Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франчайзинг — форма организации бизнеса




Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных |рпораций с малыми фирмами или отдельными предпринима­телями, производственными или функционально-операционны­ми компаниями. Сущность франчайзинга состоит в таком спосо-(|с ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использовани­ем своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует парт­нера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной компании.

Предпринимательская деятельность, организованная по ме­тоду франчайзинга, считается прогрессивной и динамичной фор­мой организации бизнеса. Существуют три основных вида фран­чайзинга: товарный, производственный, деловой. Товарный фран­чайзинг — такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее тор­говой маркой. Производственный франчайзинг — передача тех­нологии партнеру для производства продукции. Этот вид фран­чайзинга за рубежом наиболее широко представлен в производ­стве безалкогольных напитков. Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. В данном случае Франчайзер продает лицензию частным лицам или другим ком­паниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под его именем.

Правовой основой взаимоотношений франчайзера с франчайзи является договор франчайзинга. Предметом договора является пе­редача прав на использование торговой марки, лицензий и спо­собов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и положительно зарекомендовавших себя на рынке. В договоре франчайзинга обя­зательно должны быть отражены следующие сведения: полное опи­сание бизнеса; территория, на которой предоставлено право на использование торговой марки, лицензии, технологии; срок дей­ствия договора и условия его расторжения или продления; вели­чина первоначального взноса; условия и срок оплаты.

Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает не­обходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача техни­ческой документации, рабочих инструкций, поставка оборудо­вания и материалов, обучение франчайзи методам работы и по следующее оказание консультационных услуг. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практичес­кой помощи франчайзи является достаточно объемной, она мо­жет быть вынесена из основного текста договора в приложение.

Самостоятельный блок договора — обязательства, которые бе­рет на себя франчайзи. Они в значительной степени определяют­ся предметом договора. Основное из обязательств — плата за ис­пользование лицензии. Способы оплаты могут быть различными, обычно они включают единовременный вступительный взнос, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде от­числений от прибыли. Могут быть установлены и дополнитель­ные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.

, Из специфики предмета договора также следует предусмат­ривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохра­нению репутации фирмы-франчайзера. Это предполагает стро­гое соблюдение стандартов, установленных франчайзером; ин­струкций по организации производства (бизнеса).

Кроме того, в договоре, как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера. Следует учитывать, что конкретное содержание договора франчайзинга может довольно существенно различаться в зависимости от вида деятельности, являющейся предметом со­глашения.

Франчайзинг открывает широкие возможности для предпри­нимателей. Используя франчайзинг, фирма-франчайзер получает возможность широкого и быстрого роста своего бизнеса, не при­бегая к кредитам. Франчайзинг позволяет производителям осу­ществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции. С другой стороны, франчайзинг дает предпринима­телю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой со стороны франчайзера.

 

9.ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства. Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой- либо деятельности.

Важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает. К тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда как финансирование такой цели не преследует.

Можно представить следующие виды финансирования предприятий:

. Государственное финансирование.

. Самофинансирование

. Банковский кредит

. Коммерческий кредит

. Акционирование

. Лизинг

. Межгосударственное финансирование и т.д.

Государственное финансирование

Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры.Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

Самофинансирование

Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средствВ роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение.
       Коммерческий кредит это одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров, а следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору.
Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского:

. в роли кредитора выступают не специализированные кредитно- финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

. предоставляется исключительно в товарной форме;

. ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур;

. средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;

. при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

Акционирование

Выпуск ценных бумаг в современных условиях должен способствовать мобилизации рассредоточенных средств предприятий для осуществления крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и ликвидации ведомственного финансирования. Акция - ценная бумага, подтверждающая право акционера участвовать в работе АО, в его прибылях (доходах) и в распределении остатков имущества при ликвидации общества.

10. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ.ВИДЫ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Лицензия (лат. litentia) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне - лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

Федер. законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (авг. 2001) установлен сокращ. закрытый перечень лицензир. видов деятельности. Лицензия выдается на каждый вид деятельности лицензирующим органом юридич. и физич. лицам (миним. срок 5 лет) при обязательном соблюдении ими лицензионных требований. Осуществление лицензионной деятельности без лицензии признается незаконным и полученный доход должен быть взыскан налоговым органом в бюджет.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе. Размер платы определяется исходя из величины затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отд. видов деятель­ности.

Лицензированию подлежат: производство взрывчатых материалов промышленного назначения; геодезическая деятельность; картографическая деятельность; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; перевозки морским(ж/д, внутренним водным и проч. видами транспорта) транспортом пассажиров и грузов; негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов; медицинская деятельность; производство, ремонт, утилизация и торговля вооружения и военной техники и т.д

Паушальный (единовременный) платеж
Паушальный (единовременный, аккордный) платеж используется сам по себе достаточно редко. Он применяется в основном в тех случаях, когда покупатель лицензии – фирма, неизвестная на рынке, и есть сомнение, удастся ли ей наладить успешный выпуск и коммерческую реализацию разработки.

Только паушальный платеж может быть применен, если крайне сложно проконтролировать объем выпущенной по лицензии продукции. В этом случае лицензиар может просто не получить необходимых для расчета данных.
Паушальный платеж наличествует в большинстве лицензионных соглашений не в качестве единственного вида платежа, а в качестве своеобразного аванса, выплачиваемого лицензиару после передачи документации.

На паушальный платеж как правило приходится 10-20% от общей цены лицензии. Остальные платежи лучше предусматривать как роялти
Роялти(англ. royalty ) - плата получателя лицензии(лицензиа­ та)продавцу(лицензиару)за право заниматься опре­деленным видом деятельности.
Основным видом платежей в мировой практике являются роялти - периодические отчисления, выплачиваемые в течение срока действия договора, своеобразная форма участия лицензиара в прибыли лицензиата. Вопрос о размере процента отчислений (ставке роялти) и о том, с чего должны взиматься эти отчисления (базе роялти) - наиболее сложный в мировом лицензионном праве.
Вариантов выбора базы роялти может быть несколько: экономический эффект, прибыль, объем реализации в денежном выражении или натуральных показателях, стоимость перерабатываемого сырья и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что в мировой практике наиболее широко используется в качестве базы роялти объем реализации продукции в денежном выражении, то есть объем продаж, как называют его в западной практике.

Причем для того, чтобы гарантировать лицензиару надежность и стабильность платежей, используется не фактическая продажная цена продукции, а средняя цена, действующая в данный момент на данном товарном рынке. Для сырьевых товаров это биржевая котировка, для прочих - справочные индексы цен, периодически публикуемые зарубежными конъюнктурными изданиями.

 

 11 КОНЦЕССИЯ.

Концессия

(от лат. Concessio — разрешение, уступка), договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. Хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В капиталистических странах концессионерами преимущественно являются крупные монополии, использующие к. Для получения монопольно высоких прибылей. В эпоху империализма широкое развитие получили международные к., используемые империалистическими державами для обеспечения себя сырьевыми ресурсами и для сохранения экономического влияния в развивающихся странах. Примером таких к. Являются нефтяная к. Империалистических монополий в странах ближнего востока и северной африки.

Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежит публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. П.

Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении xx века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты жкх и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Договор коммерческой концессии - договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности последнего комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на др. Предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

 

12.ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Факторинг — это разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение.
Факторинговые операции в отличие от залога представляют собой передачу кредитором фактору права требования возврата долгов с заемщика. Это право продается, в лице которо­го, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания.
Существует несколько классификаций деления факторинга на виды. Основное деление — регрессный и безрегрессный факторинг.

· регрессный факторинг. Фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.

· безрегрессный факторинг — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки. По сути, это означает полный переход права собственности на право требования клиента к должнику.

В зависимости от страны нахождения участников факторинговой сделки факторинг делится на:

· факторинг внутренний

· факторинг международный

Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: Поставщик, Покупатель и Фактор.

Если же Поставщик и Покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге (international factoring).

Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления), реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консесуальным (денежное требование возникнет в будущем). При участии одного Фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух Факторов — взаимным.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированная организация, получающая счета-фактуры у своих клиентов (кредиторов, поставщиков);

2. клиент (кредитор, поставщик товара);

3. заемщик (предприятие) — фирма-потребитель товара.
В связи с тем, что весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор (банк или компания), он выплачивает клиенту до 80-90% всей суммы счетов, а остальные долги представляют резерв, который будет возвращен после погашения дебитором-должником всей суммы долга.
За операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с клиента:

· факторинговую комиссию. В зарубежных странах это 1,5-3%, а в России — 15-20% от суммы счета-фактора. Ее размер зависит от суммы долга (чем сумма больше, тем процент может быть меньше), степени риска и объема необходимой посреднической работы.

· ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ставка ссудного процента обычно на 1,5-2,5% выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1-2% выше учетной ставки Центрального банка РФ.

 

13.КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСФЕРТ.

Коммерческий трансферт используется в межстрановых отношениях и представляет собой взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене. Однако такое приобретение капитала не предполагает его перемещения через национальные границы. Капитал зачисляется в национальном банке страны продавца, но на счет, который открывается на имя покупателя.

Например, вы приобрели капитал на указанных условиях у своего партнера в США. Таким образом, в американском банке теперь имеется ваш собственный счет на определенную сумму. В свою очередь, вы открываете счет на определенную сумму в российском банке на имя вашего американского партнера. Теперь вы можете приобретать любой товар у любой американской фирмы и осуществлять платежи со своего счета в американском банке. Такие же действия, , но уже на территории России, может совершать и ваш американский партнер. Купив товар, вы можете вывезти его в Россию для реализации.

Другими словами, эту операцию при умелом ее планировании можно совершить с «пустым карманом, т. е. она не требует никакого первоначального капитала (если, конечно, есть возможность получить в банке кредит под открытие счета для иностранного партнера). Залогом в данном случае может выступать сам договор о коммерческом трансферте, т. е. те валютные средства, которые зачисляются на счет российского партнера в иностранном банке.

Эта форма партнерских взаимоотношений используется в международных межбанковских связях при открытии так называемых корреспондентских счетов. К примеру, российский банк открывает свой счет в долларах в банке США. а у себя открывает счет в рублях, принадлежащий этому американскому банку. Такие счета нужны обоим банкам для обслуживания своих клиентов, которые имеют отношения с Россией (клиенты американского банка) или с США (клиенты российского банка).

В отношениях между государствами нередко также используется коммерческий трансферт или его элементы. Особенно это характерно для тех форм финансовых отношений, которые базируются на кредитах или финансовой помощи. К примеру, Великобритания предоставляет финансовую помощь странам Британского содружества, сопровождая это решение условием, что выделяемые средства могут быть использованы только для закупки товаров у английских фирм на территории Великобритании. Выделяемые на таких условиях средства не покидают страны и служат формой косвенной поддержки британских товаропроизводителей.

 

14.СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Инновационная деятельность предполагает выполнение paбот и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия.

Инновации имеют хар-ки: новизна, неопределенность и риски, комплексность, конфликтность.

Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре этапа: фундаментальные научные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство, коммерциализация новшеств.

Фундаментальные научные исследования – теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека. Прикладные научные исследования направлены преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных задач и четко ориентированы на удовлетворение определенных общественных потребностей.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.

Различают реальные (капиталообразующие) инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих предприятий, производств и финансовые (прямые и портфельные) вложения в покупку ценных бумаг государства, предприятий, инвестиционных фондов. Инвестиции могут быть классифицированы в соответствии со следующими признаками:

- объект инвестирования;

- фазы инвестиционного цикла;

- область инвестирования;

- источники инвестиций.

По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:

инвестиции в нефинансовые активы:

- инвестиции в основной капитал;

- инвестиции на капитальный ремонт основных фондов;

- инвестиции в нематериальные активы;

- инвестиции в прирост запасов оборотных фондов;

- инвестиции в другие нефинансовые активы (включая приобретение земельных участков и объектов природопользования и др.);

финансовые инвестиции (вложения):

- инвестиции в ценные бумаги других предприятий;

- инвестиции в процентные облигации государственных и местных займов;

- инвестиции в форме вложений в уставные капиталы других пред­приятий;

- предоставление другим предприятиям займов;

инвестиции в человеческий капитал:

- инвестиции в образование фактически занятых или потенциальных работников предприятия;

- инвестиции в повышение квалификации работников предприятия;

- инвестиции в социальную сферу предприятия.

Под инвестиционным объектом понимается объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. Инвестиционная политика предприятия представляет собой одну из составляющих его финансовой стратегии. Суть инвестиционной политики заключается в формировании комплекса мероприятий по привлечению и мобилизации инвестиционных ресурсов – с одной стороны, и оптимизации инвестиционных целей и инвес­тиционного процесса для обеспечения экономического развития предприятия – с другой.

Инвестиционный проект – планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения. По форме он представляет собой комплекс документов по обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).

 

 

15.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТ.РИСК

Инвестиционная привлекательность предприятия – уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора по конкретному предприятию, которое может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интеграционной оценки. Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков не возврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании.

В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление.Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия — объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

· права собственности на земельные участки и другое имущество;

· права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

· юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним).

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками.

Инвестиционный риск — это риск обесценивания капиталовложений из-за действий государственных органов власти и управления.

Цель управления инвестиционным портфелем состоит в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля является уровеньдоходности акций. Но высокая ожидаемая доходность связана с высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала.

При управлении инвестиционным портфелем проводится полная оценка его уровня риска, затем планируется уровень доходности инвестиционного портфеля.

Классификация инвестиционных рисков:

1) систематический (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск;

2) несистематический риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск.

Систематическим (рыночным) риском называется риск, возникающий из внешних событий, который влияет на рынок в целом:

— риск изменения процентной ставки — риск, связанный с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок;

— инфляционный риск — этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска — риска изменения процентной ставки;

— валютный риск — риск, возникающий в силу политических и экономических факторов, происходящих в стране;

— политический риск — это угроза отрицательного воздействия на рынок из-за политических действий (смены правительства, войны и т.д.).

Несистематический риск, или риск, который можно уменьшить за счет диверсификации, определяется событиями, касающимися только одной данной фирмы.

К несистематическим рискам можно отнести:

— отраслевой риск — риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов;

— деловой риск — риск, связанный с производственной эффективностью и управлением ею менеджментом данной компании;

— кредитный риск возникает, когда капитал или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита).

 

16. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ВИДЫ ПОРТФЕЛЕЙ ЦЕННЫХ БУМАГ

Диверсификация инвестиций - (от средневекового лат. diversificatio - изменение, разнообразие) - это распределение вложений по различным инвестиционным инструментам и отраслям с целью снижения рисков и увеличения прибыли.
Иными словами, определение сводится к более понятному и частоупотребимому выражению: "не класть все яйца в одну корзину".
Это очень актуально (особенно в период кризиса, который нам приходится сейчас наблюдать), так как любой вид инвестиций неразрывно связан с присущими ему рисками. При этом, чаще всего, чем больше риски, тем больше потенциальная прибыль (или убыток). А главной задачей инвестиций является сохранение и приумножение своих сбережений.Таким образом, основная цель диверсификации - это снижение рисков потери вложенных средств, т.к диверсифицированный "портфель" менее подвержен колебаниям различных рынков.

Диверсифицировать вложения означает не только выбрать, в какой инструмент инвестировать - в банки, акции, облигации, недвижимость, либо куда-нибудь еще. Диверсификация должна быть многоуровневой. Например, инвестор решил разложить средства между акциями, облигациями и депозитами. Тогда для минимизации рисков ему следует вкладывать в акции не одной (пусть даже очень перспективной), а нескольких компаний. Так же желательно поступить с облигациями и депозитами. Крупные инвесторы часто диверсифицируют свои вложения еще одним способом - распределяют их между рынками разных стран. Тем самым они страхуют капитал от неблагоприятной экономической обстановки в отдельно взятом государстве.

В сложившейся мировой практике фондового рынка под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридиче­скому лицу, выступающая как целостный объект управления. Тип портфеля - это его инвестиционная характеристика, основанная на соотношении дохода и риска. При этом важ­ным признаком классификации типа портфеля является то, каким способом и за счет какого источника данный доход по­лучен: за счет роста курсовой стоимости или за счет текущих выплат - дивидендов, процентов.

В консервативном портфеле распределение ценных бумаг обычно происходит следующим образом: большая часть – облигации (снижают риск), меньшая часть – акции надежных и крупных российских предприятий (обеспечивают доходность) и банковские вклады. Консервативная стратегия инвестирования оптимальна для краткосрочного инвестирования и является неплохой альтернативой банковским вкладам, так как в среднем ПИФы облигаций показывают годовую доходность в 11 - 15 % годовых.

Умеренный инвестиционный портфель включает в себя акции предприятий и государственные и корпоративные облигации. Обычно доля акций в портфеле чуть превышает долю облигаций. Иногда небольшая доля средств может вкладываться в банковские депозиты. Умеренная стратегия инвестирования оптимально подходит для краткосрочного и среднесрочного инвестирования.

Агрессивный инвестиционный портфель состоит из акций высокодоходных акций, но в целях диверсификации и снижения рисков в него включаются и облигации. Агрессивная инвестиционная стратегия лучше всего подходит для долгосрочного инвестирования, так как подобные инвестиции на короткий промежуток времени являются очень рискованными. Зато на отрезке времени от 5 лет и более инвестирование в акции дает очень неплохой результат (некоторые ПИФы акций за 5 лет продемонстрировали доходность более 900%!).

Необходимо понимать, что не существует идеального инвестиционного портфеля, подходящего на все времена. На растущем рынке выгоднее всего вкладывать в акции, на падающем – переводить деньги в облигации. Другими словами, для получения максимальной доходности необходимо следить за колебаниями рынка и вовремя принимать правильные инвестиционные решения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...