Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел




Гражданский процессуальный кодекс предусматривает несколько форм участия прокурора в гражданском процессе.

Во-первых, это обращение в суд с исковым заявлением (заявлением) в интересах указанного в законе круга лиц.

Так, прокурор может обратится в суд в целях защиты публичных и общественных интересов (в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) или для восстановления нарушенных прав отдельных граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно отстаивать свои интересы в суде (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого послужило обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Во-вторых, прокурор может вступить в процесс для дачи заключения по делам определенных категорий. Так, с обязательным участием прокурора суды рассматривают гражданские дела

1) о восстановлении на работе;

2) о выселении;

3) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

4) об оспаривании нормативных правовых актов;

5) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

6) об усыновлении (удочерении) и его отмене;

7) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим;

об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;

9) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

10) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством;

11) о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;

12) об ограничении родительских прав;

13) о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза.

Приказ №181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе"

основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

10.1. Иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 320, 376 и 377 ГПК РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации и прокуроры военных округов (флотов), если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Учитывать, что в силу положений ст. 391.1 ГПК РФ право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

10.2. Участвующим в деле считать прокурора, имеющего процессуальное право участвовать в таком деле вне зависимости от его непосредственного присутствия в судебном заседании.

10.3. Прокурору, подающему кассационное (надзорное) представление, учитывать положения ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной (надзорной) инстанции.

10.4. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками гражданского процесса и отсутствия оснований для принесения представления участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

 

60.Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и обращений как направление деятельности прокуратуры.
Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10]

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН

В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Положения Инструкции об обращениях в системе прокуратуры распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, а также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Инструкцией установлен общий (единый) порядок рассмотрения и разрешения обращений, основанный преимущественно на положениях Закона об обращениях граждан. Одновременно в Инструкции перечисляются виды обращений, порядок приема, регистрации, проверки и разрешение которых определяется процессуальным и иным законодательством.

В частности, специальный порядок установлен для рассмотрения:

– заявлений и сообщений о преступлениях, порядок приема, регистрации, проверки и разрешения которых определяется другими организационно-распорядительными документами в соответствии с требованиями ст. 144–145 УПК РФ;

– жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел (ст. 123, 124 УПК РФ);

– жалоб на приговоры, решения, определения и постановления судов (гл. 43–45, 48, 49 УПК РФ и нормы иного процессуального законодательства);

– заявлений граждан о реабилитации в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Поступившие в прокуратуру обращения, адресованные в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также обращения, адресованные прокурорам, по содержащимся вопросам, относящимся к компетенции следственных органов, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. По результатам проведенной проверки копии данных обращений и ходатайств при необходимости направляются в органы расследования – одновременно с актами прокурорского реагирования, о чем сообщается заявителю.

Содержание общего порядка рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры включает:

рассмотрение обращений, в том числе их регистрацию в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры и их учреждениях, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2008 № 107;

разрешение обращений;

направление ответов на обращения.

При рассмотрении обращений, поступивших в органы прокуратуры, может быть принято одно из следующих решений.

1. Оставление обращения без ответа или без разрешения по существу. Такие решения принимаются по обращениям:

– не содержащим сведений о лице, направившем его, т. е. не указаны фамилия и почтовый адрес;

– текст которых не поддается прочтению;

– в случае, когда ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

– отсутствие сведений, достаточных для их разрешения;

– содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве в компетенцию прокуратуры;

– содержание лишено логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания;

– если заявители выражают несогласие с принятым решением и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей, дознавателей или других лиц к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления.

Из перечисленных оснований оставление без ответа или без разрешения по существу определенные трудности вызывают обращения, содержание которых свидетельствует о наличии у заявителя психического заболевания. В первую очередь следует отметить, что подобное основание вообще не предусмотрено в Законе об обращениях граждан, а в Инструкции об обращениях в органах прокуратуры указано, что «без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания» (п. 2. 13).

Таким образом, в отличие от прежних формулировок этого положения в Инструкции об обращениях, для оставления обращения без разрешения в настоящее время не только необходимо наличие решения суда о признании заявителя недееспособным, но и требуется установить факт «бессмысленности» содержания обращения. При отсутствии хотя бы одного из этих обстоятельств, обращение подлежит рассмотрению и разрешению в обычном порядке.

2. Передача обращения на разрешение в другой орган прокуратуры или иной орган, учреждение осуществляется путем:

передачи обращения в нижестоящую прокуратуру (с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя);

переадресовки в другую прокуратуру в соответствии с ее компетенцией;

направления обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу.

3. Принятие обращения к рассмотрению осуществляется путем:

приобщения к ранее поступившему обращению;

определения порядка проверки обращения и отнесения его к числу взятых на особый контроль;

поручения нижестоящим прокурорам произвести проверку изложенных в обращении доводов с указанием сроков их исполнения.

Разрешение принятых к рассмотрению обращений, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, осуществляется с изучением уголовных гражданских, административных дел, а также материалов прокурорских проверок. При необходимости запрашиваются нормативные акты, организационно-распо-
рядительные и иные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются или действиями (бездействием) которых допущены нарушения закона.

С целью обеспечения полноты и объективности проверок обращений к их проведению могут привлекаться различные специалисты, а в случае необходимости – заявители.

Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших данной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как правило, с выездом на место.

В процессе разрешения обращения заявитель имеет право представлять дополнительные материалы, в том числе документы, заявлять ходатайства, обращаться с просьбой об истребовании документов, имеющих значение для разрешения обращения по существу.

Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях доводов даются руководителями подразделений с указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и с обязательным определением сроков их исполнения.

В случае если прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед должностным лицом, давшим это поручение, возбуждается ходатайство о продлении срока.

Прокуроры должны к информации об исполнении поручения вышестоящей прокуратуры прилагать проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях – надзорные производства. Решение по обращению в таких случаях принимается в прокуратуре, направившей поручение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...