Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды предпринимательской деятельности
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим. По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид. 5.1. Производственное предпринимательство - ведущий вид предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий. К производственному предпринимательству относится: - инновационная деятельность, - научно-техническая деятельность, - непосредственно производство товаров и услуг, - производственное их потребление, - информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, решивший заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. Следующий этап производственного предпринимательства — приобретение или аренда (наем) факторов производства. В число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные. Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т.д. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на производственно-предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле: Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду, где Др — денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников; Дм — денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии; Дс — денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фондов; Ди — денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации; Ду — оплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.). Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. В этом случае предприниматель либо обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита, либо берет факторы производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору как основную денежную сумму, полученную в кредит, так и проценты за пользование кредитом. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия. Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют показателем рентабельности. Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта даст соответствующий раздел бизнес-плана. 5.2. Коммерческое предпринимательствохарактеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Эта сфера стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10—12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая — 20—30%, а нередко и выше. Коммерческое предпринимательство включает: - торговое, - торгово-закупочное - торгово-посредническое, - товарные биржи. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены. Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат специализированные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др. Фьючерсные сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. Товарные биржи выполняют следующие основные функции: • оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок; • упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров; • сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры — биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах — также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки. Основное содержание коммерческого предпринимательствасоставляют операции и сделки по купле-продаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа — товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа — товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает: • наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов); • приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара; • закупку товара для последующей его продажи; • привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им; • получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции; • получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки; • реализацию товаров покупателю и получение выручки; • регистрацию сделки, выплату налогов и платежей финансовым органам. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей. 5.3.Сфера деятельности финансового предпринимательства— обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5—10%. Финансовое предпринимательство включает: - банковское, - страховое, - аудиторское, - лизинговое, - фондовые биржи. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Котировки ценных бумаг состоят в регулярной оценке специалистами котировочной отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. 5.4. Консультативное предпринимательствоимеет множество направлений: - общее управление, - администрирование, - финансовое управление, - управление кадрами, - маркетинг, - производство, - информационная технология, - специализированные услуги. Под консультантом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО): Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы: • выявление проблем (диагностика); • разработка решений, проекта; • осуществление решений, проекта. Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними. Наиболее известны следующие методы консультирования: 1. Экспертное консультирование — наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. 2. При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. 3. При обучающем консультировании главная задача специалистов — подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике, как правило, применяются комбинации всех трех методов. Организация выполнения консультационного проекта: -совместное обсуждение проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о фирме-клиенте (что производит или чем занимается фирма; какова численность работающих, их квалификация; каковы структура затрат и величина прибыли; финансовое положение фирмы и др.). - определяются ситуация, динамика ее изменения и суть проблемы. - составляется план-график выполнения работ и оформляются необходимые юридические документы. - оформляется письменный отчет, либо план мероприятий по реализации проекта, либо перечень рекомендаций. Могут иметь место и другие заранее оговоренные виды оформления результатов консультации. Способы привлечения клиентов различны. Это может быть рекламирование своих возможностей; привлечение клиентов через посредников; использование рекомендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающихся о деятельности фирмы, и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |