Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материальная ответственность работодателя




- незаконное отстранение от работы, его увольнение или перевод на другую работу;

Причинение ущерба имуществу работника

  1. самозащита работниками трудовых прав

 

  1. Понятие, виды и причины трудовых споров.

Трудовые споры – поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Все трудовые споры можно классифицировать: По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем, споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям. По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида: 1) споры о применении норм трудового законод-ва, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или права коллектива работников; 2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законод-ом, которые могут возникать из трудового правоотношения, - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда. По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на: 1) споры из трудовых правоотношений; 2) споры из правоотношений по трудоустройству; 3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законод-ва и правил охраны труда; 4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве; 5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться; 7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем; 9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях. Причины трудовых споров - это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон, в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия: 1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали; 2) незнание или плохое знание трудового законод-ва как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т.е. низкая правовая культура, правосознание.

 

  1. Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их рассматривающие.

Компетенция суда. Суд рассматривает две группы трудо-вых споров:

1) суд принимает к рассмотрению трудовой спор, прошед-ший досудебную стадию его разрешения; суд рассматривает заявление работника, когда он обращается в суд, минуя по тем или иным причинам КТС. Соответствующие причины не указа-ны законодателем, но в таком качестве может, например, вы-ступать отсутствие КТС в организации или у работодателя – индивидуального предпринимателя;

2) суд рассматривает споры, непосредственно ему подве-домственные (ч. 2 ст. 391 ТК РФ):

по заявлению работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; изменении даты и формулировки причины увольнения; пере-воде на другую работу; оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполне-ния нижеоплачиваемой работы; неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персо-нальных данных работника;

по заявлению работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не преду-смотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах решаются также споры: об отка-зе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому догово-ру у работодателей – физических лиц, не являющихся индиви-дуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающихся, что они подверглись дискри-минации.

Ст. 231 ТК РФ относит к подведомственности суда рас-смотрение разногласий по вопросам расследования, оформ-ления и учета несчастных случаев на производстве.

Суда рассматривают трудовые споры о материальной от-ветственности работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ); исковые требования работника о воз-мещении морального вреда, причиненного ему неправомер-ными действиями (бездействием) работодателя (ст. 237 ТК РФ).

При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подсудность суду данного спора.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой ин-станции все дела, возникшие из трудовых отношений, за ис-ключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска.

Мировому судье подсудны также дела по искам работни-ков о признании перевода на другую работу незаконным.

Районному суду подсудны все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового до-говора, включая и расторжение трудового договора с работни-ком в связи с неудовлетворительным результатом испытания; дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изме-нении формулировки причины увольнения.

Суды рассматривают трудовые дела по правилам граж-данского судопроизводства, установленным ГПК РФ.

Иски предъявляются в суд по месту жительства ответчи-ка, а иски к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Исковое заявление пода-ется в суд в письменной форме. К заявлению должны быть приложены необходимые документы.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекаю-щим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыпол-нения либо ненадлежащего выполнения условий трудового до-говора, носящих гражданско-правовой характер, работники ос-вобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Особенности вынесения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу определены ст. 394 ТК РФ.

Решение суда приводится в исполнение по вступлению в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время за-держки.

  1. Комиссии по трудовым спорам: их состав, компетенция, порядок работы.

Порядок образования КТС регламентирован ст. 384 ТК РФ.

Компетенция КТС – это правовая сфера ее деятельности, отражающая различные ее функции в области трудовых спо-ров.

В соответствии со ст. 385 ТК РФ КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными зако-нами установлен другой порядок их рассмотрения.

таким образом, КТС является обязательным первичным органом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения по применению трудового законо-дательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмот-рения. Ей подведомственны споры, рассматриваемые в общем порядке, а первичным органом она называется потому, что для данных споров КТС является обязательной досудебной стади-ей их рассмотрения.

В КТС может обращаться только работник, работода-телю такого права закон не предоставляет.

До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных пере-говорах с работодателем. И если разногласия не были уре-гулированы путем соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы работника профсоюза либо друго-го представительного органа), только тогда они могут стать предметом разбирательства КТС.

КТС разрешает следующие споры:

– о правомерности изменения работодателем условий трудового договора;

– об оплате труда, выплате премий;

– о реализации права на отпуск;

– о законности применения дисциплинарных взысканий.

Работник может обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении сво-его права (ст. 386 ТК РФ). В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. При этом закон не определяет, какие причины являются уважительными, отдавая этот вопрос на усмотрение комиссии.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спо-ра в КТС изложен в ст. 387 ТК РФ.

Порядок проведения заседания КТС законом точно не оп-ределен. Установлено только, что заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя, и что на заседании комиссии ведется протокол, который подписывается предсе-дателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Заседания КТС проводятся открыто, поэтому любой же-лающий может быть выслушан по обстоятельствам спора.

После всестороннего исследования и обсуждения всех об-стоятельств разрешение трудового спора между работником и работодателем завершается принятием решения.

Согласно ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение тай-ным голосованием простым большинством голосов присутст-вующих на заседании членов комиссии (порядок проведения тайного голосования должен содержаться в регламенте КТС).

Решение комиссии должно быть ясным, мотивированным и основанным на действующем трудовом законодательстве, кол-лективном договоре или ином соглашении о труде.

Принятое КТС решение окончательно и подлежит испол-нению в течение трех дней по истечение 10 дней, предусмот-ренных на обжалование (ст. 389 ТК РФ).

В отношении решения о восстановлении на прежней рабо-те работников, незаконно переведенных на другую работу, за-кон устанавливает исключение из общего правила: согласно ст. 396 ТК РФ данное решение подлежит немедленному ис-полнению.

КТС не может пересмотреть свое решение, которое всту-пило в законную силу.

Если работодатель не исполняет решение КТС, оно может быть исполнено в принудительном порядке: в случае неиспол-нения в установленный срок КТС выдает работнику удостове-рение, являющееся исполнительным документом. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным при-чинам КТС может восстановить этот срок. Однако удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Удостоверение, выданное КТС, предъявляется работни-ком или его представителем не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд по месту нахождения работодате-ля, обязанного выполнить решение КТС. На его основании су-дебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в испол-нение принудительно, действуя в порядке, установленном Фе-деральным законом «Об исполнительном производстве».

  1. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек-тивного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или измене-нии индивидуальных условий труда), о которых заявлено в ор-ган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, либо лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения трудового спора – это законодательно установленная для данного юрисдикцион-ного органа определенная форма процесса разбирательства трудового спора, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением и исполнением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и при-менение к ним соответствующих норм права.

Процесс рассмотрения споров определяется характером и порядком работы того органа, которому данный спор подве-домствен, поэтому необходимо различать порядок рассмотре-ния индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и, если тру-довой спор рассматривается в особом порядке, в вышестоя-щем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосста-навливающие действия в различном порядке.

Большинство споров из трудовых правоотношений по при-менению трудового законодательства рассматривается в об-щем порядке, то есть начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на ре-шение в суд.

Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой порядок установлен в ст. 390 ТК РФ, а для суда также и ГПК РФ. При общем порядке рассмотрения индивидуальных трудо-вых споров различаются два самостоятельных вида разбира-тельства: в КТС и в суде.

 

  1. Трудовые споры, рассматриваемые непосредственно судом.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Работник или работодатель при несогласии с решением КТС может обжаловать это решение в суд в 10-дневный срок со дня вручения копии указанного решения. В случае пропуска установленного срока в силу уважи­тельности причин суд может его восстановить и рассмотреть индивидуаль­ный трудовой спор по существу.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудо­вые споры по заявлениям:

- работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки при­чины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынуж­денного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время вы­полнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

- работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

- об отказе в приеме на работу;

- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных орг-ций;

- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК).

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (ст. 390-397). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в порядке искового про-ва. Рассмотрению индивидуальных трудовых споров свойст­венны некоторые процессуальные особенности. Прежде всего, это указан­ный вопрос по определению подведомственности индивидуальных трудо­вых споров, которые рассматриваются в КТС, а после этого могут рассматриваться в суде и непосредственно разрешаются в суде, минуя КТС в порядке, установленном ст. 391 ТК. Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены определенные сроки:

1) по делам об увольнении - месячный срок со дня вручения работ­нику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

2) по остальным трудовым спорам 3-месячный срок со дня, когда ра­ботник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

3) в 10-дневный срок со дня вручения копий решения КТС, если работник или работодатель обжалует это решение;

4) по спорам о возмещении работни­ком вреда, причиненного имуществу работодателя (организации), устанав­ливается срок в 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба. При пропуске срока обращения суд, признав уважительность при­чины пропуска, может восстановить этот срок, принять заявление и рас­смотреть спор по существу.

      По общему правилу граждане могут лично осуществлять свои про­цессуальные права при наличии у них процессуальной дееспособности, кото­рая наступает в полном объеме с 18-летнего возраста. Особенность трудовых споров заключается в том, что стороной этого спора может быть лицо, наде­ленное трудовой право-дееспособностью, возникающей у работника с 16-летнего возраста, а в установленных законом случаях - с 15 и с 14 лет (ст. 63 ТК).

В суд может обратиться не только работник, но и профессиональный союз, защищающий интересы работника, если он не согласен с решением КТС. При соблюдении процедуры, связанной с учетом мотивированного мне­ния выборного органа первичной профсоюзной орг-ции при расторжении трудового договора с работником (в соответствии с п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК), как работ­ник, так и представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной орг-ции впра­ве обжаловать увольнение непосредственно в суд (ч. 4 ст. 373 ТК).

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из тру­довых правоотношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и су­дебных расходов.

С учетом всех обстоятельств дела и на основании закона орган, рас­сматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает обоснованное и мотивированное решение, в котором содержится вывод об удовлетворении иска или отказе в иске. По денежным требованиям указывается конкретная сумма, подлежащая удовлетворению в пользу работника, либо сумма, взы­скиваемая с работника в возмещение ущерба, нанесенного имуществу рабо­тодателя (организации).

Районный суд рассматривает дела о: восстановлении на работе, о признании забастовки незаконной (?). Все остальные дела рассматриваются мировым судьёй (п.7 ч.1ст. 23 ГПК – дела, возникающие из труд. отн-ий, за искл. дел о восст-ии на работе и дел о разрешении коллект. труд. споров)

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки осно­вания увольнения на увольнение по собственному желанию. Если формули­ровка увольнения будет признана неправильной или несоответствующей закону, суд изменяет ее и указывает в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК или иного ФЗ.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденно­го прогула.

По денежным требованиям, признанным обоснованными, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, выносит решение о вы­плате работнику причитающихся сумм.

Обоснованные денежные требования работника удовлетво­ряются в полном объеме без всякого ограничения.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Решение органа по трудовому спору приводится в исполнение по общему правилу после вступления его в законную силу. Но решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на дру­гую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выно­сит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время за­держки исполнения решения суда (ст. 396 ТК).

Если работнику по решению органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выплачена опре­деленная сумма, а в дальнейшем указанное решение было отменено в поряд­ке надзора, то обратное взыскание выплаченных ему сумм допускается только в случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных доку­ментах (ст. 397 ТК).

 

  1. Особенности рассмотрения трудовых споров об увольнениях и переводах работников.

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

 В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя. Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

 

  1. Сроки при разрешении индивидуальных трудовых споров.

Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

 

  1. Исполнение решений КТС и судебных органов по индивидуальным трудовым спорам.

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

 

  1. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их разрешения.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и рабо-тодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заклю-чения, изменения и выполнения коллективных договоров, со-глашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мне-ние выборного представительного органа работников при при-нятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Признаки коллективного трудового спора:

1) особый субъективный состав (его коллективный харак-тер);

2) особый предмет разногласий (законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников).

Для того, чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих ука-занных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры по их характеру можно раз-делить на два вида:

1) по поводу установления или изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-партнерских соглашений;

2) во поводу выполнения коллективных договоров и со-глашений, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители.

Представителями работников являются органы проф-союзов и их объединений, уполномоченные на представитель-ство в соответствии с их уставами, иные представительные ор-ганы, образованные на собраниях (конференциях) работников и уполномоченные ими.

Представители работодателей – это руководители ор-ганизаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями орга-ны.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек-тивных трудовых споров. В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляю-щий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (в настоящее время – Федеральная служба по труду и занятости), и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегу-лировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полно-мочия определены ст. 407 ТК РФ.

Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) либо несообщение работодателем (его пред-ставителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начинать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора в со-ответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ состоит из следующих этапов:

– рассмотрение коллективного трудового спора примири-тельной комиссией (обязательный этап);

– рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

  1. Порядок образования примирительных органов и рассмотрение в них коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

________________________________________________

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

 

  1. сроки при разрешении коллективных трудовых споров

 

 

  1. Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.

Статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

Признаки забастовки:

1) отказ работников от исполнения трудовых обязанно-стей;

2) временный характер такого отказа;

3) добровольный характер такого отказа;

4) его цель – разрешение коллективного трудового спора.

Виды забастовок:

забастовки, проводимые по единым общим правилам;

предупредительные забастовки, проводимые по специаль-но для нее предусмотренным правилам (ст. 410 ТК РФ).

Право на забастовку. Работники и их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если:

1) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

2) работодатель уклоняется от примирительных процедур;

3) работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;

4) стороны коллективного трудового спора не достигли со-глашения о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Объявление и проведение забастовки урегулированы ст. 410 ТК РФ.

Орган, возглавляющий забастовку. Забастовку возглав-ляет представительный орган работников, имеющий право:

1) созывать собрание (конференцию) работников;

2) получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;

3) привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

4) приостанавливать забастовку.

Орган, возглавляющий забастовку, обязан:

– принять зависящие от него меры по обеспечению в пе-риод забастовки общественного порядка, сохранности имуще-ства организации (филиала, представительства, иного обособ-ленного структурного подразделения) и работников, работы ма-шин и оборудования, остановка которых представляет непо-средственную угрозу жизни и здоровью людей;

– обеспечить выполнение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки;

– по получении решения суда о признании забастовки не-законной немедленно проинформировать ее участников;

– по получении решения суда или Правительства РФ о приостановке забастовки или решения суда, предписывающе-го отложить ее, проинформировать об этом участников забас-товки.

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки определены ст. 414 и 415 ТК РФ.

  1. Международная организация труда, ее цели и задачи. Конвенции и Рекомендации МОТ о труде.
  2. конвенции и рекомендации МОТ
  3. Общая характеристика зарубежного трудового законодательства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...