Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Равновесия потребителя. Эффект дохода и эффект замещения




 

Равновесное положение потребителя достигается в точке,

в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех

достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 6.9).

Рис. 6.9.

Равновесное положение потребителя

А почему, например, не в точке М достигается равновесное

положение потребителя? Потому что, двигаясь вниз по бюджет-

ной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара X,

потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая

расположена дальше от начала координат, а здесь общая по-

лезность от потребления товаров X и Y будет больше. А поче-

му, например, не в точке К достигается оптимальный набор

благ, приносящий потребителю максимум полезности? Сово-

купная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказыва-

ется за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недо-

ступна потребителю.

В точке касания наклон кривой безразличия равен накло-

ну бюджетной линии. Так как наклон кривой безразличия

отражает предельную норму замены одного товара другим

(MRS= ~ AQ /AQx), а наклон бюджетной линии — отношение цены

товара X к цене товара У (tg а = Рх /Р ), то равновесное положение

потребителя достигается при условии, что предельная норма заме-

ны одного товара другим равна обратному отношению цен:

Как мы уже отмечали, между теорией потребительского

выбора и теорией предельной полезности существует опреде-

ленная взаимосвязь:

Рис. 6.10. Кривая безразличия

Перейдя из точки А в точку В на кривой безразличия, по-

требитель получает дополнительное количество товара

X (AQX), потеряв некоторое количество товара Y (AQy). Допол-

нительная полезность, полученная от потребления дополни-

тельного количества товара X, равна AQX- MUX, а полезность,

потерянная вследствие меньшего потребления товара У, равна

-AQy MUу. Так как потребитель остался на том же уровне по-

лезности (он двигался вдоль одной и той же кривой безразли-

чия), то та полезность, которую он приобрел вследствие потреб-

ления большего количества товара X, равна той полезности, ко-

торую он потерял вследствие потребления меньшего количества

товара Y:

Итак, из правила максимизации полезности ординалистов

мы вывели правило максимизации полезности кардиналистов:

потребитель должен так распределить свой доход, чтобы пос-

ледний рубль, затраченный на покупку каждого вида товаров,

приносил бы одинаковую предельную полезность. То есть дей-

ствительно, несмотря на два разных подхода к поведению по-

требителей, результат оказывается одинаковым.

 

Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос:

1. При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения.

2. При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода.

Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.

 

Эффект замещения.

Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса.

Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.

Эффект дохода

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.

Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.

Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?

Для этого используем графическую модель Дж. Хикса.

R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.

Для того, чтобы разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.

В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:

1. нормальные товары

2. товары низкого качества

3. товары Гиффена

Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода:

В этом случае общий эффект не так значителен, что означает достаточно низкую эластичность спроса по цене:

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х:

Это характерно для товаров Гиффена. Таким образом, товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена:

 

Особенностью рынков рабочей силы и, в частности, предло-

жения труда выступает то, что во многом работник сам опреде-

ляет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько - отвес-

ти для альтернативного вида занятий и отдыха. Этим опреде-

ляется продолжительность контрактов о найме в любом секторе

экономики при условии, что уровень оплаты является удовлет-

ворительным для работника.

Дилемма ォработа-досугサ применительно к рынку труда по-

лучила название ォэффекта замещения и эффекта доходаサ,

которую можно продемонстрировать на графике со своеобраз-

ным наклоном полого поднимающейся кривой предложения

труда (рис. 8.3). Характерный наклон кривой предложения

труда показывает, что повышающаяся заработная плата сти-

мулирует работника к труду лишь до определенного момента.

В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в

жертву интересам высокого заработка. По достижении высо-

кого материального положения и благосостояния работник

приостановит дальнейшее предложение своего труда и отка-

жется от дополнительной занятости даже при продолжающем-

ся росте заработной платы. Для данного работника ォэффект

доходаサ не является больше приоритетным и приносится

в жертву ради альтернативного работе время препровождения

и досуга. ォЭффект доходаサ замещается ォэффектом досугаサ.

В целом на рынках труда

предложение рабочей силы

формируется под воздействием

совокупности следующих ус-

ловий:

- общая численность насе-

ления;

- численность активного

трудоспособного населения;

- количество отработанного

времени за год;

- качественные параметры

труда, его квалификации, про-

изводительности, специали-

зации.

Вопрос №31










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...