Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральный закон «О библиотечном деле» (в ред. от 27.12.2009)




Рег. №

 

 

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки 100100 - Сервис

Профиль подготовки – Социально-культурный сервис

 

Квалификация - бакалавр

 

Санкт-Петербург

2012

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

ст. преп. А.В. Савутькова

 

 

Подготовлено на кафедре

социально культурного сервиса и туризма

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

©СПбГИЭУ, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения ................................................................................. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины ........................... 4

3. Методические указания к выполнению контрольной работы ....... 5

4. Контрольные задания ............................................................................ 6

5. Требования к оформлению контрольной работы ............................ 7

6. Список рекомендуемой литературы ................................................... 7

Приложение 1 Содержание разделов и тем дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины)…...................................................................................................10

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы................................................................................15

........................................................................................................................

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине......................................................................16

Приложение 4. Варианты текстов для самостоятельной работы........................................................................................................18

   


1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы информационной культуры» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 - Сервис (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 18 ноября 2009 г. N 627и в соответствии с рабочим учебным планом направления 100100 – Сервис, утвержденным ректором СПбГИЭУ и рабочей программой дисциплины.

Дисциплина «Основы информационной культуры» относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла по выбору студента вариативной части рабочего учебного плана подготовки бакалавров.

Дисциплина «Основы информационной культуры» у студентов заочной формы обучения изучается в 7-ом семестре. Учебным планом на изучение данной дисциплины предусмотрено для заочной формы обучения - 108 часов, из них: лекций - 4 часа, лабораторных занятий - 8 часов, самостоятельная работа - 96 часов.

Студенты заочной формы обучения в соответствии с рабочим учебным планом выполняют 1 контрольную работу по дисциплине «Основы информационной культуры», состоящую из четырех заданий.

Формой промежуточного контроля знаний студента, сформированных в ходе изучения дисциплины, является экзамен.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении дисциплины «Основы информационной культуры» следует акцентировать внимание на том, что изучаемая дисциплина ориентирована на установление межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, такими как: как «Русский язык и культура речи», «Информатика», «Компьютерный практикум», «Методы научных исследований», «Информационные технологии в сервисе», «Маркетинг в сервисе».

При изучении содержания дисциплины студент должен:

знать:характерные черты информационного общества, законы информационной среды, возможности библиотеки; информационный ресурсы в области сервиса

уметь:осознавать роль информации в обществе, выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы; уметь использовать возможности библиотеки, уметь критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.

    владеть: методами эффективного информационного поиска; навыками анализа, синтеза и переработки информации

Методические указания к выполнению контрольной работы

Задачами контрольной работы являются систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Основы информационной культуры». Одновременно студентам предоставляется возможность творчески осмыслить и изложить поставленные вопросы по изучаемой дисциплине. 

Цель контрольной работы состоит не только в проверке знаний студентов, но и в оказании методической помощи при изучении дисциплины в целом. Основной целью курса является формирование системы знаний, необходимых для самостоятельного поиска и переработки информации.

Для выполнения контрольной работы студент должен изучить учебную литературу в соответствии с библиографическим списком.

Контрольная работа построена на основе теоретических вопросов, подлежащих изучению в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

При написании контрольной работы студенты заочной формы обучения могут использовать научную и учебную литературу, периодические издания, сайты Интернета, раскрывающие исследуемый вопрос.

 

Контрольные задания

Задание 1. Типы и виды документов

Цели работы:

Ознакомить студентов с различными типами и видами документов.

Студентам необходимо привести по одному примеру для каждого из типов и видов документов.

Задание 2. Библиографическое описание документов

Студентам необходимо привести по одному примеру библиографического описание следующих документов:

Ø книги одного автора

Ø книги двух авторов

Ø книги более трех авторов

Ø книги без автора

Ø закона

Ø ГОСТа

Ø сборника текстов

Ø многотомного издания

Ø тома из многотомного издания

Ø сериального издания

Ø статьи из сериального издания

Ø электронного издания

Задание 3. Текст как объект аналитико-синтетической переработки информации

    Студентам необходимо провести анализ предложенных текстов:

Ø  озаглавить предложенный текст

Ø составить перечень ключевых слов к тексту

Ø составить справочную аннотацию к тексту

Ø составить рекомендательную аннотацию к тексту

 

Номер варианта контрольной работы определяется по шифру зачетной книжки студента (Таблица 1).

Тексты представлены в приложении 4.

 

Таблица 1

Выбор варианта контрольной работы

№ варианта контрольной работы 11 22 33 44 55 66 77 88 99 010
Последняя цифра № зачетной книжки 11 22 33 44 55 66 77 88 99 00

 

5. Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в соответствии с общими требованиями к оформлению документации, основными из которых являются следующие:

· Компьютерный набор в редакторе WORD;

· Формат страницы A4 (210-297мм);

· Поля: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм;

· Шрифт – кегль 14;

· Межстрочный интервал – 1,5;

· Абзацный отступ – 1,25 см;

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом - Приложение 3.

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты

Федеральный закон «О библиотечном деле» (в ред. от 27.12.2009)

2. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

3. ГОСТ 7.9-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования

4. ГОСТ 7.11-78 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании

5. ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

6. ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения

7. ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные данные

Основная литература

8. Киричек П.Н.Информационная культура общества/ РАГС при Президенте РФ.- М.: РАГС, 2009.

9. Зупарова Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: Учебник/ Л.Б.Зупарова, Т.А.Зайцева.- М.: Фаир, 2007.- 400 с..-(Специальный издательский проект для библиотек)

10. Справочник информационного работника/ СПбГУКИ; Под общ. ред. Р.С.Гиляревского, В.А.Минкиной.- 2-е изд., перераб. и доп..- СПб.: Профессия, 2007.- 584 с.-(Библиотека)

Дополнительная литература

11. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и общеобразовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Н.И.Колкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. –М: Школьная библиотека, 2002. -437 с.

12. Гендина, Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Гендина // Школьная библиотека.- 2002. -№1. –С. 24-27

13. Гендина, Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова.- Кемерово: Кемеровская гос.академия культуры и искусств, 1999. - Ч.1. -143с.

14. Гендина, Н. И. информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова.- Кемерово: Кемеровская гос.академия культуры и искусств, 1999. - Ч.2. -146с.

15. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова // Школьная библиотека. – 2001. - № 6. –С.3-6

16. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Горловой.- Краснодар: Краснодар. гос. акад. культуры, 1996. – 136с.

17. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры: Сборник статей. – М.: Знание, 1994. – С.6-11

18. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11. - С.59-60

19. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. - 1994. - №7. - С.3-7. 

20. Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация”/ Т. Н. Соснина. – М.: Знание. – 104с.

21. Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г.: Тез. докл. - Краснодар 1996. - С.490".-1997.-210 с.

Интернет-ресурсы

22. Информкультура: аналитика, фактография, библиография по культуре и искусству http:// infoculture.ru

23. Библионет http:// www.library.ru/3/biblionet

Периодические издания

25.Журнал «Библиотечное дело»

26. Журнал «Библиотековедение»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 152.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...