Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль образования в социально-экономическом развитии общества.




 

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

 

Специфика экономических отношений в отрасли образования.

На развитие рыночной экономики оказывает существенное воздействие множество внутренних и внешних факторов. Современная рыночная экономика» основанная на информационных технологиях, связана с возрастающей ролью знаний в общественном воспроизводстве. Непрерывное образование становится важнейшей предпосылкой конкурентоспособности работника и человеческого существования в условиях рыночной экономики-

В настоящее время повышается значение образования как важнейшего фактора, определяющего формирование нового качества экономики и общества в целом. Образование создает предпосылки для устойчивых темпов социально-экономического развития общества, вносит существенный вклад в создание национального богатства, поддержание экономической безопасности страны. Поэтому изучение экономических отношений в образовании, в частности на рынке образовательных услуг» имеет большое теоретическое и практическое значение.

Анализ мирового опыта дает возможность выявить основные тенденции развития экономических отношений на рынке образовательных услуг. Однако существуют проблемы, которые продолжают оставаться дискуссионными: нет единства в понимании методов оценки эффективности функционирования образовательных организаций, государственного регулирования в данном секторе экономики и др.

В отличие от дорыночных форм экономики в современном обществе образование является функциональной подсистемой общественного воспроизводства и приоритетной сферой инвестирования в развитие человеческих ресурсов. Данная подсистема в развитой рыночной экономике выступает основой рынка образовательных услуг как особого сектора рынка.

Специфическим признаком образовательной услуги является сочетание рыночной и нерыночной составляющих данной услуги даже в том случае, когда она становится объектом рыночных отношений. Сформулировано определение экономических отношений в нерыночной составляющей образования как отношений, возникающих между производителями и потребителями преимущественно общественных образовательных услуг, которые предоставляются потребителям бесплатно или на льготных условиях. Выявлены и раскрыты предпосылки существования нерыночного сектора в образовании: асимметрия информации производителей и потребителей о количественных и качественных параметрах образовательных услуг, необходимость сочетания экономической и социальной эффективности образования, наличие высоких затрат на создание образовательных услуг.

Специфика рынка образовательных услуг, заключается в низкой эластичности спроса и высокой социальной приоритетности образовательных услуг. Она оказывает существенное влияние на экономическое поведение потребителей и хозяйствующих субъектов на рынке образовательных услуг.

При определении производственной функции образования необходимо учитывать не только экономические, но и институциональные факторы (осознание значимости образования потребителями, их активное участие в образовательном процессе, влияние семьи, социального окружения).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...