Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общероссийское измерение методом личных интервью




Периодичность сбора данных: три волны в год:

I волна: февраль-апрель, данные поставляются в мае

II волна: май-июль, данные поставляются в августе

III волна: сентябрь-октябрь, данные поставляются в ноябре

Формат предоставления данных: базы данных под программным обеспечением Galileo и/или отчеты (различных видов).

25. Общественное мнение, психологические установки, ценностные ориентации, методы воздействия на них средствами ТВ.

"Общественное мнение". Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.

Его роль в воздействии на массовое сознание трудно переоценить, поскольку практически в каждом доме, каждой квартире есть телевизор, который является наиболее доступным способом связи с внешним миром и средством получения оперативной информации, а также самым влиятельным из СМИ, доносящим до человека не только звук, текст, изображение, но и создающим эффект присутствия, личного общения с каждым в отдельности, психологическое ощущение сопричастности зрителя к происходящим событиям. В нашей стране телевидение обрело особый статус. Здесь сложились стереотипы правдивости TV и безоговорочного доверия к нему. Все это «запускает» при восприятии телевизионной общественной информации известный механизм суггестии (внушение), когда информация не подвергается сомнению и сознательной переработке.

Вместе с тем современное телевидение активно использует приемы нейролингвистического программирования; технологическую систему инструментария агитационно-пропагандистского воздействия (снятие защиты, смещение акцентов, присоединение к будущему, «пробный шар», растянутость во времени, изменение масштабов, моделирование доверия, перенос внешних характеристик во внутренние убеждения, символизация); специальные телевизионные технологии призваны обеспечить по отношению к TV следующие функции: формирование приоритетов общественного мнения; переключения общественного мнения с одного аспекта на другой; введение в общественное мнение новых тем и ситуаций; организация поддержки политических и экономических инициатив; осуществление контрпропагандистских информационных действий.

При этом общественное мнение понимается как состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Другими словами - это оценочное суждение различных социальных групп по общественно значимым проблемам. Формирование общественного мнения сегодня стало самостоятельной индустрией, нацеленной на формирование оценочных позиций с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Как известно, именно коммуникация является одной из основ социальной жизни. Она позволяет человеку сформировать общую картину мира, получить представление об обществе, в котором он живет, расширить круг общения независимо от расстояний. Потребность людей в активном взаимодействии породила систему средств массовой информации, являющихся приметой цивилизованного государства, составляющих один из его культурных пластов.

Телевидение относится к наиболее эффективным каналам доставки информации. Оно способно выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку, формируя художественно-эстетические стороны информации. Оно создает самые доступные массовому сознанию и эффективные рекламные ПР-обращения. Это самое значимое средство связи с широкой общественностью, наиболее актуальное для крупных компаний, государственных структур при проведении политических кампаний. TV быстро формирует отношение публики к герою передачи и его высказываниям, способно оперативно создавать имидж персоны или организации, строить либо разрушать репутации. Эффект присутствия на TV обладает самым сильным воздействием. Телеинтервью превращается в сеанс создания психологического портрета, а телевизионная речь, близкая к формам межличностного общения, повышает эффективность передаваемой информации.

Одной из ключевых проблем взаимодействия СМИ и общественного мнения является вопрос о том, должны ли они быть “зеркалом” мнений или их “ваятелем”. В более широком смысле это проблема соотношения “картины мира” в реальной действительности, в массовой информации и в головах людей. Исследователи, например, отмечают, что ведущие американские информационные агентства уделяют развивающимся странам не меньше места в своих сообщениях, чем развитым. Однако, как правило, они выделяют в жизни развивающихся стран негативные (коррупция, преступность, отсталость) аспекты, что приводит к искажению “картины мира”. Такое же искажение было в свое время зафиксировано исследователями отражения в английской прессе антивоенного (против войны американцев во Вьетнаме) движения в Великобритании.

Активно разрабатываются сейчас проблемы взаимодействия СМИ и общественного мнения не только друг на друга, но и на третью силу, которую чаще называют “круги, принимающие решение” (от правительства до разного рода руководителей). В этом кругу СМИ выступают как рупор общественного мнения и как канал влияния на общественные процессы. Причем эффективность воздействия СМИ в последнем случае лучше контролируется и измеряется, чем влияние на формирование общественного мнения.

Коммерциализация ведет к увеличению веса негосударствен­ных средств массовой информации, их финансовому усилению, а их финансовое усиление поднимает рейтинги, увеличивает их влияние на общественное мнение. И серьезность этого влияния доказана во время предвыборных кампаний. Так, коммерческое телевидение, прежде всего ОРТ и НТВ, сыграло колоссальную роль в победе Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года. Это и есть отражение того влияния, которое коммерческие средства массовой информации оказывают на все стороны общественной жизни.

26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.

Что бы повысить рейтинг, каналы стремятся показывать как можно больше эротики, агрессивных действий, катастроф либо, напротив, "физиологического" юмора. Следует учесть и конкуренцию. Все телеканалы ревностно следят за своими соперниками, и как только кто-нибудь из них осуществляет новый сильный прием, привлекающий аудиторию, его тут же копируют другие. Так эфир все больше и больше заполняется "сильнодействующими" элементами - происходит "агрессивизация", "эротизация", "катастрофизация", что только усиливает напряжение в аудитории. На все это накладывается реклама. И ни один канал не откажется добровольно от подобных приемов, поскольку может оказаться вне конкурентного поля - упадет рейтинг, упадут доходы. Собственно, стремление к получению максимальной прибыли при отсутствии адекватных сдерживающих механизмов социального контроля и есть первопричина "рейтинговой болезни" современного телевидения.

Образовательная функция

Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.

Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий.

Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения. С увеличением числа кабельно-спутниковых телевизионных систем весьма вероятным представляется возвращение телевизионной учебы на российские экраны.

Культурно-просветительская функция

Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.

Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.

В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

 

27. Журналистское расследование.

Журналисты, проводящие расследование, в отличие от других репортеров не следуют за чьей-то схемой, они роют глубже, чтобы найти веский, обоснованный ответ на вопрос "Как что-то случается?"
Смысл термина "расследование" говорит сам за себя - журналисты должны узнать кое-что новое и важное. Однако изначально то, что мы расследуем, должно быть важным и актуальным для общества.

Расследование предлагает авторскую версию, основанную на результатах поиска потаенных фактов. Цель — «вскрыть» ситуацию, «выйти на проблему», для чего журналист добывает факты сам.
Он целеустремленно ищет высказывания, свидетельства, документы, пытаясь, уточнить представление о происшествиях и поступках, предупредить возможные негативные последствия, повтор нежелательных ситуаций (расследование причин аварии, технологической катастрофы и пр.).
Репортеры — расследователи используют официальные ответы как необходимое подспорье в работе (для подтверждения или опровержения других материалов), но опираются, в основном, на информацию, добытую неофициальным путем. Официальные запросы нередко играют роль прикрытия настоящих источников, «отвлекающего маневра». Цель расследования в том, чтобы разъяснить и доказать что-то.

На телевидении существует ряд программ, работающих в жанре журналистского расследования. Представлено несколько из них, для сравнения с трех разных каналов:

1. «Человек и закон» (ОРТ)

Общественно- политическая программа "Человек и закон" выходит на главном телеканале страны уже 32 года (Алексей Пиманов ведет передачу с 1996 года). Столь "преклонный возраст" ничуть не мешает программе оставаться одной из востребованных и актуальных на отечественном телевидении. Быть может потому, что основные темы - борьба с организованной преступностью, расследования коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории.

Программа старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в политической, экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой нравственности. Именно поэтому "Человек и закон", ориентируясь на рядового зрителя, постоянно следит за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония.

Основное правило программы старо, как мир: информация из первых рук и только проверенные факты.

Постоянными рубриками по-прежнему остаются острые "социальные" репортажи Юрия Дзарданова, исторические эссе Александра Сенаторова, политические памфлеты Татьяны Косовцовой, "скрытая камера" Александра Карпова, "человеческие истории" (нередко с криминальным прошлым или настоящим) Лилии Высочинской, аналитические комментарии и специальные репортажи Петра Гуленко и Леонида Грозина, актуальные журналистские расследования ведущего Алексея Пиманова.

Основные темы программы: борьба с организованной преступностью, расследования коррупции в высших эшелонах власти, анализ важнейших событий политической, экономической и социальной жизни страны. В программе будут принимать участие многие известные люди: политики, высокопоставленные чиновники и даже артисты эстрады. Наряду с этим "Человек и закон", ориентируясь на рядового зрителя, продолжает следить за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония.

2. «Честный детектив» (РТР)

Журналист и ведущий программы - Эдуард Петров - впервые на современном телевидении расследует преступления по схеме работы следственной группы: сбор первичной информации; розыск и опрос потерпевших, свидетелей и очевидцев; отработка различных версий; поиск доказательств и опровержений – впервые зрителю предоставляется возможность узнать, из чего состоит ежедневная работа криминального репортера.

В каждом выпуске рассказывается об одном уголовном деле, причем не только о самом преступлении, но и о том, как происходит каждое журналистское расследование, с чем приходится ежедневно сталкиваться репортерам программы. Передача снимается двумя камерами. Одна фиксирует саму криминальную историю, вторая наблюдает за журналистами. Угрозы, попытки подкупа, погони, съемки скрытой камерой – все это "кухня" авторской программы Эдуарда Петрова.

Премьера "Честного детектива" состоялась на телеканале "Россия" 22 февраля 2003 года. С первого же выпуска о поселке Красное Костромской области – столице подпольного ювелирного бизнеса России ("Молчание золото") - программа привлекла к себе пристальное внимание зрителей и прессы.

Вот уже десять лет Эдуард Петров один и без оружия исследует криминальный мир. Сначала во "Времечке", потом на НТВ, теперь на канале "Россия". Джеймсом Бондом себя не считает. Его идеал - честный детектив.

3. «Профессия-репортер» (НТВ)

Профессия-репортер» — это цикл телевизионных репортажей на актуальные темы современного мира. Это интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы — уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Репортеры: Андрей Лошак, Вадим Такменев.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...