Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Области знаний, умений и навыков студента




Дисциплина  «Правоведение» как основа теории государства и права включает определение роли и значения юридических знаний об обществе, государстве, праве, системе социального регулирования, праве как нормативном регуляторе, основных концепциях происхождения и сущности права, природе права, источниках (формах) права, нормативно-правовых актах, системах права, норме права, правовых отношениях, способов реализации права, понятиях и значении законности и правопорядка, правонарушениях и юридической ответственности, правосознании и правовой культуре, взаимосвязи права и экономики, основных отраслях системы права России, основах конституционного (государственного) права, основах гражданского права, основах семейного права, основах трудового права, основах экологического права, основах административного права, основах международного права.

Основы теории права определяют правовые знания, действующие в качестве общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений. Правовые основы позволяют компетентно нести права и исполнять свои гражданские обязанности; предостерегают от совершения правонарушающих деяний; помогают защитить свои права и законные интересы; позволяют оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Значение права состоит в том, что оно позволяет:

1. упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития;

2. выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств;

3. цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся на неюридических специальностях:

изучение только конкретных нормативно-правовых актов, необходимых для их профессиональной деятельности;

изучение отраслевых юридических дисциплин по основам теории права.

В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права.

Дисциплина начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России. Далее рассматриваются основы отраслей права, знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям.

Понятия общества, государства, права рассматриваются в конкретных условиях социальной системы, определенной формы общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на удовлетворение общих потребностей и интересов.

Общество является сложной экономико-правовой системой и включает в себя следующие основные элементы: личности, объединения людей (политические, трудовые, по интересам), государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим законам, декретам, указам, др.  обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей). Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право – особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория, население, флаг, гимн, налоги.

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции государства.

внутренние (основные):

1. политическая (стабильность в обществе),

2. охранительная (все законы должны выполняться),

3. экономическая (эффективная деятельность),

4. социальная (государственная поддержка детей, инвалидов, пенсионеров),

5. экологическая (государственная поддержка охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов);

внешние:

1. оборона страны от внешнего нападения.

2. внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государства включает в себя три элемента:

1.форма правления (монархия, республика),

2.форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство),

3.форма политического режима (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Правовое государство – это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками, дополнительными к обычным признакам государства, являются:

1.народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

2. господство (верховенство) права,

3. распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении, осуществления контроля над деятельностью государственных органов,

4. реальное обеспечение неотъемлемых прав и свобод граждан.

5. наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу,

Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделено государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:

1. законодательные органы,

2. исполнительные органы,

3. правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, комитеты, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий.

Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

Право как нормативный регулятор общественных отношений в системе социального регулирования.

Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений. Система социального регулирования включает в себя нормативное и ненормативное регулирование.

Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм.

Социальная норма – это специальное правило поведения, регулирующее отношения между людьми.

К ненормативному регулированию относится ценностное, директивное и информационное регулирование.

Ценностное регулирование заключается во влиянии системы социальных ценностей на поведение членов общества (коллективизм или культ частной собственности и пр.).

Директивное регулирование заключается во влиянии на поведение людей общих директив, программ действий, исходящих от органов государственной власти (например, программа развития малого предпринимательства, др.).

Информационное регулирование заключается во влиянии на поведение людей путем распространения через СМИ сведений о конкретных случаях поведения как образцах для подражания, либо для осуждения.

Нормативное регулирование общественных отношений действует с помощью нормы права.

Понятие «норма» в широком смысле означает правило, руководящее начало.

Различают социальные и несоциальные нормы.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Они отличаются от других правил поведения следующим:

1. регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми,

2. рассчитаны на массовое применение,

3. за их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.

В качестве социальных норм используются:

1. обычаи.

2. моральные нормы,

3. религиозные нормы,

4. корпоративные нормы,

5. нормы права.

Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения).

Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (например, стремлением быть «как все»).

Моральные нормы – это правила поведения людей на основе их представления о справедливости и других нравственных ценностях.

Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.

Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей.

Религиозные нормы отражаются в различных книгах (Библия, Коран).

Корпоративные нормы устанавливаются объединением граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия (например, Устав организации, Правила внутреннего распорядка в организации, др.).

Нормы права – это установленные и поддерживаемые государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Занимают ведущее место среди всех социальных норм. Обладают следующими специфическими признаками:

1. обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы,

2. их исполнение обеспечивается государственным принуждением,

3. они характеризуются формальной определенностью и обязательно фиксируются в письменных официальных документах,

4. образуют единую систему, в которой нормы согласованы и логически взаимосвязаны.

Право используется как нормативный регулятор.

Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Такие нормы называются мононормами.

Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:

1. определение в нормах права, что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать;

2. выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами;

3. нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

Основные этапы развития правового регулирования:

1. зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производительных сил экономического развития (земледелие, скотоводство, др.);

2. оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме);

3. систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона). В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества;

4. новые подходы к правовому регулированию (обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей).

Для этого этапа характерно:

а) наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина,

б) возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд),

в) регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

Общие закономерности возникновения и формирования права:

1. право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые берутся под защиту государства («обычное право»);

2. к обычному праву добавляются оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые должностными лицами государств (королями, царями и др.) («писанное право»);

3. формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

Сфера правового регулирования. Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

Эти и другие правовые концепции формируют историческое понимание науки правоведения, в основе которой идея о том, что право образуется стихийно, на основе обычаев и традиций народа (См. Вишневский В.В. Правоведение: курс лекций / Московский открытый социальный университет. – М., 2004.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...