Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища
Иностранцы — лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами. Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. В международной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающего государства. Ряд государств — участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих государств могут практически свободно, без виз, лишь на основе своих внутренних личных документов въезжать, передвигаться и выезжать с территории государств — участников Соглашения1. К такой безвизовой системе хотела бы присоединиться и Российская Федерация. Переговоры по этому вопросу ведутся ею уже на протяжении нескольких лет. Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:
Беженцамипризнаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия. Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др. Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет: ·
Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы В отличие от беженцев, вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, вынужденные (примерно по тем же причинам) переехать из иностранного государства в РФ либо из одного субъекта РФ в другой субъект РФ, а также постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства, вынужденные изменить место жительства в пределах РФ. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ. Лицо, претендующее на получение статуса вынужденного переселенца, обращается с соответствующим ходатайством в территориальный орган миграционной службы по новому месту своего пребывания. Данный орган принимает решение о признании лица вынужденным переселенцем, отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства и признании лица вынужденным переселенцем может быть обжалован в суд. Лицо, признанное вынужденным переселенцем, получает соответствующее свидетельство, самостоятельно выбирает место жительства на территории РФ, может быть направлено миграционной службой в центр временного размещения. Функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в настоящее время осуществляет Федеральная миграционная служба, являющаяся структурным подразделением Министерства внутренних дел РФ. Структура правового статуса – это комплексное построение его элементов, частей, их совокупность, иерархическая скоординированность, взаимосвязь и взаимодействие, способствующие обеспечению единства и цельности этого понятия26. Говоря о структуре правового статуса личности, можно выделить следующие составляющие его институты: 1) институт гражданства; 2) принципы правового статуса человека и гражданина; 3) институт конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина; 4) институт конституционных обязанностей человека и гражданина; 5) институт конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Основные принципы правового статуса человека и гражданина закрепляются в Конституции РФ: 1. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18). 2. Принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19). 3. Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6). 4. Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55). 5. Гарантированность прав и свобод человека (статья 19). 6. Соответствие международным актам о правах человека (статья 17). 7. 3. Права и свободы человека и гражданина и их непосредственное действие. 8. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (в первую очередь согласно нормам Всеобщей декларации прав человека 1948 года) и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других прав и свобод человека и гражданина. 9. 4. Равенство всех перед законом и судом (равноправие). 10. Согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации. 11. 5. Полнота прав и свобод граждан РФ. 12. Каждый гражданин РФ обладает на территории РФ всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ, причём наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства, как правило, не умаляет прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Большинство конституционно закреплённых прав, свобод и обязанностей распространяются как на граждан РФ, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, но многие конституционно закреплённые права и обязанности распространяются только на граждан РФ (например, право на участие в управлении делами государства, право на возвращение в РФ, воинская обязанность). Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. 13. 6. Ограничения прав и свобод человека и гражданина. 14. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" (2001) указом Президента РФ могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Права и свободы, перечисленные в части 3 статьи 56 Конституции РФ, не подлежат ограничению. 15. 7. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. 16. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту (более подробно о гарантиях прав и свобод человека и гражданина - см.вопрос 30. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 160. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |