Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ




СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методические указания

По выполнению контрольных работ

Для студентов заочной формы обучения

 

 

Уфа-2010

Составители: Р.Б. Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова

УДК 306

М 54

 

 

Социология: Учебно-методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / Сост.: Р.Б. Шайхисламов,
Н.С. Шайхисламова. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 13 с.


Учебно-методические указания предназначены студентов заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей. Содержит программу курса, задания контрольной работы, список рекомендуемой литературы.

Рецензент: канд. философ. наук, доцент Т.И. Вырупаева

 

© Шайхисламов Р.Б., Шайхисламова Н.С.,2010

© Уфимская государственная

академия экономики и сервиса, 2010

 

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Контрольная работа по социологии предусмотрена для студентов заочной формы обучения ряда специальностей. Целью такой формы самостоятельной работы студентов, как контрольная работа, является активизация познавательного процесса и закрепление усвоенного материала. Все студенты выполняют (независимо от шифра зачетной книжки) нижеприведенные задания. При условии допуска к защите на специальном занятии с преподавателем студент защищает свои ответы. Задания составлены таким образом, что теряется смысл переписывания учебников или выполнения контрольной работы по «заказу». Преподаватель легко может проверить, выполнена ли контрольная работа самостоятельно или нет.

Контрольные задания охватывают всю программу по социологии. Таким образом избегается «кусочное» усвоение предмета при выполнении контрольной работы. Ответ на одно задание предполагает знание различных разделов программы. Качество выполнения контрольной работы будет рассматриваться как один из критериев при итоговой оценке знаний студента по данному предмету.

Контрольная работа включает в себя: а) Задания по основным разделам программы; б) Вопросы для творческого анализа; в)Тренинг тесты.

1. Задания нужно выполнить лишь после усвоения всей программы, а не только соответствующего раздела, поскольку сведения для правильного и полного ответа содержатся и в других разделах. Ответы должны быть лаконичными, содержать логические схемы, аргументы в пользу доказательства своего ответа.

2. Вопросы для творческого анализа  предполагают понимание студентом усвоенного материала и способность самостоятельного анализа тех познавательных проблем, прямых ответов на которые в учебниках может и не быть. Ответы также должны быть лаконичными, без общих фраз, не более 10 предложений на один вопрос.

3. Трениг тесты предназначены для самопроверки знаний. Ответы на тесты будут оцениваться таким же образом, как задания и вопросы для творческого анализа. Однако ответы на тесты в письменной форме являются обязательными. Ответы нужно оформлять в виде: 1 а, 2 б, 3 в, 4 г и т.д.

Контрольная работа выполняется в виде письменных ответов на задания по вариантам, которые определяются по последним двум цифрам в номере зачетной книжки.

2 последние цифры номера зачетной книжки 01, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91 02, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92 03, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93 04, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94 05, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 06, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96 07, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97 08, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99, 00 00, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90
№ варианта контрольной работы № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
№ заданий контрольной работы 1, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 54 2, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 1 3, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 2 4, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52, 3 5, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53, 9 6, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54, 4 7, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 5, 10 8, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 6 9, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 7, 11 10, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 58, 8

 

Работа выполняется письменно (от руки, в машинописной или компьютерной форме). Объем контрольной работы определяется студентом самостоятельно, он должен быть достаточным для того, чтобы были выполнены все задания. На титульном листе указывается – название академии («Уфимская государственная академия экономики и сервиса»), кафедры (Кафедра "Социология и социально-коммуникационные технологии"), название работы («Контрольная работа по социологии»), Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, форма обучения (заочная), год выполнения работы.

При выполнении разделов «Курсовые задания» и «Вопросы для творческого анализа» приводится обычная сноска внизу страницы на использованную при ответе на каждый вопрос литературу и источники. Например: 1.  Кравченко А.И. Социология менеджмента. М., 1999. С. 89-104; Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 45-51; Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 456-457.

ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

1. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления (ветви) западноевропейской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

 

 

 


2. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные направления (ветви) российской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

 

 

 

 


3. Нарисуйте «древо социологии», ветви которого представляют основные течения западной социологии XX века.

 

 

 

 


4. Каково соотношение понятий «государство» и «обще­ство» (например, «Российское государство XVII века» и «Российское общество XVII века»). Попробуйте решить эту задачу при помощи логических кругов, наглядно вы­ражающих объем понятий. Перед Вами пять вариантов ответа. Выберите один вариант и приведите свои доводы в пользу Вашего выбора.

 

 

 

                

 

Примечание: Первый вариант (различие) оз­начает, что эти два понятия не имеют ничего общего. Второй вариант (сходство-различие) означает, что час­тично эти два понятия совпадают, но одновременно час­тично расходятся. Третий вариант (тождество) означает, что эти два понятия полностью совпадают. Четвертый и пятый варианты (больше меньше) означают, что одно понятие является по-своему большим и включает в себя другое понятие как частное понятие. Четвертый вариант – «государство» более широкое понятие, пятый вариант – «общество» более широкое понятие.

5. Таким же образом определите соотношение понятий «население» и «общество».

6. Составить таблицу (по примеру, приведенному в таб­лице).

 

Социальные общности, к ко­торым Я при­надлежу («Мы») Тип данной со­циальной общно­сти Социальный ста­тус («Мое место») Тип моего социального статуса Однотипная общность, к которой Я не принадлежу («Они»)
Пример: Молодежь Демографическая (половозрастная), большая, номи­нальная Молодой человек Предписан­ный Пожилое поколение

 

7. Почему в традиционном обществе понятием «общество» обозначали определенный круг людей, которые были знакомы друг другу (община, светское общество, товарищеская артель и т.д.), а сегодня этим понятием мы обычно обозначаем всю страну?

8. Найдите в специализированных и популярных журналах и газетах статистические данные о стратификации российского общества, населения Вашего региона и города по таким признакам, как доходы, собственность на средства производства и т.д. Данные покажите в наглядной форме (диаграммы, схемы и т.д.).

9. Покажите на конкретных примерах, с какими экономиче­скими, политическими и духовными нормами Вы имели дело по­следние несколько дней. Приведите не менее 5 примеров по каж­дому типу норм. Далее таким же образом приведите по 5 конкретных приме­ров экономических, политических и духовных ценностей, эконо­мических, политических и духовных институтов.

10. На научной конференции обсуждается вопрос о различиях между нациями. Выступают представители различных наук – историки, этнологи, культурологи, религиоведы, демографы, психологи, экономисты и другие. Каждый из них с точки зрения предмета своей науки раскрывает этот вопрос. Составьте тезисы выступления социолога по данному вопросу. На какие различия между нациями он, в отличие от представителей других наук, будет акцентировать внимание слушателей? Таким же образом составьте тезисы выступления социолога, посвященного различиям между поколениями.

11. Изобразите графически (при помощи стрелок) межпоколенную мобильность на примере своей родословной: какова мобильность (восходящая, нисходящая) Ваших дедушек, бабушек, родителей и Вас самих). График подтвердите кон­кретными фактами.

 

 

 


12. Напишите на 2-3-х страницах свою социальную автобио­графию. Социальная автобиография отличается от обычной автобиографии тем, что собственная жизнь в ней рассматривается в контексте социальных изменений в обществе. Вы сможете составить такую автобиогра­фию, если попробуете вообразить, как сложилась бы Ваша жизнь, если бы в обществе не произошли социаль­ные изменения или они произошли по другим вариан­там.

13. В математике существует правило «Из перемены мест слагаемых сумма не меняется». Относится ли данное правило к социальным перемещениям? Иначе говоря, меняются лишь социальные места людей, а общество остается неизменным? 

14. Найдите в периодической печати (в журналах и газетах социально-экономической тематики) статистические данные о доходах населения в динамике (например, за последние десять лет) и характере распределения этих доходов. Если есть возможность, изобразите эти данные в наглядной форме (диаграмма, график, таблица и т.п.).

15. Можно ли спор рассматривать как конфликт? Согласны ли Вы с изречением «Истина рождается в споре»? Положительные социальные изменения происходят до социального конфликта, во время социального конфликта или после социального конфликта?

16. Как Вы относитесь к двум суждениям: «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем быстрее разрешаются противоречия, устраняются препятствия и обновляется общество» и «Чем больше и чаще в обществе происходят социальные конфликты, тем больше происходит разрушений, в результате чего может погибнуть само общество». С чем Вы могли бы согласиться или не согласиться? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.            

17. При помощи логических кругов покажите соотношение понятий «человек» и «личность», «человек» и «индивид», «индивид» и «личность» (см. задание 1 раздела II). Каково соотношение понятий «социальный тип личности» и «конкретная, реальная личность»? Покажите при помощи логических кругов.

18. Какие образы (из отечественной или мировой художественной литературы), на Ваш взгляд, наиболее полно иллюстрируют определенные социальные типы личности той или иной эпохи (социальные типы аристократа, помещика, офицера, купца, крестьянина, чиновника, интеллигента и т.д.). Всегда ли художественные образы дают полные представления о социальных типах личности? Проанализируйте не менее десяти «социально типичных» и «социально нетипичных» художественных образов.

19. Приведите примеры из художественной литературы (в том числе из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова), иллюстрирующие следующие типы социального поведения:

Типы социального поведения Художественные образы
Конформизм  
Инновация  
Ритуализм  
Ретретизм  
Мятеж  

 

20. Покажите на примере собственной биографии, как происходит процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности. Перечислите те социальные группы, институты и культуры, которые оказали наибольшее влияние на Ваше личностное становление.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...