Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация ИТ по сферам применения.




По методам и средствам обработки данных:глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом; базовые ИТ ориентированны на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.; конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя. По обслуживаемым предметным областям:ИТ в бухгалтерском учете; ИТ в банковской деятельности; ИТ в налоговой деятельности; ИТ в страховой деятельности; ИТ в статистической деятельности и т.д. 3. По видам обрабатываемой информации:данные,текст,графика,знания,объект реального мира.. По типу пользовательского интерфейса:Пользовательский интерфейс - взаимодействие компьютера с пользователем.Эта классификация позволяет говорить о системном и прикладом интерфейсе. Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий. Системный интерфейс - набор приемов взаимодействия с компьютерами, которое реализуется операционной системой или ее надстройкой. Командный интерфейс - самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды (в ОС MS DOS системное приглашение: С:\>, в ОС Unix - $).WIMP - интерфейс . При его использовании на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель мыши. SILK - интерфейс. При использовании этой информационной технологии на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым (семантическим) связям.

28.ИТ для работы с текстовой информацией.Текстовые редакторы и процессоры используются для составления, редактирования и обработки различных видов информации. Редакторы, предназначенные для подготовки текстов условно можно разделить на обычные (подготовка писем и других простых документов) и сложные (оформление документов с разными шрифтами, включающие графики, рисунки и др.). Редакторы, используемые для автоматизированной работы с текстом, можно разделить на несколько типов: простейшие, интегрированные, гипертекстовые редакторы, распознаватели текстов, редакторы научных текстов, издательские системы. Текстовые процессоры представляют систему подготовки текстов (Word Processor). Наибольшей популярностью среди них пользуется программа MS Word. Технология обработки текстовой информации с помощью таких программ обычно включает следующие этапы: создание файла для хранения текстовой информации; ввод и (или) копирование текстовой информации в компьютер; сохранение текста, представленного в электронной форме; открытие файла, хранящего текстовую информацию; редактирование электронной текстовой информации; форматирование текста, хранящегося в электронной форме; создание текстовых файлов на основе встроенных в текстовый редактор стилей оформления; автоматическое формирование оглавления к тексту и алфавитного справочника; автоматическая проверка орфографии и грамматики; встраивание в текст различных элементов и объектов; объединение документов; печать текста. К основным операциям редактирования относят: добавление; удаление; перемещение; копирование фрагмента текста, а также поиска и контекстной замены. Если создаваемый текст представляет многостраничный документ, то можно применять форматирование страниц или разделов. При этом в тексте появятся такие структурные элементы, как: закладки, сноски, перекрестные ссылки и колонтитулы.

29.ИТ для обработки числовой информации.Пользователям в процессе работы часто приходится иметь дело с табличными данными при создании и ведении бухгалтерских книг, банковских счетов, смет, ведомостей, при составлении планов и распределении ресурсов организации, при выполнении научных исследований. Электронные таблицы оказались эффективными и при решении таких задач, как: сортировка и обработка статистических данных, оптимизация, прогнозирование и т.д. С их помощью решаются задачи расчётов, поддержки принятия решений, моделирования и представления результатов практически во всех сферах деятельности. При работе с табличными данными пользователь выполняет ряд типичных процедур, например, таких как: создание и редактирование таблиц; создание (сохранение) табличного файла; ввод и редактирование данных в ячейки таблицы; встраивание в таблицу различных элементов и объектов; использование листов, форматирование и связь таблиц; обработка табличных данных с использованием формул и специальных функций; построение диаграмм и графиков; обработка данных, представленных в виде списка; аналитическая обработка данных;10) печать таблиц и диаграмм к ним. Наибольшей популярностью среди табличных процессоров пользуется программа MS Excel. Она представляет пользователям набор рабочих листов (страниц), в каждом из которых можно создавать одну или несколько таблиц. Для удобства вычисления в табличные процессоры встроены математические, статистические, финансовые, логические и другие функции. Формула может содержать ссылки на ячейки таблицы, расположенные, в том числе, на другом рабочем листе или в таблице, размещённой в другом файле. Excel предлагает более 200 запрограммированных формул, называемых функциями. Для удобства ориентирования в них, функции разделены по категориям. С помощью “Мастера функций” можно формировать их на любом этапе работы.

30.или 31  Понятие и основные элементы гипертекстовой технологии.Гипертекстовая технология - это технология преобразования текста из линейной формы в иерархическую форму. Таким образом, использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. К основным элементам гипертекстовой технологии относятся: информационный фрагмент; тема; узлы; ссылки .Информационный фрагмент гипертекста - может представлять собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видео фрагмент, аудио фрагмент. Тема содержит краткое название информационного фрагмента. Информационный фрагмент может состоять целиком из множества тем, либо включать в себя одну или несколько тем наряду с прочей информацией. Узлом в гипертексте называется информационный фрагмент, из которого возможен переход к другим информационным фрагментам гипертекста. Ссылка - представляет собой слово, фразу или набор фраз с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными. Референтные ссылки - это наиболее типичный вид ссылок в гипертекстах. Они, как правило, имеют два конца, обычно это направленные связи, хотя большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке.

32. или 33 Характеристика мультимедиа – технологий.Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи; возможность подключения к глобальной сети Internet;возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);возможность создания собственных "галерей" (выборок) из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");возможность "запоминания пройденного пути" и создания "закладок" на заинтересовавшей экранной "странице";возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу") или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

34Характеристики экономической информации и классификация экономических информационных систем.

Среди наиболее важных характеристик экономической информации, отражающих предъявляемые к ней требования, могут быть названы корректность, ценность, достоверность, точность, актуальность, полнота.
Говорят, что информация является корректной, если она обладает такими формой и содержанием, которые обеспечивают ее однозначное восприятие всеми потребителями. Под ценностью понимают свойство информации, отражающее, в какой степени она способствует достижению целей и задач ее потребителя (например, управляющей системы). Свойство достоверности связывает содержательную сторону информации как отражения некоторой объективной реальности с самой реальностью, а точность определяется мерой близости (удаленности) их друг от друга. Понятие актуальности информации неявно подразумевает возможность изменений во времени состояния того объекта, к которому она относится. Актуальность информации отражает ее адекватность действительному состоянию референтного объекта.
Полнота
информации отражает ее достаточность или недостаточность для принятия управленческого решения.

КлассификацияЭИС: По масштабу ЭИС можно классифицировать следующим образом: международные ЭИС; государственные ЭИС; региональные ЭИС; отраслевые ЭИС; ЭИС подотраслей ; ЭИС крупнейших транснациональных корпораций; ЭИС объединений; ЭИС корпораций; ЭИС финансово-промышленных групп; ЭИС концернов; ЭИС учреждений; ЭИС предприятий; ЭИС структурных подразделений; ЭИС отделов крупных предприятий, учреждений, организаций; пользовательские ЭИС.По числу пользователей ЭИС можно классифицировать следующим образом: однопользовательские (или персональные) - ЭИС, которые являются обособленными, не связанными и не взаимодействующими постоянно с другими ЭИС, а также используемые только своим непосредственным и единственным пользователем; многопользовательские (или распределенные) - ЭИС, в которых более чем один пользователь. В таких системах есть возможность позволить использование одного или нескольких компонентов одной или нескольких ЭИС и соответствующих им информационных технологий другими людьми (пользователями системы). По отраслевой принадлежности ЭИС: ЭИС промышленности; ЭИС связи; ЭИС транспорта; ЭИС сельского хозяйства и т.д. По форме субъектов экономики ЭИС можно классифицировать следующим образом: ЭИС государственных организаций, предприятий, учреждений; ЭИС негосударственных и частных организаций, предприятий, учреждений; ЭИС муниципальных организаций, предприятий, учреждений. По сфере применения (предметной области) ЭИС можно классифицировать следующим образом: банковские ЭИС; ЭИС фондового рынка; страховые ЭИС; налоговые ЭИС; статистические ЭИС; ЭИС промышленных предприятий; ЭИС предприятий и организаций непромышленной сферы; ЭИС предприятий и организаций сферы быта и сервиса. ЭИС туризма и гостиничного хозяйства и т.д. По охватываемым задачам (поддерживаемым предметным технологиям) ЭИС можно классифицировать следующим образом: ЭИС бухгалтерского учета (или бухгалтерии ИС); ЭИС материально-технического снабжения;ЭИС маркетинга; ЭИС планирования и прогнозирования; ЭИС складского хозяйства; ЭИС основным производством; ЭИС управления персоналом (кадрами).

38. Характеристика статистической информации и особенности ее обработки.

Экономическая информация используется главным образом в сфере материального производства. Она служит инструментом управления производством и по функциям управления подразделяется на: на прогнозную, плановую, учётную и аналитическую. В финансово-кредитных органах она связана с экономической работой финансовых и банковских учреждений по обслуживанию клиентов. Экономическая информация включает анализ, контроль и ревизию, разработку мероприятий по улучшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов и др. Она включает как текстовые, так и числовые, как правило, табличные данные. Использование информационных технологий для решения экономических и статистических задач связано с применением стандартного программного обеспечения общего назначения (например, текстовый редактор Word, табличный редактор Excel и др.) и специализированных программ. Методы работы со стандартными программами общего назначения при решении экономических и статистических задач мало отличаются от общих методов работы с такими программами. Специализированные программы могут разрабатываться специализированными организациями. В этом случае они обычно носят универсальный характер, позволяющий их использовать при решении широкого круга профессиональных задач. Без результатов статистических исследований трудно представить квалифицированную подготовку и принятие управленческих решений на различных уровнях управления. Потребность в статистической информации испытывают руководители государства и его субъектов, предприятий и организаций, предприниматели, учёные, средства массовой информации и отдельные граждане.

39. ИТ для обработки статистической информации.

Обработка экономической информации предполагает выполнение логических и арифметических операций над исходными данными. Логическая обработка включает операции сортировки (подбор, упорядочение, объединение), выборку данных из информационной базы и т.п. Арифметические операции – алгебраическое сложение, деление, умножение и т.д. Системы обработки финансово-экономической информации служат для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, а также для составления соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов. Они включают: универсальные табличные процессоры (Microsoft Excel); специализированные бухгалтерские программы (“1С: Бухгалтерия”); специализированные банковские программы (для внутрибанковских и межбанковских расчетов); специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования и др. С учётом сферы применения в экономике выделяют: банковские информационные системы; информационные системы фондового рынка; страховые информационные системы; налоговые информационные системы; информационные системы промышленных предприятий и организаций (бухгалтерские и иные информационные системы); статистические информационные системы и др.К видам экономических задач относят: учётно-операционные работы (в т.ч. учёт труда, зарплаты, материалов и пр.), расчёт нормативов, межбанковские расчёты, прогнозно-аналитические работы, лизинг, обслуживание клиентов, в т.ч. с помощью пластиковых карт. Статистические информационные системы, как правило, являются разновидностью экономических систем. Использование информационных технологий для решения экономических и статистических задач связано с применением стандартного программного обеспечения общего назначения (например, текстовый редактор Word, табличный редактор Excel и др.) и специализированных програ.

40.Понятие ИС.

ИС-система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распростране-ния, передачи и предоставления информации.К информ.системе относят автоматизированные системы управления технологическими процессами,предприятием,корпорацией.

41. Структура ИС.Подсистема-относительная самостоятельная часть системы,выделенная по определенному признаку.Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений(пример,записи в БД о принятии на работу сотрудника). Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Математическое и програмное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

42. Классификация ИС по признаку структурированности задач.При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Заметим, что в практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

43. Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления.Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств. Маркетинговая деятельность включает в себя:анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;организацию рекламной кампании по продвижению продукции;рациональную организацию материально-технического снабжения. Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.УРОВНИ:Системы эксплуатационного периода-обеспеч.операции учета и контроля.Сист.уровня знаний-обеспеч.автоматизацию разработки новых видов продукции,создание и поддержку электронных архивов,извлечение информа-и,новых знаний.Сист.тактического уровня-для обеспечения контроля,анализа,управления,принятия решений и административных действий среди менеджеров.Сист.стратегического уровня-явл.инструментом для руководителей высшего уровняи подготавливают исследования и дляительные прогнозы для фирмы и для разных внешнеэкономич.процессов.

44.Модель бизнеса и структурный анализ.Почти в люб.виде деятельности люди использ.тот или иной вид модели.Существует 2основных способа описания модели:статистический(рассм.структуру модели,т.е.те ее аспекты,в котор.можно пренебречь временем) ,динамический(рассм.поток событий,т.е. изменение моделируемых явлений во времени,прик отор.нельзя пренебречь временем).Для описания разных аспектов использ.различн.модели.Деятельность компании можно рассматривать с тчк.зрения разных людей:оператора процесса,лидера проц,исполнит.директора,заказчика,продавца и т.д.и с тчк.зрен. каждой категории компания выглядит по разному.Поэтому каждой категории нужны разные модели-и в точности та информация,котор.нужна для их деятельности.Одна и та же модель м/использ.несколькими участниками.Одна из наиб важных-это модель бизнеса.Модель бизнеса-это модель,котор.показывает,что явл.окр.средой(клиенты,партнеры) компании и как компания взаимодействует с этой средой.Одним из важных элементов модели-бизнеса явл.описание архитектуры компании,т.е. наиболее важных структур-отделы,процессы,человеч. и технич.ресурсы,а структуры состоят из взаимосвяз.элементов.Элементы имеют содержание ,им м/б присвоено значение ,у них есть ограничение.Модель описания компании м/выглядить так:ИСПОЛНИТ.ДИРЕКТОР ~отдел маркетинговый,отдел разработки.

45. Методологии семейства IDEF.

С помощью методологии семейства IDEF можно эффективно отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом глубина исследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными.В настоящий момент к семейству IDEF можно отнести следующие стандарты:IDEF0 - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0 представляет изучаемую систему в виде набора взаимосвязанных функций ("функциональных блоков"). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;IDEF1 - методология моделирования информационных потоков внутри системы. Позволяет отображать и анализировать их структуру и взаимосвязь; IDEF1X (IDEF1 Extended) - методология построения реляционных структур. IDEF1X относится к типу методологий "Сущность-взаимосвязь" (ER - Entity-Relationship) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных, имеющих отношение к рассматриваемой системе; IDEF2 - методология динамического моделирования развития систем. Из-за серьезных сложностей, связанных с анализом динамических систем, от этого стандарта сейчас практически отказались, и его развитие приостановилось на самом начальном этапе. Существующие алгоритмы и их компьютерные реализации позволяют превращать набор статических диаграмм IDEF0 в динамические модели, построенные на базе "раскрашенных сетей Петри" (CPN - Color Petri Nets); IDEF3 - методология документирования процессов, происходящих в системе. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 напрямую связана с методологией IDEF0: каждая функция (функциональный блок) может быть представлена средствами IDEF3 в виде отдельного процесса; IDEF4 - методология построения объектно-ориентированных систем. Средства IDEF4 позволяют наглядно отображать структуру объектов и принципы их взаимодействия, позволяя анализировать и оптимизировать сложные объектно-ориентированные системы; IDEF5 - методология онтологического исследования сложных систем. С помощью словаря терминов и правил позволяет описать онтологию системы. В итоге могут быть сформированы достоверные утверждения о состоянии системы в некоторый момент времени, на основе которых делаются выводы о дальнейшем развитии системы и производится её оптимизация.

46.Основы методологии IDEF0.Основная методологияIDEF0-методология функционального моделирования.Функц.моделиров.рассм.системой как набор действий,в которой кажд.действие преобразует некотор.объект или набор объектов.1ое основное понятие графич.языкаIDEF0-функциональный блок (Activity box).Этот блок изображен в виде прямоуго-а и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассм.системы.Каждый функц.блок д/иметь свой уникальный идентификации-й номер,каждый из 4ех сторон имеет свое опред.значение:верхняя сторона-управление Ctrl;лев.сторона-вход Input;прав.стор-выход Output;нижн.стор-механизм Mechanizm.2ое осн.понятие-интерфейсная дуга(Arrow).Их называют потоками и стрелками.Она отображает элемент системы,котор.обрабатыв.функц.блоком.Графич.отображением ее явл.однонаправл.стрелка.С пом.нее отображают разные объекты ,те или иные процессы,происходящ.в системе.Таким объектом м/б детали,сотрудники,потоки данных и информации.По требованиям стандарта функц.блок д/иметь одну управляющ.дугу,и одну исходящую интерфейсную дугу.3им осн.стандартом-декомпозиция,позволяющ.постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархич.струк-ы,отдельных диаграмм,это делает модель менее перегруженной и легко усваиваемой.Диаграмма с одним функц.блоком назыв.контекстной и обознач.А-0.В пояснительном тексте диаграммы указывается цель диаграммы и точка зрения.В процессе декомпозиции функц.блок подвергаеться детализации на друг.диаграмме.Получивш.диаграмма 2го уровня содержит функц.бл ,отображ.главные подпункты.Эту диаграмму назыв.дочерней .А диаграмма котор.содержит родительский блок назыв. Parents box.Если происходит декомпозиция функц.блока то все интерфейсные дуги фиксир.на дочерней диаграмме.Этим достигаеться структкурная целостность IDEF0.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 379.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...