Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникация в организациях, её классификация. Особенности неформальной коммуникации.




Коммуникация предполагает передачу социальной информации, содержание которой подготовлено, обработано и закодировано человеческим сознанием и им же должно быть расшифровано. Информационный обмен сознания имеет три основных аспекта: семантический (содержательная сторона сообщения, его смысл, значение), синтактический (знаковая, структурная, количественная сторона) и аксиологический, или прагматический (т.е. ценность, полезность информации для решения тех или иных задач).

Социальная информация обладает и конкретными свойствами, обусловленными ее содержанием, количеством, ценностью и своевременностью доставки: достоверностью, правдивостью, полнотой, глубиной, точностью, убедительностью, доказательностью, новизной, эффективностью, оптимальностью, оперативностью, надежностью, выразительностью и т.д. В единстве указанных четырех аспектов социальная информация выступает и как уменьшение, снятие неопределенности в положении социального субъекта, что имеет важное значение именно в отношениях управления. коммуникация - это сложный информационный процесс, материальная основа которого - передача значения, смысла посредством знаков (символов). Но коммуникация - это и социальный процесс, отражающий структуру социальных отношений и выполняющий в ней функцию связи. В своем полном виде процесс коммуникации представляет собой динамический цикл, предусматривающий свое возобновление через обратную связь.

В системе организационной коммуникации можно выделить две большие подсистемы:

1)систему коммуникации между организацией и ее внешней средой

2)систему коммуникации внутри организации.

В системе внутриорганизационной коммуникации можно выделить такие её виды:

1) межуровневая коммуникация, т.е. коммуникативные связи между различными уровнями управления;

2) горизонтальная коммуникация, т.е. коммуникативные связи между одноуровневыми подразделениями;

3) коммуникация внутри подразделений.

В зависимости от каналов связи, по которым осуществляются эти три вида коммуникации, каждый из них представляет собой либо формальный тип связи, либо неформальный. Межуровневая коммуникация имеет вертикальный характер. Ее можно подразделить на два подвида:

а)коммуникацию по нисходящей, т.е. с высших уровней структуры на низшие. По таким линиям до подразделений, нижестоящих руководителей, работников доводятся цели организации, конкретные задачи (задания), процедуры исполнения, нормы оргкультуры, приказы и инструкции.

б)коммуникацию по восходящей, т.е. с низших уровней структуры на высшие. По этой линии как раз и осуществляется обратная связь, руководители получают информацию о реакции подчиненных на их предложения, распоряжения, указания и т.д. Также по этим линиям связи могут поступать предложения "снизу" об улучшении условий труда и быта, модернизации оборудования, повышению производительности труда и т.п.

Горизонтальная коммуникация играет важную роль в координации действий подразделений одного иерархического уровня, обеспечении их слаженной деятельности в достижении общих целей организации. Для повышения такой слаженности в организациях устанавливают регулярный информационный обмен между подразделениями, личные контакты их руководителей и соответствующих специалистов, а также создают рабочие группы, имеющие межподразделенческий характер.

Как правило, от такого коммуникационного взаимодействия получают и сопутствующий позитивный эффект - повышения у работников ощущения удовлетворенности от осознания "командной работы", устойчивых равноправных отношений в организации.

Коммуникация внутри подразделений может быть подразделена на следующие подвиды:

а)Коммуникация "руководитель-подчиненный", которая является разновидностью вертикальной, но в подразделении, то есть в формальной группе, имеет свои особенности.

Конечно, руководитель имеет коммуникативную связь с каждым отдельно взятым подчиненным, это могут быть и личные беседы, и письменный обмен информацией, и телефонные селекторные разговоры, и послания по внутренней (локальной) компьютерной сети. Но все это происходит во внутригрупповой среде, и каждое данное отношение этого вида находится под воздействием всей суммы внутригрупповых отношений.

б)Коммуникация "руководитель-группа" отражает ту совокупность отношений, которая складывается в группе. Контакты руководителя с группой в целом, постановка перед ней задач как перед коллективом ("командой"), общение с ней на совещаниях, собраниях подразделения позволяют объединить действия членов группы, вырабатывать групповые решения, поддерживать "командный дух" и т.д. Но не надо забывать, что все это общение находится под влиянием группой динамики.

в)Коммуникация "подчиненный-подчиненный" – это разновидность горизонтальной коммуникации внутри группы. Наиболее часто общаются на формальной основе те работники, чьи задачи непосредственно взаимосвязаны, находятся "на стыке".

формальный информационный обмен, как правило, не может удовлетворить потребности субъектов организационных отношений в коммуникации - он не столь гибок и разнообразен, как это им необходимо. Поэтому реальная коммуникация шире, разнообразнее, чем официальная схема, включает много неформальных контактов. Параллельно формальным каналам связи, на их пересечениях, иногда - вместо них и т.д. образуется система неформальных каналов связи. Эти каналы - еще и каналы распространения слухов.

В западной управленческой литературе применяется термин, более сочный, чем его перевод на русский язык, - grapevine, т.е. "виноградная лоза". Известный американский исследователь коммуникации Кит Дэвис указывает, что происхождение этого термина (означающего также "систему тайного сообщения" и "ложные сведения") относится ко времени гражданской войны в США, когда армия Севера использовала протянутые провода, которые постоянно запутывались, а передаваемые по ним сведения - искажались.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...