Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО АНАЛИЗА




21. Почему именно в 19 веке зарождается социологическая наука?

22. Почему социология на стадии своего становления приобретает в основном позитивистскую направленность?

23. Чем объяснить ряд особенностей в развитии социологии в России в 19 – начале 20 вв.?

24. В чем заключается различие между объектом и предметом социологии (на примере понятия «организация производства»)? 

25. Раскройте функции социологии на примере исследования процессов приватизации.

26. Покажите на конкретных примерах, что общество представляет собой не совокупность людей, а систему их отношений.

27. В чем проявляется целостность общества?

28. Покажите на примерах из личного и социального опыта взаимосвязь социальной сферы с экономической, политической и духовной сферами.

29. В чем различие между понятиями «общество» и «общность»?

30. В чем заключается различие между понятиями «социальный состав общества» и «социальная структура общества»? 

ТРЕНИНГ ТЕСТЫ

Выбрать один правильный вариант ответа для каждого вопроса:

31. Кто из социологов выделил такие типы общества, как «общественно-экономическая формация»? а) П.Сорокин б) Г.Спенсер в) В.Ленин г) К.Маркс

32. Какой социолог для понимания социальных процессов применял метод «идеальных типов»? а) П.Сорокин б) Ф.Тённис в) М.Вебер г) Н.Данилевский

Кто из русских социологов предложил культурно-историческую типологию обществ? а) Н.Михайловский б) Н.Данилевский в) М.Ковалевский г) В.Плеханов

33. Кто из социологов в качестве методологического принципа анализа общества предложил «социологизм»? а) Р.Мертон б) Г.Спенсер в) Т.Парсонс г) Э. Дюркгейм

34. Кто из социологов использовал понятия «община» и «общество» при объяснении исторической эволюции общества? а) М.Вебер б) П.Сорокин в) К.Маркс г) Ф.Тённис

35. Кто из перечисленных социологов не относится к сторонникам функционалистского подхода в анализе социальных процессов? а) Т.Парсонс б) Р.Мертон в) Р.Дарендорф г) Э.Дюркгейм

36. Кого из русских социологов относят к направлению «субъективной социологии»? а) В.Плеханова и В.Ленина б) П.Лаврова и Н.Михайловского в) Струве и Туган-Барановского г) М.Ковалевского

37. Выборкой в социологическом исследовании называется а) выделение из генеральной совокупности респондентов выборочной совокупности б) подбор методов сбора социальной информации в зависимости от целей исследования в) отбор из собранной информации наиболее важных фактов г) отбор конкретных рекомендаций по итогам исследования

38. Метод наблюдения наиболее эффективен для сбора информации а) о мнениях и установках людей б) о мотивах и ценностных ориентациях людей в) о поведении и взаимодействиях людей г) о потребностях и способностях людей

39. Социология – это наука а) об обществе, обо всех сторонах жизни общества б) о взаимосвязи различных сфер жизни общества в) о личности и ее положении в обществе г) о социальных процессах и закономерностях общества

40. Общество – это а) конкретно-историческая система общественных отношений б) совокупность всех людей, живущих в одно время и на одной территории в) объединение людей, связанных между собой общим происхождением, языком, традициями г) единая политическая система (государство)

41.Социальные отношения – это а) вся совокупность отношений в обществе б) экономические, политические и духовные отношения, взятые в единстве в) отношения между классами г) отношения между личностью, общностями людей и обществом в целом

42. Социальной структурой общества называется а) деление общества на высшие, средние и низшие слои б) социальный состав общества в) учреждения и организации, занятые в социальной сфере г) сеть устойчивых, упорядоченных социальных отношений

43. К социально-демографической общности людей относится а) нация б) семья в) студенчество г) сословие

 44. К социально-классовым общностям относится а) шахтеры б) рабочие в) горожане г) русские

 45. К социально-этническим общностям относятся а) молодежь б) дворяне в) родственники г) русские

46. Номинальными социальными общностями являются а) общности, выделяемые лишь по каким-либо социально значимым признакам б) общности, существующие лишь теоретически, как идеальные типы в) общности, которые благодаря внутреннему взаимодействию образуют обособленные социальные системы г) порядковые обозначения общностей в социальной иерархии

 47. Различия между классами и сословиями заключаются а) между ними не никаких различий, просто существует разное обозначение одного и того же б) классы состоят из сословий в) сословия состоят из классов г) классы связаны с экономической, а сословия – с политической стратификацией

 48. Социальная стратификация – это а) выделение различных слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе г) выделение в обществе различных социальных общностей по полу, возрасту, национальности и т.д.

49. Социальная культура – это а) уровень развития условий жизни населения; б) отсутствие в обществе и во взаимоотношениях социальных групп конфликтов и напряженности; в) система социальных норм, ценностей и институтов; г) литература, искусство, наука и образование.

50. Социальный институт – это а) устойчивые способы социальных взаимодействий; б) учебные заведения по специальности «Социология»; в) организации, представляющие различные социальные группы; г) социальные роли в системе образования.  

51. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется а) наблюдение б) интервью в) опрос г) изучение документов.

52. В анкете к «закрытым» вопросам относятся те, где а) респондент может самостоятельно формулирует варианты ответа б) не раскрывается цель опроса в) респондент должен сделать выбор из предложенных вариантов ответа г) респонденту предлагается риторический вопрос.

53. К документам как источникам социальной информации в процессе социологического исследования относятся: а) любая зафиксированная на каком-либо носителе текстовая или образная информация; б) официальная информация; в) личные документы человека или документы организации; г) бумажная информация, удостоверенная личным подписью 

         

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Михайлов В.А., 2005.

2) Волков Ю.Г. Социология. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3) Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П. Социология: история и современность. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М., 2007.

5) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2008.

6) Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2008.

7) Лавриненко В.Н., ред. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2008.

8) Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., отв. ред. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2008.

9) Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: Дашков и К, 2007.

10) Шайхисламов Р.Б. Социология. Учебное пособие. – Уфа: УГИС, 2005.

11) Шарков Ф.И. Социология: теории и методы. Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2007.

12) Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. /Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

     Перечень газет и журналов зала периодических изданий УГАЭС

ГАЗЕТЫ:

Аргументы и факты

Комсомольская Правда

Культура

Молодежная газета

Новая экономическая газета

Поиск

Республика Башкортостан

Российская газета

Труд

Уфимские ведомости

Экономика и жизнь

ЖУРНАЛЫ:

Вопросы философии

Культура и время

Регион: экономика и социология

Социально-гуманитарные знания

Социологические исследования

Труд и социальные отношения

Человек и труд

Экономика и управление

 

Электронные образовательные ресурсы

www.ecsocman.edu.ru (портал «Экономика. Социология. Менеджмент» Государственного университета – Высшей школы экономики)

www.humanities.edu.ru (портал «Гуманитарное образование»)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА И ЗАЧЕТА

 

1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.

2. Социологическая теория О. Конта. Социологическая теория Г. Спенсера.

3. Социология К. Маркса.

4. Русская социология XIX века: основные направления и представители

5. Психологическая школа социологии.

6. Социологическая школа Э. Дюркгейма. Формальная социология.

7. Понимающая социология М. Вебера.

8. Интегральная социология П. Сорокина. Структурно – функциональный анализ. Т. Парсонс, Р. Мертон.

9. Общество как социокультурная система. Основные сферы общества и их взаимосвязь.

10. Типология общества в социологии

11. Социальная структура общества: общая характеристика. Социальный статус и социальный престиж.

12. Социальные общности людей и их классификация.

13. Культура в системе социальных отношений, ее структура и функции. Общая характеристика субкультуры и контркультуры.

14. Социальная дифференциация общества и ее формы.

15. Социальная стратификация общества.

16. Социально-демографическая структура индустриального общества и ее эволюция.

17. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

18. Урбанизация индустриального общества и ее социальные последствия.

19. Миграция населения, ее формы и социальные последствия.

20. Этнические общности в индустриальном обществе, их типы и социальные различия.

21. Социальная мобильность в обществе: общая характеристика.

22. Социальное движение: общая характеристика.

23. Социальные конфликты, их типы, этапы развития, последствия и способы разрешения.

24. Сущность, этапы, функции общественного мнения.

25. Социальные качества личности: структура и функции. Социальные типы личности.

26. Социализация личности: сущность, этапы и стадии. Основные противоречия социализации личности.

27. Социальное действие личности: общая характеристика. Социальная роль личности.

28. Социальное поведение личности; его основные факторы. Девиантное поведение личности.

 


Составители: ШАЙХИСЛАМОВ Рафаэль Бадретдинович

ШАЙХИСЛАМОВА Надежда Сергеевна


СОЦИОЛОГИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...