Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

PEST-анализ тенденций внешней (макро-) среды, имеющих наиболее существенное значение для условного предприятия




ЛЕКЦИЯ 3

Тема 3: Внешняя среда хозяйствования предприятий

Вопросы:

3.1. Понятие внешней среды предприятия, её основные характеристики и               структуризация

3.2. Факторы микросреды предприятия

3.3. Факторы макросреды предприятия

3.1.

Одна из особенностей предприятия как системы состоит в том, что предприятие — это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой (рис. 3.1).


Рис. 3.1 Модель взаимодействия предприятия с внешней средой

 

Внешняя среда– это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Основными характеристиками внешней среды являются:

J взаимосвязь факторов;

J сложность;.

J подвижность (динамичность);

J неопределенность.

Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

Микросреда представляет собой среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании.

Макросреду влияет на деятельность предприятия не напрямую, а косвенно, - через элементы микросреды предприятия. Она включает экономическую, политико-правовую, научно-техническую, демографическую, социально-культурную, природно-климатическую, экологическую и международную среду.

3.2.

 


Рис. 3.2 Факторы микросреды предприятия

 

3.3.

Рис. 3.3 Факторы макросреды предприятия

Согласно зарубежной практике, факторы макросреды можно оценить с использованием так называемого PEST-анализа (Р - Policy (политика); Е - Economy (экономика); S - Society (общество, социум); Т - Technology (технология)).

Методика проведения PEST–анализа состоит в следующем:

1. Для каждой из четырех групп факторов выбираются частные факторы, которые, по мнению эксперта, имеют наибольшее влияние на предприятие (или будут иметь в будущем). Каждый из факторов записывается в соответствующую строку специальной PEST -таблицы.

2. Каждый из частных факторов оценивается с точки зрения его влияния на предприятие (+ - «позитивный»; − - «негативный») (табл.3.1).

3. Подсчитываются все позитивные и негативные оценки, выставленные по каждой группе факторов. Если позитивных оценок больше - фактор макросреды является позитивным для предприятия и необходимо разрабатывать мероприятия по использованию его позитивного влияния. Если негативных оценок больше - фактор макросреды является неблагоприятным для предприятия и необходимо разрабатывать меры по снижению его негативного влияния.

Таблица 3.1


PEST-анализ тенденций внешней (макро-) среды, имеющих наиболее существенное значение для условного предприятия

Политика Оценка Экономика Оценка
Выборы Президента Украины + Инфляция
Изменения в законодательстве Снижение налогового давления +
Усиление государственного отраслевого регулирования + Повышение уровня спроса на определенные виды услуг +
Политическая стабильность + Коррупция
Изменение политического курса страны Высокие процентные ставки по кредитам
Заключение межгосударственных договоров в сфере предоставления услуг за рубежом + Повышение минимального уровня зарплаты +
Общественное   недовольство политикой правительства Рост ВВП +
Политическое противостояние в Верховной Раде Развитие рыночной инфра-структуры +
Несовершенство законодательной базы Увеличение государственных заказов +
Влияние оппозиции на принятие решений президентом Усиление государственного контроля за ценообразованием
Социум Оценка Технология Оценка
Сокращение численности на-селения в регионе Ускорение темпов научно-технического прогресса +
Новые усовершенствованные услуги на высшем уровне Необходимость  вложения собственных средств в НИКР
Преданность покупателей отечественной продукции + Сокращение жизненного цикла технологий

Для более основательного анализа среды субъекта хозяйствования необходимо сложить профили факторов внешней и внутренней среды предприятия. Каждый фактор оценивается экспертным методом:

1) важность для отрасли (А): 3 - большая; 2 - умеренная; 1 - слабая;

2) степень влияния на предприятие (В): 3 - сильный; 2 - умеренный; 1 - слабый; 0 - влияния нет;

3) направление влияния (С): + 1 - позитивный; - 1 - негативный;

4) интегрированная оценка, которая показывает степень важности фактора для предприятия (D).

В таблицах 3.2-3.3 приведен пример оценки среды условного предприятия.

Таблица 3.2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...