Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.




С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (филимоновская, дымковская, каргопольская глиняная игрушка, керамическая посуда).

При создании декоративных композиций в рисовании ставятся общие задачи:

- формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров;

- учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,

- выделять элементы узора.

Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора: мазки. Точки, кольца, круги, прямые линии (дети знакомы со способами изображения этих элементов).

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Воспитатель должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колоритом росписи. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки). Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платье, фартук кукле вырезанные из бумаги, украсить сказочный домик, волшебную рыбку, птицу.

Когда дети освоят дымковскую роспись, следует познакомить их с филимоновской игрушкой. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие филимоновских и дымковских игрушек.

В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.

В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке из глины, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.

 

13. Понятие «синтез искусств».

Синтез искусств - - органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие "синтез искусств" подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. п.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в искусстве барокко и др.). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX века).

 

14. Варианты синтезированных искусств в работе с детьми.

Творческие начала, выявленные нами в результате воздействия синтеза искусств, проявлялись в рисунках, создаваемых после прослушивания музыки и просмотра произведений живописи, в вербальной характеристике музыки и произведений и произведений изобразительного искусства, передающих характер музыки и живописи.

На первом этапе работы не ставились задачи, связанные с развитием чисто музыкальных навыков или навыков в изодеятельности. Мы исходили из развития у детей способности эмоционально откликаться на музыку и живопись, умения соотносить произведения разных искусств между собой.

На втором этапе мы воздействовали на изобразительную творческую деятельность детей с помощью музыки: использовали свойство «синестезии»- перевода слышимого, звукового музыкального образа в движение, слово, рисунок с использованием знакомых детям средств художественной выразительности.

Процесс синтеза искусств и его влияние на эмоционально-творческую сферу развития детей достаточно сложен, и нужно иметь в виду ряд психологических особенностей. Учитывая взаимодействие ощущений, надо помнить и точно рассчитать «дозу» участия каждого искусства в этом процессе: объем зрительного ряда, его порядок, характер и количество прослушиваемой музыки, степень её «совпадения» с произведениями живописи, необходимость последующего обсуждения.

Практика показывает, что в начале подобной работы по применению комплекса искусств можно подбирать музыкальные произведения по принципу контраста. Например, контрастные по состоянию образы моря из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (отрывок «Море») и такая же контрастная по образной характеристике живопись Айвазовского, Ван-Гога.

Показ репродукций на каждый музыкальный фрагмент должен быть небольшим по количеству: достаточно иметь 2-3 репродукции. Кроме того показ репродукций должен соответствовать звучанию музыки и в том случае, если нужно добиться сильного эмоционального воздействия обоих искусств на ребёнка. В картинах при этом должны быть ослаблены сюжетно-событийные моменты. Важно не только изображение событий, сколько изображение состояния, где сюжет превращается в мотив, акцент переносится на состояние. В картинах должна преобладать лирика или драматургия переживания. Действие картины должно быть переведено из внешнего плана во внутренний через столкновение, контраст, полифонию чувств и состояние внутреннего мира. Подобная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога и детей, знании взрослым индивидуальных особенностей ребёнка, при гибком планировании системы своей работы с детьми, когда «сценарий» занятия корректируется на ходу.

 

15. Требования к составлению конспекта по развитию эстетического восприятия у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Конспект ООИД должен содержать вид изобразительной деятельности, тему, программное содержание, используемое оборудование, распределение по времени основных частей, список вспомогательной литературы, ход занятия.

Вид изобразительной деятельности (предметное, сюжетное или декоративное изображение) и тема занятия должны соответствовать плану воспитательно-образовательной работы и программным требованиям данной возрастной группы. Тема должна быть актуальной. Формулировка темы должна нести образный характер, вызывать интерес у детей и отражать суть работы.

Программное содержание должно соответствовать требованиям общеобразовательной программы по дошкольному образованию той возрастной группы, для которой предназначен конспект. В записи программного содержания необходимо выделять основные группы задач: образовательные задачи, развивающие задачи, воспитательные задачи.

Образовательные задачи должны соответствовать трём этапам обучения. Задача соответствующая I этапу обучения (новый, незнакомый для детей материал), должна отражать тему данного занятия и начинаться со слов – учить, или знакомить, или формировать. Задача соответствующая II этапу обучения (знакомый детям материал, требующий тренировки и закрепления), должна начинаться со слов – продолжать учить, или закреплять умение, или повторить, или упражнять. Задача соответствующая III этапу обучения (хорошо знакомый детям материал, который необходимо совершенствовать) должна начинаться со слов – совершенствовать навыки.

Развивающие задачидолжны содержать задачи направленные на развитие творческих, композиционных способностей детей, чувство цвета, чувство ритма, чувство формы, эстетический вкус, мелкую моторику, психические процессы. Развивающая задача должна начинаться со слова: развивать.

Воспитательные задачидолжны содержать задачи направленные на воспитание таких качеств личности дошкольника, как интерес к данному виду продуктивной деятельности, чувства уверенности в собственных силах, желание доводить начатое дело до конца, желание выполнять работу аккуратно, красиво, стараться, помогать товарищам, доброжелательное отношение к работам товарищей. Воспитательная задача должна начинаться со слова: воспитывать, или приучать, или формировать.

В конспекте необходимо указать оборудование, используемое на занятии, классифицировать его по группам: демонстрационный материал и раздаточный материал.

Указать длительность занятия, распределение основных частей занятия по времени. Длительность занятия должна соответствовать требованиям СанПина: младшая группа – до 15 минут, средняя группа – до 20 минут, старшая группа – до 25 минут, подготовительная к школе группа – до 30 минут. Первая и третья части по длительности более короткие (от 2 до 5 минут в зависимости от задания и возраста детей, новый материал объясняется дольше – от 5 до 7 минут), вторая часть занимает значительную часть занятия (10-20 минут). На физкультминутку уделяется до 1 минуты.

Описать ход занятия по алгоритму. Алгоритм сохраняется во всех возрастных группах по всем видам продуктивной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...