Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные и политические конфликты в современной России: причины возникновения и динамика.




В настоящее время можно проследить три аспекта политических проблем в конфликтах российского общества:

1) конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

2) роль власти в конфликтах в различных сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

3) роль государственной власти как посредника.

 Основные конфликты в сфере власти в России, как правило, протекают: 1)между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной); внутри парламента (как между Государственной Думой и Советом Федерации, так и внутри каждого из этих органов); между политическими партиями и движениями; между звеньями управленческого аппарата. Лидирующие позиции заняла исполнительная власть, в руках которой сейчас сосредоточена вся полнота реальной власти. Исполнительная власть все в большей степени осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Говоря о России, следует констатировать, что конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества: социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений. Наиболее значительными конфликтами, разворачивающимися в пространстве России и СНГ, являются три: политический, социальный и национально-этнический.

Политический конфликт — конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт в узком смысле слова — конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровня зарплаты, использования профессионального и интеллек­туального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликтах;.

Все названные выше формы являются взаимопроникающими конфликтами, каждый из них составляет питательную среду для другого. Например, шахтерские забастовки показывают, как именно социальный конфликт превратился в политический.

В еще большей мере переплелись социально-политические проблемы в национально-этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур  и отторгнутых от участия во власти, так и от культурного самоопределения соответствующих национальных общностей. Места, поддерживаемые центром, не подпускали к процессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вынуждены были облекать   свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов.

Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет группировать их в три основных типа:

1) конституционные конфликты (разница между региональным и федеральным законодательством).

2) территориальные конфликты.

 Спорных зон сейчас только в РФ 180. В некоторых из них время от времени идут локальные военные действия.

Межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, политические противоречия внутри республик, между республиками и независимыми государствами стимулируют такие конфликты

 

Третья сторона в конфликте

Третья сторона в конфикте- как правило выступает медиаторов,если она занимает позицию поддержки одной стороны или участвует в конфликте на ее стороне- то это уже косвенный или прямой участник конфликта.

Медиация – один из древних способов разрешения конфликта. Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США. В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные медиаторы, так и неофициальные. Официальными медиаторами могут быть отдельные государства; межгосударственные организации (например, ООН, влиятельные государства, нейтральные госудапрства.

Неофициальными медиаторами обычно являются: представители религиозных организаций известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные деятели. Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не оспаривается.

 Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Существуют различные типы арбитража: обязывающий, ограниченный(стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы до начала разбирательства); арбитраж окончательного предложения (каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спору, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений); рекомендательный (решение арбитра носит рекомендательный характер, и стороны могут принять его, либо отвергнуть);посреднический(форма смешанного урегулирования конфликта, когда стороны могут выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра).

Посредничество-одно из средств мирного разрешения международных споров, суть которого "заключается в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон переговоры между ними в целях мирного разрешения спора, зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах". Для осуществления посреднических услуг необходимо согласие всех конфликтующих сторон.

 "Оказание "добрых услуг"-близко к посредничеству,нодля оказания "добрых услуг" достаточно согласия лишь одного Участника конфликта обычно бывает достаточно. Здесь третья сторона выступает от его имени при контактах с противоположной стороной. Посредничество и оказание "добрых услуг", как подчеркивает Э.А Пушмин, совпадают по своей конечной цели - содействовать мирному урегулированию конфликта, но различаются по ближайшим задачам, т.е. по тому, что и как делается в этом направлении. "Добрые услуги" направлены на то, чтобы побудить конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами предоставить им условия для такого разрешения. В этом случае третья сторона может ограничиться, например, лишь предоставлением своей территории для проведения встреч между конфликтующими участниками или выступить в роли своеобразного "почтальона", доставляя сообщения от одного участника конфликта другому Посредничество же предполагает, как правило, более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта Ее задача - не только организовать переговоры, но и участвовать в них, помогая найти взаимоприемлемые формулы решения.

Наблюдатель за ходом переговоров еще в меньшей степени вовлечен в процесс урегулирования. Однако сам факт наличия наблюдателя при проведении переговоров создает условия для снижения напряженности между сторонами, так как его присутствие сдерживает стороны от проявления враждебных действий по отношению друг к другу или от нарушения ими ранее достигнутых договоренностей, что способствует более эффективному поиску переговорного решения.

Кошмарная война

Тоффлер считает, что мир формируется своеобразными волнами социального развития. Сначала была Первая волна, которую он называет «сельскохозяйственной цивилизацией». Ее главный символ-мотыга, а воны этой эпохи велись при помощи примитивных орудии .приводящихся в действие физической силой(копья, мечи, пики, лук и т.д.). Социальнаяструкутра обществ первой волны характерихуетсятрайболизмом, вендеттой за убийство членов своего рода.

Вторая волна- это эпоха промышленности, ее главная характеристика- стандартизация и массовое производство, ее главный символ-конвеерная лента. Согласно Тоффлеру- войны этой эпохи отличаются массовостью участья, что обеспечивается всеобщим призывом, массовым производством стандартизированных видов оружия, строгой иерархией, особенно четко проявляющейся именно в армии, что делает ее громоздкой машиной. Оружие этой эпохи- мощны, но при этом глупы- их точность поражения низка, что компенсируется значительной убойной силой(апогеем данного свойства можно считать изобр. Оружия масового поражения ). Это приводит к неточности оружия и высоким потерям среди мирного населения во время войн. Основной актор политики в данных обществах-национальное государство, и войны носят преимущественно характер столкновений национальных государств между собой, хотя актуальны и столкновения между обществом второй волны(национальным государством) и обществом первой-племенами, этносами, кланами. Именно такой характер носили войны после распада крупных империи в индустриальную эпоху.

 Третья волна- это информационное общество. Знания являются фактором прозиводства, происходит демассификация, кризис интстутов второй волны(-нац.государство). Именно эта тенденция характерна для конца 20-наала 21 века. Оружие становится все более совершенным, точечным, оно поражает необходимые цели. Армии стран третьей волны- немногочисленны, но хорошо вооружены и экипированы, победа в войне- результат анализа и сбора огромной массы информации при использовании наиболее современных компьтеризированных систем разведки, доставки, наведения и уничтожения объектов противника. Предтечей войны третьей волны можно считать операцию «Буря в пустыне» 1993 года, когда страны НАТО провели операцию против войск Ирака, использовав современные крылатые ракеты, средства разведки, спутники, самолеты-невидимки, беспилотники и другие технические ноу хау. Войны этой волны значительно снижают потери армии(всего полумиллионая армия НАТО против миллионной армии Хусейна в этой войне потеряла 340 солдат). Технологии все соврешенне, но они все более доступны для разных групп, в том числе диктаторских режимоыв и террористических организации. Наследие двух первых волн-трайболизм, религия и иедолгии- не хотят уходить со сцены, что служит поводом к новым конфликтам- сепаратизму, религиозному терроризму.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...