Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия экзистенциализма.




Экзистенциализм – философия существования — XX в., как «философское направление» никогда не существовал и не существует: это исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм.

 

Экзистенциализм рассматривает  человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.

 

Экзистенция –противоположность эссенции (сущности). Судьба вещей и животных предопределена, они обладают сущностью прежде существования, человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

 

Экзистенциальные проблемы – это вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования.

Человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. Человек не поддается научному определению, он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

 

Человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина самопостижения человека - "Я мыслю, следовательно, я существую". Через "Я мыслю" человек постигает себя через другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам.

 

Свобода: человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает. Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только лишь в Боге. Атеисты: быть свободным - это быть самим собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он - это свобода, которая ничем не определена. Она - неограниченная сила отрицания - ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор.

 

Проблема выбора: человек отличен от всех природных существ своей способностью выбирать самого себя, быть самим собой, нести ответственность перед собой за свой выбор.

Сартр: выбор человека не сообразовывается ни с какими социальными нормами и установлениями, но и выбирая себя, человек одновременно выбирает и все человечество. 

Хайдеггер: выбор человека предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия - смертью. Тем самым человек оказывается перед лицом ничто. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира, что ему "говорит" в этот момент бытие.

Ясперс (религиоз. э.): выбор человека происходит перед лицом Бога, и подлинный его выбор - это выбор в себе "образа божьего".

 

Религиозный э.: по мнению Н. А. Бердяева, существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода Перед Богом. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог является гарантом свободы против порабощения человека властью природы и общества.

 

Э. оптимистичен, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. Каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

 

Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития.

 

Смысл жизни экзистенциалисты трактуют по-разному:

*одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”);

*другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например);

*третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” - “счастье”, “нравственность” и т.д.

Философия постмодернизма.

Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др.

Философия постмодернизма находится в процессе становления, она еще «не устоялась», «пестрит частностями отдельных взглядов». Категориальный аппарат этой философии еще только формируется, хотя есть уже общепризнанные и общеупотребимые категории.

 

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

 

Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т.д.

 

Постмодернизм окончательно преодолевает поиски новых смыслов в истории, культуре, познании (в классической философии – метафизических, общезначимых; в модернизме – субъективных, личностных), то он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. всё «старое» преодолевается, но не отвергается вообще. Оно используется постмодернизмом в виде цитат и случайных фрагментов. Постулируется «множественность порядков» без всякой иерархии и связи. Любая теория, парадигма, идея, интерпретация возможна и допустима, но познавательная ценность каждой из них в равной степени относительна. По сути, провозглашаются плюрализм и релятивизм.

 

Философия постмодернизма базируется на выводах структурализма и постструктурализма (Р.Барт, Ф.де Соссюр, М.Фуко и др.), согласно которым язык обладает определенной субстанциальностью, т.е. не просто пассивно отражает некоторую внеязыковую реальность, а живет своей собственной жизнью, является причиной самого себя, говорит о самом себе. Язык есть универсальный феномен, т.к. всё созданное человеком есть язык.

Вся культура, вся человеческая реальность объявляется знаковой системой («словарь» и «энциклопедия» у У.Эко, «космическая библиотека» у В.Лейча, «текст» у Ж.Деррида).

 

В постмодернизме язык обладает такими свойствами:

а) Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком.

б) Власть языка над культурой и субъектом. Более того, сознание человека рассматривается как функция языка. Язык, рождая новые смыслы, формирует субъекта, определяет способ и содержание человеческого мышления.

в) Функционирование («порождение») языка происходит бессознательно.

г) Язык абсолютно свободен, лишен жесткой структуры, будучи организован как ризома, и полисемантичен.

д) Источником смысла является не Автор, а Читатель (интерпретатор). Поэтому центральное место в языковых процессах занимает не Письмо (создание текста), а Чтение (как интерпретация и рождение смысла). Процесс письма «затягивает» автора, ведет его за собой, порождает новые смыслы; при этом важно не только «что» говорится, но «как» говорится.

е) Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).

ж) Язык (текст) всегда принципиально открыт, не завершен.

 

Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.

Основные средства: текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции.

 

 «Новый» философский разум утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы».

Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.

 

Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).

 

В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.

 

Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.

 

История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности».

 

Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:

а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;

б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);

в) общество утратило системность и целостность;

г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения) важнее, чем классическая «спокойная» социальность.

 

Бытие как ф. категория.

 Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

 

 Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Это состояние, единое с бытием и противоположное ему.

 

 Смысл понятия "бытие":

* окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

 

* Окружающий мир развивается , имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

 

* Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

 

 Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя.

 

Основные формы бытия:

 

* Материальное - существование материальных тел, вещей, явлений окружающего мира;

 

* Идеальное - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 

* Человеческое - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

 

* Социальное - включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

 

* Ноуменальное (ноумен - вещь в себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

 

* Феноменальное (феномен - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Сознание как ф. категория.

1) Сознание – человеческая способность идеального (посредством идей) воспроизведения действительности в мышлении. Высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

 

Генетические предпосылки сознания – “отражение” (способность одних материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем) и информационное взаимодействие (информационное отражение, как свойство живой природы). Психика – вид информационного взаимодействия.

 

 Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью фиксации навыков, способов и норм преобразовательной общественной деятельности. В этом общественная природа сознания.

 

 Два уровня сознания: общественное (в форме идеологии, морали, науки, культуры) и индивидуальное (в котором происходит освоение социокультурного опыта в вышеперечисленных формах).

 

Важная черта сознания – способность оценить ситуацию “извне”, не являясь ее непосредственным участником определить свое отношение к ней, сформулировать позицию.

 

Сознание носит характер целенаправленного отражения действительности – человек не просто фиксирует ситуацию, но рассматривает ее с точки зрения норм, установок, представлений о должном.

 

Прорабатывая свое отношение к миру, человек развивает самосознание.

 

 2) Самосознание – осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Это выделение себя, своего отношения к себе, оценка своих возможностей.

 

Уровни самосознания:

 

• Осознание своего тела, его вписанности в мир вещей (самочувствие).

 

• Осознание себя в качестве принадлежащего к определенному человеческому сообществу, культуре, социальной группе.

 

• Возникновение сознания Я, похожего и одновременно отличного от других людей, свободного и ответственного, способного на самоконтроль и на самооценку.

 

 Для осознания себя необходимо осознание другого человека как себе подобного, что происходит в процессе взаимоотношений

 

Рефлексия – явная форма самосознания, когда те или иные феномены сознания анализируются субъектом.

 

 Для наиболее полного понимания человеком себя рефлексия (направленное на себя сознание) должна сочетаться с суждениями “со стороны”, мнением других людей.

 

Предметность самосознания – тело человека, его сознание и познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. “Трогая” сознанием какой-то объект мы осознаем сам объект, а не себя. Так же как трогая пальцем предмет мы чувствуем его, а не палец.

 

 Сознание – важное связующее звено между личностью и деятельностью, так как оно определяет, кем в этом мире видит себя человек, и что исходя из этого, он должен делать.

 

Ф. учение о материи.

1)Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. (Ленин В. И.)

 

Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

 

 Материя не может существовать вне движения.

 

Движение может сохранять или не сохранять качественное состояние предмета.

 

Движение материи может быть физическим (неживая материя), биологическим (живая) и социальным (общество)

 

 2) Уровни организации неживой материи:

• Метагалактика

 

• Системы галактик

 

• Галактики

 

• Планетные системы

 

• Планеты

 

• Макротела

 

• Молекулы

 

• Атомы

 

• Элементарные частицы

 

 

Живая материя:

• Биосфера

 

• Человеческое общество

 

• Биоценозы (взаимосвязанные популяции)

 

• Популяции

 

• Многоклеточные организмы

 

• Клетки

 

• Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки)

 

 3) Пространство и время.

Пространство отражает структурную организацию материального мира.

 

Время отражает длительность процессов.

 

Пространство и время – формы бытия материи

 

Многомерность пространства-времени (4 измерения)

 

Концепции пространства и времени:

-Субстанциальная. Пространство и время существуют независимо от материи. (Демокрит, Ньютон).

-Реляционная. Пространство и время – особые отношения между объектами и вне их не существуют. (Лейбниц).

 

Пространство-время отражаются в 3х сферах – биологической, неживой природе и социальной (как и материя)

 

Социальное пространство-время не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, отношения между людьми, человеческое сознание.

 

Социально-историческое время течет неравномерно, уплотняясь и ускоряясь по мере общественного прогресса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...