Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современная управленческая парадигма. Тенденции развития функций, систем, моделей менеджмента в XXI веке.
Современная управленческая парадигма. В современной системе взглядов на особенности менеджмента рубежа XX-XXI вв. выделяются следующие принципиальные положения: 1. Рассмотрение организаций как открытых социальных систем, менеджмент которых должен гибко (адекватно) реагировать на изменения внешней среды, желательно - с опережением. Это предполагает отказ от раннего классического управленческого рационализма, применение более широких социальных подходов, и вместе с тем - новый уровень "технократизма", основанного на новейших информационных технологиях. 2.Рассмотрение организаций как социокультурных систем, обладающих организационной культурой, которая, будучи результатом действий руководства, в свою очередь, сама в значительной мере определяет результаты деятельности организаций. 3.Ориентация на новые социальные и профессиональные группы в организациях, которые обладают высокой культурой труда и общения, отличаются высоким образовательным уровнем, имеют доступ к информации. 4.Обращение к человеческому фактору как ключевому фактору управления, а отсюда - к демократизации управления, участию работников в прибылях, другим "партисипативным" формам (формам участия). 5.Упор на постоянные инновации, не только инженерно-технического, но и социально-экономического и организационно-управленческого характера, на инновационное творчество, предприимчивость как основы философии и стиля современного управления. 6.Признание за лидерством ключевой роли в достижении эффективности деятельности организации. 7.Признание необходимости социальной ответственности управленческих структур как перед обществом и его под системами в целом, так и перед людьми, работающими в самой организации. 8.Рассмотрения менеджмента как глобального явления, обладающего как универсальными, так и национально-специфическими чертами, что обусловливает сложность проблемы интернационализации его способов, форм и методов. Современные тенденции в развитии отношений менеджмента. В отношениях собственника средств производства и непосредственного производителя стал постепенно смещаться центр тяжести социальной зависимости: уже сегодня собственник, бизнесмен зачастую более зависим от своего высококвалифицированного работника, чем работник от него. Научное знание (и не только инженерно-техническое, но и организационно-управленческое, экономическое) в полной мере становится ключевым, ведущим фактором производства. Когда образование, причем высшего уровня, становится доступно многим, то и управление неизбежно перестает быть уделом немногих. Реальный общественный статус всё больше связывается с наличием способности и возможности создавать новое, а не столько с экономическим могуществом как таковым, так как без соединения со знанием, с новшеством капитал не созидает новой стоимости, он мертв. Экономические интересы субъектов экономики должны быть реализованы со всей полнотой и во всех структурных звеньях экономической системы. В качестве главного способа управления теперь утверждается не просто нахождение и поддержание необходимого баланса интересов, то есть компромисса, а такой вариант их согласования, который приводит к их максимально полной реализации. Отношения, основанные на наёмном труде, заменяются исторически более прогрессивными отношениями собственности, которые и определяют более прогрессивные отношения управления. Так, если организация перестраивает свою форму собственности и основывает её на экономических отношениях ассоциации производителей (ассоциированных собственников), то отношения управления в этом случае тоже перестраиваются - они теперь базируются на заинтересованности ассоциированных производителей - собственников в получении наивысшего конечного результата. Инструментами управления в современных условиях начинают всё больше выступать не авторитет богатства и должности, а авторитет личности, способной к лидерству, взаимная зависимость собственности и живого труда, стимулирование как создание необходимых условий для согласования и максимальной реализации интересов субъектов экономических отношений. Управление всё в возрастающей мере становится научным, то есть реализующим объективные экономические законы, законы организации и самоорганизации социальных систем. Факторы внешней среды Под внешней средой социальных организаций понимается вся совокупность социальных факторов, воздействующих на организацию извне, - как непосредственно, так и опосредованно - косвенно. Основные факторы внешней среды разделяют на две большие группы.. Первая группа - это факторы общего воздействия (их также называют факторами среды косвенного воздействия, факторами отдаленного влияния и т.д.). Это те факторы, которые могут не оказывать прямого непосредственного или незамедлительного влияния на текущую деятельность организации, но серьезно воздействуют на ее стратегию, цели, смену способов и методов функционирования. Сюда можно отнести общие социально-экономические, технологические, социокультурные, политические, экологические, демографические факторы. Вторая группа - это факторы непосредственного воздействия (их также называют факторами среды прямого воздействия, факторами операционного окружения и т.д.). Это те факторы, которые непосредственно влияют на текущую деятельность организации и сами испытывают ее взаимные влияние, осуществляют с ней текущее непосредственное взаимное влияние. Сюда можно отнести внешних учредителей 11 владельцев (акционеров, собственников) организации, связанных с ней поставщиков, потребителей, а также профессиональные и социальные ассоциации. Кроме того, это государственные (федеральные), региональные (область, штат, провинция, земля и т. д.), муниципальные органы, оказывающие своё воздействие законами, указами, распоряжениями, инструкциями, т.д. 1. Факторы общего воздействия: - Общее состояние экономики - один из важнейших факторов. Изменения в этом факторе необходимо не только вовремя отслеживать, но и прогнозировать. - Политическая обстановка. Следует отметить, что политические факторы сильно влияют на экономическую ситуацию, так как многие экономические результаты являются последствиями политических решений органов власти и управления. Большое значение имеет и сам по себе уровень политической стабильности в стране, регионе, периодичность сменяемости правительства и T.Д. - Технология: Организациям необходимо быть в курсе новейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с направлениями их деятельности, более того - стремиться заказывать разработку новшеств заранее, исходя из своих долгосрочных целей. - Социокультурные факторы. Переломы во взглядах, обычаях, традициях, нормах п0ведения с неизбежностью отражаются на деятельности социальных организаций, вносят в неё определенные, хотя и не сразу заметные коррективы. Изменения в социокультурной среде приводят к тому, что может меняться и угол зрения общественности на целесообразность деятельности организации, на её имидж в глазах общества, тех или иных его групп. - Общая экологическая ситуация могла бы быть отнесена к категории социокультурных факторов, но, на наш взгляд, она имеет столь большое, хотя и опосредованное воздействие на организации, что может быть выделена в самостоятельный фактор. И хозяйственные, и политические, и культурные организации в развитых странах, как и государственные органы, не могут не учитывать -в своей деятельности аспектов, связанных с охраной окружающей среды и поддержанием экологического баланса . - Демографический фактор играет огромную роль во внешней среде организаций не только на глобальном, но и на национально-государственном, региональном, местном уровнях. Изменения в соотношении возрастных и половых групп населения, численности семей, уровне рождаемости и смертности, образовательном уровне населения и Т.д. влияют на пропорцию занятости и безработицы, на распределение трудовых ресурсов по отраслям и профессиям, на возможности домохозяйств в увеличении, своих доходов и Т.Д. Поэтому любой анализ факторов внешней среды практически не может обойти вниманием демографические аспекты. 2. Факторы непосредственного воздействия - Внешние учредители 'и владельцы (собственники, акционеры) организации. Эта категория представляет собой сильный источник внешнего влияния, так как ее 'интересы непосредственно связаны с конечными результатами деятельности. организации. - Поставщики; Этот фактор, как правило, представлен в виде целой группы, включающей три категории: 1) поставщики материальных ресурсов: сырья, полуфабрикатов, энергии, материалов, комплектующих; оборудования 2) поставщиков финансового капитала, инвестиций; 3) поставщиков трудовых ресурсов: - Потребители - фактор, имеющий в конечном счете решающее значение для организации, так как само ее существование оправдано только, в том случае,. если наличествуют потребители результатов ее деятельности, запросы которых удовлетворяются. В качестве потребителей про изведенных организациями продуктов и услуг выступают не только. индивиды, но и другие организации, которые разделение и кооперация труда связывают в одну систему, в единый социально-экономический организм. - Конкуренты – Это такой фактор внешней среды, который определяет поддержание постоянной "боеготовности" организации, так как именно конкуренты угрожают ее существованию и процветанию. Ведь они могут лучше удовлетворить запросы потребителей на тот или иной продукт или услугу и в итоге сузить долю рынка для данной организации что повлечет снижение ее доходов. - Профессиональные и иные социальные ассоциации. Влияют через свои территориальные, региональные, отраслевые, общенациональные и др. структуры. Работник же организации, входящие в такие ассоциации, проводят в своих организациях политику этих структур и тем самым усиливают их внешнее влияние. - Государственные (федеральные) органы. Взаимодействие организации с этими органами, в конечном счете отражает взаимодействие общего, общенационального интереса (если отвлечься от того, что у государственных структур, как и всяких бюрократических структур, могут быть еще и особые, присущие им частные интересы) с интересом организации. Государство воздействует на организацию как административными мерами (разрешением, запретом и принуждением), так и экономическим. Эти меры доводятся до организации в виде законов, указов, постановлений, распоряжений, инструкций. - Региональные органы взаимодействуют с организациями по той же схеме, которая описана выше для органов федерального уровня (если речь идет об организациях, являющихся частью внутренней среды региона). В случаях, когда организация взаимодействует с регионом горизонтально, то между ними возникают отношения договорного типа. --Муниципальные органы (местные сообщества), на территории которых действуют организации, способны оказать серьезное воздействие на результаты их деятельности, так как здесь речь идет, так сказать, о «среде непосредственного обитания». взаимодействие факторов с организацией носит характер согласования интересов, разрешения возникающих между интересами противоречий. Так осуществляется действие механизма менеджмента как экономического отношения, как систем отношений, связывающей субъекты взаимодействия. Механизм менеджмента действует как поиск субъектами взаимодействия путей и способов согласования их экономических интересов. Причем каждый субъект объективно стремится к максимальной реализации своего интереса. С позиций отдельно взятой организации этот процесс происходит следующим образом: ее отношения с внешней средой выступают как система взаимодействий, и ей необходимо согласовать свой интерес со всеми взаимодействующими интересами таким образом, ,чтобы он максимально реализовался. Это непросто: ведь они стремятся к такому же результату для себя. В этом основа противоречия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 283. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |