Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Я-концепция, копинг-поведение, стратегии преодоления стресса. Механизмы соматизации.
Я-концепция- относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: а) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание) б) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д. в) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: а) реальное Я - представление о себе в настоящем времени б) идеальное Я - то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы в) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать г) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление я-концепции возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Совладающее, адаптивное поведение (копинг-поведение от англ. - преодолевать, справляться) - процесс преодоления человеком трудных жизненных событий. Проблема копинга начала разрабатываться в 40-50-х годах, в настоящее время широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежными исследователями Folkman S. и Lazarus R.S. Согласно им копинг определяется как «… когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека». Основная функция копинга - адаптация человека к требованиям ситуации. Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать ее воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением, как, например, психологические защиты. Несмотря на то, что копинг-поведение направлено на повышение адаптации личности к среде, данный процесс может быть неконструктивным и неэффективным и приводить к дезадаптации и ухудшению функционирования человека в социуме. Эффективность копинга зависит от копинг-стратегий - тех приемов и способов, с помощью которых и происходит процесс совладания: а) проблемно-ориентированный копинг - связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации (например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий) б) эмоционально-ориентированный копинг (временно помогающий) - мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше (например, это избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться). Ключевой механизм процесса преодоления - когнитивная оценка стрессовой ситуации, она бывает: а) первичной - человек оценивает свои ресурсы (отвечает на вопрос - «Что я имею для преодоления этой ситуации?»). Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. б) вторичной - человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды (вопросы «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?»). Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией. Соматизация - физическое реагирование на действие стрессовых факторов. Отражает сдвиг психической энергии по направлению к соматической симптоматике. Механизмы соматизации. По Шура, соматизация связывает процесс симптомообразования с регрессией, возникающей в ответ на острый или хронический конфликт. Соматические реакции ребенка на вредоносные стимулы по мере созревания организма все более заменяются действиями и/или процессами мышления (десоматизация). Однако у невротических лиц психический конфликт нередко оказывает провоцирующее влияние и способствует возникновению регрессивных феноменов, включающих характерные для более ранних фаз развития соматические проявления. Шур называет это ресоматизоцией. Десоматизация предполагает существование скрытой способности Я использовать вторичный процесс для нейтрализации энергии; ресоматизация, наоборот, связана с преобладанием первичного процесса, сопровождающегося утратой способности к нейтрализации. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита. Внутренняя картина болезни - это субъективное восприятие человеком своего заболевания, состоит из четырех составляющих: 1) болевая или сенсорная составляющая - то, что больной чувствует (неприятные ощущения, дискомфорт) 2) эмоциональная - включает в себя то, какие эмоции человек испытывает в связи с заболеванием. 3) интеллектуальная или когнитивная - то, что человек думает о своем заболевании, о причинах заболевания и последствиях. 4) волевая или мотивационная - связана с необходимостью актуализации деятельности, возвращения и сохранения здоровья. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники. Тип реагирования личности формируется в результате действия социальных и конституциональных параметров (пол, возраст, темперамент, характер, природа заболевания, профессия и т.д.) Классификация и характеристика типов реагирования на болезнь: I. Типы реагирования, при которых социальная адаптация не нарушается а) гармоничный – трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть его в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать лечению. Нежелание обеременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного исхода – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. б) эргопатический – “уход от болезни” в работу, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, лечатся так, чтобы оставалась возможность работать в) анозогнозический – активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях II. Типы реагирования, сопровождающиеся психологической дезадаптацией в связи с заболеванием |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |