Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и функции конкуренции. Общая характеристика типов рыночных структур.




 

Конкуренция, как элемент экономического регулирования рынка, является специфическим рычагом, применяемым экономическими субъектами в интересах достижения собственных целей.

Конкуренция является одним из существенных признаков рынка. По сути, это форма взаимного соперничества продавцов и одновременно механизм регулирования общественного производства.

На практике конкуренция часто соседствует со своим антиподом – монополией, которая представляет собой положение на рынке, в котором отсутствует конкуренция и доминирует продавец. Он захватывает большую часть рынка, диктуя цены и препятствуя вхождению в отрасль других производителей.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка предполагает свободу выбора вида товара, его объемов, цены. Однако на рынке объективно оказывается множество продавцов и между ними объективно возникает соперничество.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. Это определение по содержанию совпадает с определением конкуренции, содержащемся в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».

Конкуренция ограничивает возможности каждого субъекта по поводу производства и сбыта продукции.

В ходе конкурентной борьбы на рынке, решается главные вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить. Отсюда вытекают значение и функции конкуренции:

 

1. Конкуренция – это способ эффективного распределения ресурсов общества. Механизмом этого распределения является спрос, предложение и цена.

2. Конкуренция является стимулирующим фактором – стремление получить прибыль, заставляет конкурентов совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки.

3. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективным использованием факторов производства, что приносит наибольшую выгоду одним и убытки неэффективным производителям, вытесняя их с рынка.

 

Типы конкурентного поведения на рынке.

1. Созидательное (креативное) – такое поведение направленно на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками.

2. Приспособленческое – учитывает инновационные изменения в производстве. Часто это является копированием высоких достижений своих соперников. Этот тип используется для упреждения действий соперников.

3. Обеспечивающее (гарантирующие) – направленное на сохранение достигнутых позиций либо преимуществ.

На рынке субъекты действуют не одинаково активно. С позиций активности участия в конкурентной борьбе различают:

1. Лидеров

2. Претендентов на лидерство

3. Ведомых

4. Новичков

Наиболее активными и экономически атакующими выступают новички. Они стремятся утвердиться на рынке, захватить ниши в рыночной экономике. С позиций остроты борьбы наиболее активными выступают лидеры и претенденты на лидерство.

Методы конкурентной борьбы (используются для обеспечения лучших возможностей сбыта продукции).

1. Ценовая конкуренция – производитель снижает цены на товары посредством снижения издержек производства, это подрывает позиции конкурентов. Занимая доминирующее положение, продавец может установить монопольно низкую цену на продукцию и не снижая издержек.

2. Неценовая конкуренция – эта конкуренция связана с повышением технического уровня, качества товаров, либо создавая товары субституты. Этот вид связан также с послепродажным обслуживанием клиентов, с рекламой.

 

Типы рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. В этом случае ситуация на рынке характеризуется:

· Множеством покупателей и продавцов;

· Высокой мобильностью факторов производства;

· Отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

· Однородностью продаваемой продукции;

· Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не может воздействовать на рыночную цену.

Однако совершенной конкуренции никогда и нигде не существовало. Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать только как научную абстракцию.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется

2. Несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1) Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) Олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Вопрос №36










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...