Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни и их единство.




Общество — система деятельности и жизни людей, объединённых территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

 

Вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия.

 

 Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются:

* социологический идеализм;

* географизм;

* исторический материализм;

* биологизм;

* психологизм;

* техницизм.

 

 Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории.

 

 Важными проблемами социальной философии являются:

* деятельность человека;

* соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей.

 

Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.

 

4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:
- экономическую;
- политическую;
- духовную;
- социальную.

 

Экономическая сферавключает в себя все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают использование доступных обществу ресурсов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:
- производство;
- распределение;
- обмен;
- потребление.

 

Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношений власти.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:
- сохранение стабильного политического режима;
- сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;
- развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;
- обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;
- готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему воспитания,  образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни: это культура, наука, воспитание и образование, религия.

 

Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.
Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.

 















Движущие силы и факторы общ. развития.

 Образ человека сменился в 17 в. более трезвым и в общем более верным взглядом на него. Если в эпоху Возрождения идея единства человека и природы трактовалась в духе доминирования человеческих характеристик - антропоцентризм, то в 17 в. акцент сместился на исключительно "объективное" истолкование человека как полностью подчиненного природе ("целого" - "части").

 

 Согласно механистической картине мира этой эпохи человек рассматривался как машина, "машина, которая состоит из костей и мяса" (Декарт), как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить: "мыслящая вещь, или вещь, которая умеет мыслить" (Декарт).

 

 Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов, включены в цепь мировой детерминации. Всеобщая причинная необходимость, исключает случайность и определяет всю человеческую деятельность. Представление о свободе воли, считают рационалисты 17 в., одно из самых живучих человеческих заблуждений, основанных на том, что люди осознают только свои желания, но обычно весьма далеки от понимания причин, какими они к ним определяются. "Воля не есть вещь в природе, но лишь фикция" - пишет Спиноза. При этом он по существу не выходит за пределы знаменитой формулы античных стоиков: того, кто соглашается, судьбы ведут, а того, кто сопротивляется, они тащат.

 

 В духе "века разума" Спиноза утверждает, что "свобода есть познанная необходимость" и все происходит в соответствии с умом. Познавая природную необходимость, человек становится свободным и может управлять своими страстями и аффектами, в которых проявляется порабощенность человека, его неосознанная зависимость от внешних обстоятельств его жизни.

 

 Такое понимание человека и его свободы стало основой разработанной Спинозой этики. Моральная ценность человеческих поступков детерминирована непосредственно характером его знаний о мире природы и о его собственном существовании. На этой основе Спиноза сконструировал идеал человека, во всем руководствующегося разумом. Степень морального совершенства прямо пропорциональна тому, насколько человек руководствуется в своих поступках разумом. Такого человека философ называет мудрецом, или свободным человеком. Мудрец не истребляет свои страсти, а преобразует их, подчиняя руководству разума. Поэтому совершенствование разума - главная цель нравственного существования личности. Свобода, согласно Спинозе, - редкое явление и приобретение человеческой жизни. Она - удел интеллектуальной элиты: между свободным и несвободным Спиноза воздвигает трудный барьер знания. (Эту мысль утверждает и Лейбниц: детерминироваться разумом к лучшему - это и значит быть наиболее свободным).

 

 Философы 17 в. утверждают право человека на свободу, счастье, развитие, и проявление своих способностей. Эти умонастроения воплотились в идеалах индивидуализма, которые в специфической форме реализовали идею возвышения личности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...