Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание разделов и тем дисциплины




(Извлечение из рабочей программы дисциплины)

Введение. Предмет, метод и содержание учебной дисциплины. Цель и задачи дисциплины, ее связь с другими курсами учебного плана. Место дисциплины в системе бакалавра сервиса.

 

РАЗДЕЛ 1 (модуль 1).

Информатизация общества

И информационная культура

Тема 1.1. Понятие информации и ее основные свойства

Сущность информации. Множественность подходов к определению понятия «информация». Информация как объект изучения комплекса наук: кибернетики, лингвистики, семиотики, философии, информатики, библиотечно-библиографических наук и др. Зависимость информации от характера материального носителя. Виды информации. Свойства информации

Тема 1.2. Информатизация общества: сущность, признаки, этапы

Понятие информатизации. Информатизация общества: сущность, направления, этапы. Информатизация как условие вхождения в информационное общество. Определение понятия «информационное общество». Признаки и критерии информационного общества. Перспективы перехода к информационному обществу.

Тема 1.3. Информационная культура личности и информационная культура общества

Многомерность и сложность определения понятия «информационная культура». Информационная культура личности и информационная культура общества. Требования к информационной культуре личности в условиях информационного общества. Библиотека как составная часть культуры, средство трансляции культуры, коммуникации, инструмент в приобретении знаний.

Тема 1.4. Информационные ресурсы в области сервиса

    Характеристика основных информационные ресурсов в области сервиса: информационные базы данных, специализированные web-сайты, информационные каталоги и др.

 

Раздел 2 (модуль 2).

Документ и его функции

Тема 2.1. Документ: понятие, история развития понятия

Документ, функции документа. Классификация документов

Сущность понятия документ. История развития понятия документ. Составляющие документа. Функции документа. Классификация документов

Тема 2.2. Типы и виды документов

Типы документов. Виды документов. Ценностные свойства документов.

 

Раздел 3 (модуль 3).

Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

Тема 3.1. Структура справочно-поискового аппарата библиотеки

Каталоги. Фонд справочных изданий. Фактографические поисковые системы. Библиографические издания и картотеки (базы данных). Архив выполненных справок. Единый алфавитно-предметный указатель.

Тема 3.2. Алфавитный каталог, его назначение, структура, принцип организации

Назначение алфавитного каталога (АК). Состав алфавитного каталога. Правила организации алфавитного каталога. Разделители и надписи на каталожных ящиках. Система ссылок и отсылок.

Тема 3.3. Систематический каталог, его назначение, структура, принцип организации

Назначение систематического каталога. Принципы построения каталога. Библиотечно-библиографическая классификация. Расстановка карточек в каталогах. Разделители и надписи на каталожных ящиках. Алфавитно-предметный указатель к каталогу.

Тема 3.4. Электронный каталог библиотеки, его назначение, структура, принцип организации

Назначение электронного каталога. Структура электронного каталога. Принципы организации электронного каталога.

Тема 3.5. Картотеки

Назначение картотек.

Раздел 4 (Модуль 4).

Аналитико-синтетическая

Переработка информации

Тема 4.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды

Понятие аналитико-синтетической переработки информации. Виды аналитико-синтетической переработки информации. Значение аналитико-синтетической переработки информации.

Тема 4.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Многозначность понятия «текст». Понятие о медиатекстах и гипертекстах. Текст как источник информации и объект свертывания. Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность. Представление о структуре текста. Типы структур текста («мягкие» и «жесткие» структуры текста).

Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть, заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски, примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Факторы, определяющие формальную структуру текста

Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего к частному (дедуктивная); от гипотезы к доказательству; хронологическая. Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство, интерпретация, оценочное суждение.

Связь формальной и содержательной структур текста.

Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической переработки.

Тема 4.3. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации

Определение понятий «формализация», «формализованный анализ» текста. Факторы, обусловливающие необходимость применения формализованных методов аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации. Преимущества и недостатки, область применения формализованных методов свертывания информации.

 Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа.

Определение понятия «библиографическая ссылка». Его отличие от понятий «ссылка», «примечание» и т. п. Виды библиографических ссылок. Библиографические ссылки как средство поиска информации, обеспечивающее высокую точность выдачи информации и способ преодоления рассеяния информации.

Понятие «аннотация». Назначение и область применения формализованной методики аннотирования. Методы преобразования информации при формализованном аннотировании. Технология формализованного аннотирования. Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка и стиля справочной аннотации. Рекомендательная аннотация: назначение, структура требования. Особенности языка и стиля рекомендательной аннотации. Требования к оформлению аннотаций.

Понятие «реферат». Назначение и область применения формализованной методики составления рефератов (дайджестов). Объекты реферирования: научные и научно-технические статьи, разделы монографий. Цель и задачи формализованной методики реферирования. Методы преобразования информации при реферировании. Технология формализованного реферирования. Автореферат диссертации как типичный пример жестко структурированного вторичного текста.

Понятия «обзор», «обзорная информация». Виды обзоров. Особенности составления обзоров как продуктов аналитико-синтетической переработки информации.

Тема 4.4. Неформализованные способы работы с текстом










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...