, правила построения и применения каждого конкретного налога (сбора, пошлины), а также особых режимов налогообложения.

 

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

налога при упрощенной системе налогообложения;

единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

налога на игорный бизнес;

налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

сбора за осуществление ремесленной деятельности;

сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

единого налога на вмененный доход.

 

По каждому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов, (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов).

 

Принципы построения налоговой системы:

Простота налогообложения.Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов — относительно дешевой.

Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.

Определенность. Плательщики должны знать, сколько, каких, когда и на каких условиях они будут платить налогов в течение определенного периода времени в будущем.

Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам.

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

– принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источников дохода;

– однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

стабильность налоговой системы в течение длительного времени;

оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц. 

Элементы налоговой системы

Элементами налоговой системы Республики Беларусь выступают:

- субъект налога (т.е. плательщики) – организации и физическиелица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложенаобязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины);

- налоговое обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговымзаконодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

- налоговый агент – юридическое или физическое лицо, которое является источником выплатыдоходов плательщику и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика иперечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин);

- объект(предмет) налогообложения – это имущество, нематериальныеблага, деятельность с наличием которых возникаетналоговое обязательство (доход, имущество, товары).

В качестве объекта налогообложения могут выступать:

  • доход;
  • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
  • передача имущества (сделки купли-продажи, займа, наследство и дарение и др.);
  • ввоз и вывоз товара (пошлины на экспортные и импортные товары).

- база налогообложения – стоимостная, физическая или инаяхарактеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ееопределения (исчисления) устанавливаются применительно к каждомуналогу, сбору (пошлине);

- ставка налога – величина налоговых начислений на единицуизмерения налоговой базы. Налоговые ставки и порядок их примененияустанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине);

Ставки бывают:

1. Твердые - устанавливаются в абсолютной сумме за единицу объекта обложения независимо от размеров объекта (например: ставки акцизов на табак трубочный - 85 тыс. руб. за 1 кг, сигары - 3600 руб. за 1 шт.).

2. Адвалорные (пропорциональные) - устанавливаются в проценте к стоимости объекта обложения (например: основная ставка НДС – 20 %, ставка налога на прибыль – 18 % и др.).

3. Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм (применяется при установлении таможенных пошлин, например: 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм ввозимого товара).

4. Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения (применяются в большинстве европейских стран при исчислении подоходного налога с доходов физических лиц, когда лица с меньшими доходами платят по более низким ставкам, чем лица с более высокими доходами).

5. Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта обложения (применяется в России при исчислении единого социального налога, чем выше доход плательщика, тем ниже ставка налога).

- налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориямплательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включаявозможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их вменьшем размере

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

— освобождения от налога, сбора (пошлины);

—налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

— пониженных налоговых ставок;

— возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

- налоговый период –календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляетсяих сумма. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов;

- налоговая декларация (расчет) – письменное заявление плательщикана бланке установленной формы овсех сведениях, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...