Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы и виды денежного оборота коммерческих организаций
Движение денег между участниками рынка называется денежными расчетами. Они могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме, или безналичными расчетами, то есть путем изменения записей на банковских счетах. Безналичные расчеты в нашей стране существуют в виде платежных поручений, аккредитивами, инкассовыми поручениями, чеками и векселями[2]. Совокупность денежных расчетов образуют денежное обращение, которое основывается на соответствующих правовых нормах и организациях, составляющих денежную систему. Эта система обычно включает такие элементы, как денежная единица, виды денежных знаков, виды расчетов, порядок выпуска денег в обращение, организации, обеспечивающие денежное обращение и способы регулирования денежного обращения. (Приложение №4 «Виды денежного обращения») Наличное перемещение денег означает их физическую передачу от одного участника рынка к другому. Наличное обращение имеет место преимущественно в сфере розничной торговли и оплаты личных услуг. Наличное обращение между юридическими лицами обычно не разрешается по закону. Безналичное обращение не связано с физическим перемещением денег и сводится только к изменениям в записях на денежных счетах в банках. Безналичное обращение осуществляется в разрешенных законом видах безналичных расчетов, главными из которых являются: ¾ расчеты платежными поручениями, когда плательщик дает поручение банку о перечислении денег с его счета на счет получателя платежа; ¾ расчеты по аккредитиву, когда получатель платежа требует предварительного резервирования суммы платежа на специальном счете – аккредитиве, с которого и будет произведен ему платеж; ¾ расчеты по инкассо, когда сам получатель платежа дает поручение банку о перечислении ему денег со счета плательщика; ¾ расчеты чеками, когда в качестве инструмента расчетов используется чек – приказ банку о перечислении денег предъявителю чека.[3](Приложение №5 «Общая схема безналичных расчетов») Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В современной хозяйственной практике указанная форма расчетов является основной.[4] В день принятия банком от клиента платежного поручения у банка возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, при соблюдении клиентом следующих условий: а) правильного указания реквизитов плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств; б) наличия на его счете денежных средств в сумме, достаточной для исполнения принятого документа. При соблюдении клиентом перечисленных выше условий кредитная организация или ее филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета[5]. Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи). Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента. (Приложение №6 «Схема расчетов платежными поручениями»). Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени. Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать организации, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Указанный экземпляр является основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.
Основные преимущества данной формы расчетов заключаются в относительно быстром документообороте. Возможные задержки обусловливаются только задержками в работе банковской системы. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи[6]. Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на определенный срок, который устанавливается в основном договоре. После того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет соответствующие услуги или работы. Документы, свидетельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, представляются поставщиком в банк. Исполняющий банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика. Документы, свидетельствующие об отгрузке продукции, исполняющий банк пересылает банку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме. Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные достоинства. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя, поскольку, как правило, отгрузка товара или выполнение каких-либо работ поставщиком производится уже после получения извещения об открытии аккредитива. С другой стороны, банковское учреждение контролирует действия поставщика; несмотря на то что соответствующие денежные средства забронированы, поставщик сможет получить их только при условии добросовестного исполнения договора в полном объеме и в соответствующие сроки. В современной практике используются несколько видов аккредитивной формы расчетов, возможность использования которых содержится в договоре банковского счета. При депонированном, или открытом, аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. Таким образом, необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Указанная форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения. При наличии у банков корреспондентских счетов друг у друга, как правило, применяется непокрытый, или гарантированный, аккредитив. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются. Возможны и другие классификации аккредитивной формы расчетов, однако различия между ними в основном носят технический характер, т. е. касаются организации документооборота между контрагентами. По своей сути они представляют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитивных расчетов. Отзывный аккредитив может быть изменен банком-эмитентом без предварительного уведомления организации — получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем. Соответственно после получения извещения об отзыве исполняющий банк платежи не производит. Возможность отзыва аккредитива без уведомления поставщика в определенной мере нивелирует достоинства данной формы расчетов, а именно не создает поставщику достаточных гарантий получения платежа. Хотя возможность использования отзывного аккредитива и предусмотрена современным законодательством, на практике он почти не применяется. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее Гражданским кодексом РФ установлено, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккредитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным[7]. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре между поставщиком и покупателем. В соответствии с Положением о безналичных расчетах в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо остальных существенных условий договора): • наименование банка-эмитента (банк плательщика); • наименование банка, обслуживающего получателя средств; • наименование получателя средств; • сумма, сроки действия и вид аккредитива; • способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; • полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств; • ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств. Плательщик представляет в банк, в котором он обслуживается, аккредитив установленной формы. В нем указываются: • вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным); • условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта); • номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве; • срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия; • полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву; • наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров). При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива. Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик предоставляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов установленной формы, а также документы, свидетельствующие о выполнении им условий контракта и предусмотренные условиями аккредитива. В реестре счетов содержится информация о реквизитах аккредитива, сумме платежа, номере счета поставщика, дате отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), перечне документов в соответствии с условиями аккредитива. (Приложение №7 «Схемы документооборота при использовании покрытого и непокрытого аккредитивов»). При упомянутых выше достоинствах аккредитивной формы расчетов (гарантия исполнения обязательств контрагентами) существуют и значительные неудобства применения указанной формы на практике. Данные неудобства носят в основном технический характер и вызваны значительным документооборотом между банками и их клиентами. Указанная форма расчетов не позволяет в короткие сроки произвести оплату и поэтому для обеспечения текущей хозяйственной жизни предприятия не используется. Помимо технических сложностей имеется весьма существенный недостаток. Как правило, в хозяйственной практике используется покрытый аккредитив, т. е. аккредитив, при использовании которого у плательщика на время действия контракта из оборота отвлекаются значительные денежные средства. Аккредитивная форма расчетов является еще и самой дорогостоящей из возможных форм безналичных расчетов, поскольку за свои услуги по контролю за соблюдением условий контракта банк взимает комиссионное вознаграждение. Аккредитивы применяются в основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами)[8]. Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике. Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом. Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика (чекодателя) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека цифрами и прописью указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек. Сумма лимита скрепляется печатью и подписью должностных лиц банка. Выданная банковская чековая книжка регистрируется в специальной идентификационной карточке, в которой перечисляются основные реквизиты чека с образцами подписей. Она выдается клиенту вместе с чековой книжкой и служит для подтверждения подлинности чека. Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: • наименование «чек», включенное в текст документа; • поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; • указание валюты платежа; • указание даты и места составления чека; • подпись лица, выписавшего чек,— чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. В отдельных случаях в чеке может быть указано наименование чекодержателя; такой чек называется именным. Чек, не содержащий указания места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в исполнение которого он выдан. Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке, называемой индоссаментом, за исключением именного чека. Индоссамент, совершенный плательщиком, считается недействительным. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. В соответствии с Гражданским кодексом платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку так же, как и лицо, выписавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека чекодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обязанным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант). Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. (Приложение №8 «Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки»). Плательщик (чекодатель) выписывает чек и передает его поставщику (чекодержателю) вместе с идентификационной карточкой. В момент выписки и получения чека чекодержатель обязан следить за обоснованностью лимита данной чековой книжки. При выписке чека неиспользованный лимит отражается на корешке следующего чека. Помимо соблюдения лимита сверяется подпись лица, выписавшего чек, с образцом подписи, поставленной на идентификационной карточке, а также соответствие остальных реквизитов чека реквизитам карточки. В течение 10 дней чекодержатель сдает полученные чеки вместе с реестром чеков в банк, в котором он обслуживается. Реестр чеков содержит в себе информацию о всех чеках, сдаваемых в банк. В нем указываются номера и суммы чеков, сдаваемых при данном реестре, лицевые счета и наименования плательщиков и получателя денежных средств. Копии полу Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права[9]. Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам). В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя. Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. В хозяйственной практике между коммерческими организациями безакцептные платежные требования используются достаточно редко, в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика. Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов платежных документов, указанных ранее, платежное требование должно содержать: • условие оплаты (с акцептом или без); • срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, но не должен быть менее пяти рабочих дней); • дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выполнении поставщиком условий договора; • наименование товара, работ, услуг, реквизиты основного хозяйственного договора[10]. Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и печати получателя, а также полноты заполнения всех указанных на бланке реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных требований (перечень требований по данному платежу и их основные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиями договора между банком и плательщиком. При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования передается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика. Если плательщик отказывается от акцепта полностью или частично, то им в исполняющий банк представляется специальное заявление в трех экземплярах, в котором указываются мотивы отказа с обязательной ссылкой на условия договора или нормы права. В частности, это может быть несоответствие применяемой формы расчетов условиям заключенного основного договора. При полном отказе от акцепта платежные требования и заявление плательщика об отказе с соответствующими отметками исполняющего банка возвращаются в банк-эмитент для последующей передачи получателю. В случае частичного акцепта в платежном требовании обводится первоначальная сумма и рядом проставляется цифрами и прописью сумма, подлежащая к оплате. Заявление о частичном отказе вместе с одним экземпляром платежного требования служат основанием для списания денежных средств со счета плательщика. Второй экземпляр заявления направляется в банк-эмитент для выдачи получателю средств. Все возникающие между плательщиком и получателем разногласия разрешаются в законодательно установленном порядке. При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным, и на основании указанных в нем реквизитов исполняющий банк осуществляет платеж. (Приложение №9 «Порядок документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями»). Если поставщик представляет в банк-эмитент платежное требование, в котором указано, что оплата по нему производится без акцепта получателя, то в требовании делается указание на пункт основного договора, в котором предусмотрено следующее условие. Безакцептное списание по хозяйственным договорам требует соответствующего указания такой возможности в договоре банковского счета. Кроме того, плательщик при заключении хозяйственного договора представляет в обслуживающий его банк сведения о кредиторах (получателях), которые имеют право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, а также на основании каких хозяйственных договоров может быть произведено указанное списание. В случае, если условия о безакцептном списании средств нет в договоре банковского счета либо плательщик не представил в банк сведения о получателях средств, платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта. При безакцептном списании средств в случае соблюдения исполняющим банком всех требований законодательства последним возражения плательщика по поводу списания не принимаются. Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений, а именно: • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; • при взыскании по исполнительным листам. Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах Расчеты векселем представляют собой взаиморасчеты между поставщиками товаров (услуг) и плательщиками, особенностью которых является отсрочка платежа. Возможность этой отсрочки предусматривается специальным документом – векселем[11]. Такие расчеты являются одной из форм неденежных расчетов, которые свойственны рыночной экономике. Сделки с векселями регулируются особым вексельным законодательством. Существуют простые векселя и переводные. Простые представляют собой не обусловленные ничем обязательства по уплате векселедателем определенной суммы в срок. Такие векселя нельзя передавать третьим лицам. Если вексель переводной, то существует возможность передачи кредитору средств с помощью взимания их со своего должника. Для проведения этой операции требуется наличие специальной передаточной надписи. Наиболее распространенным средством платежа является банковский вексель. Расчеты векселем предполагают участие во всех операциях с их применением банковских учреждений. Другими словами, векселя должны быть инкассированы банками, что означает обязательное выполнение ими поручений держателей векселей. Передаваемые в банк векселя должны быть снабжены предпоручительной надписью «на инкассо» или «для получения платежа». Таким образом, инкассируя вексель, банк принимает ответственность за предъявление векселя должнику, а также за получение причитающегося с него платежа. После принятия векселя на инкассо банк пересылает бумаги в отделение банка по месту платежа, одновременно уведомляя плательщика о поступлении документов повесткой. После того как банк получает платеж по векселю, средства зачисляются на лицевой счет клиента с уведомление последнего об исполнении поручения. Расчеты векселем осуществляются исходя из сроков платежей, которые устанавливаются индивидуально в зависимости от типа сделки, характера отношений продавца и покупателя и т.д. Сроки могут устанавливаться на определенный день (указывается число), на конкретный период со дня составления документа, на срок «до предъявления» и на определенное время (выплата должна быть произведена не позднее указанного в документе часа). За банковское посредничество, который тот оказывает, когда осуществляются расчеты векселем, клиент уплачивает комиссионные вознаграждения (процент от суммы), а также покрывает все расходы по пересылке документов и сопровождению векселей. Однако для клиента это посредничество выгодно, поскольку позволяет переложить на банк ответственность за соблюдение сроков платежей и гарантирует быстрое и надежное получение средств от должников. Векселя имеют (практически во всех случаях) реальное обеспечение, поэтому являются не только средством платежа. Они представляют собой ценные бумаги, которые принимаются в залог. Векселя по форме взыскания бывают процентными (предполагает уплату не только долга, но и процентов по нему) и дисконтными (дисконт по векселю означает, что в документ закладывается разница между ценой ее реализации и погашения). (Приложение №10 «Схема документооборота при расчетах векселем») Денежное обращение — это движение (перемещение) денег между участниками рынка. В сфере обращения современные деньги используются в качестве: 1) обычных денег, т. е. выполняют присущие им денежные функции калькулирования затрат и чистого дохода, покупательного средства и средства платежа, средства сбережения (накопления); 2) денежного капитала, когда деньги употребляются в качестве государственного капитала, денежных ссуд или для покупки составных частей вещественного капитала — средств производства и рабочей силы; 3) валютного товара и международного капитала, когда имеет место купля-продажа денег как валюты[12]. Поскольку деньги существуют в виде наличных и безналичных (записей), то и их обращение возможно лишь как: • наличное денежное обращение; • безналичное денежное обращение. Наличное денежное обращение, или наличные расчеты – это перемещение наличных денег между участниками рынка. Наличные расчеты требуют владения наличными деньгами, то есть единство собственности на деньги и существования самих денег как вещей. Наличные расчеты обычно осуществляются между гражданами и юридическими лицами. Такие расчеты имеют место в розничной торговле, при оказании услуг, при выплате заработной платы, покупке наличной иностранной валюты, уплате некоторых видов налогов и сборов в пользу государства и в других случаях. Безналичное денежное обращение или безналичные денежные расчеты – это перемещение денег в форме изменения записей по счетам в банках и в иных кредитных организациях на основе оформления платежных документов (например, передача электронной валюты, где с одного счета деньги снимаются и переводятся на иной счет). Безналичные денежные расчеты имеют три основных признака: · они осуществляются только через банки (кредитные организации); · они осуществляются путем записей (проводок) по счетам участников рынка, открываемых в банках; · записи производятся на основе соответствующих платежных документов или иных форм приказа плательщика. Следует отметить тенденцию в последнее время к увеличению переводов по безналичным счетам и сокращению передачи денег наличными. На безналичные денежные расчеты приходится 95% всех платежей и более. Это происходит в связи с научно-техническим прогрессом, то есть создание условий для удобной передачи безналичных денег.[13] Классификация денежных потоков предприятия осуществляется по следующим основным признакам: (Приложение №11 «Классификация денежных потоков предприятия») 1. По масштабам обслуживания хозяйственного процесса выделяют следующие виды денежных потоков: ¾ денежный поток по предприятию в целом. Это наиболее агрегированный вид денежного потока, который аккумулирует все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс предприятия в целом; ¾ денежный поток по отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) предприятия. Такая дифференциация денежного потока предприятия определяет его как самостоятельный объект управления в системе организационно-хозяйственного построения предприятия; ¾ денежный поток по отдельным хозяйственным операциям. В системе хозяйственного процесса предприятия такой вид денежного потока следует рассматривать как первичный объект самостоятельного управления. 2. По видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета выделяют следующие виды денежных потоков: ¾ денежный поток по операционной деятельности. Он характеризуется денежными выплатами поставщикам сырья и материалов; сторонним исполнителям отдельных видов услуг, обеспечивающих операционную деятельность; заработной платы персоналу, занятому в операционном процессе, а также осуществляющему управление этим процессом; налоговых платежей предприятия в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; другими выплатами, связанными с осуществлением операционного процесса. Одновременно этот вид денежного потока отражает поступления денежных средств от покупателей продукции; от налоговых органов в порядке осуществления перерасчета излишне уплаченных сумм и некоторые другие платежи, предусмотренные международными и национальными стандартами учета; ¾ денежный поток по инвестиционной деятельности. Он характеризует платежи и поступления денежных средств, связанные с осуществлением реального и финансового инвестирования, продажей выбывающих основных средств и нематериальных активов, ротацией долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля и другие аналогичные потоки денежных средств, обслуживающие инвестиционную деятельность предприятия; ¾ денежный поток по финансовой деятельности. Он характеризует поступления и выплаты денежных средств, связанные с привлечением дополнительного акционерного и паевого капитала, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, уплатой в денежной форме дивидендов и процентов по вкладам собственников и некоторые другие денежные потоки, связанные с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия. 3. По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков: ¾ положительный денежный поток, характеризующий совокупность поступлений денежных средств на предприятие от всех видов хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин <приток денежных средств>); ¾ отрицательный денежный поток, характеризующий совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов его хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин <отток денежных средств>); Характеризуя эти виды денежных потоков, следует обратить внимание на высокую степень их взаимосвязи. Недостаточность объемов во времени одного из этих потоков обусловливает последующее сокращение объемов другого вида этих потоков. Поэтому в системе управления денежными потоками предприятия оба эти вида денежных потоков представляют собой единый (комплексный) управляемый объект. 4. По вариативности направленности движения денежных средств различают следующие виды денежных потоков: ¾ стандартный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, в котором его направленность меняется не более одного раза (начиная или завершая его). Примером такого вида денежного потока является инвестирование капитала в долгосрочную облигацию (если по ней не предусматривается реинвестирование дохода в приобретение аналогичных финансовых инструментов). ¾ нестандартный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, в котором его направленность изменяется более одного раза. Примером такого вида денежного потока является инвестирование капитала в портфель финансовых инструментов с постоянным реинвестированием полученного дохода в последующее его расширение. 5. По методу исчисления объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия: ¾ валовой денежный поток. Он характеризует всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов; ¾ чистый денежный поток. Он характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками (между поступлением и расходованием денежных средств) в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов. Чистый денежный поток является важнейшим результатом хозяйственной деятельности предприятия, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости. Расчет чистого денежного потока по предприятию в целом, отдельным структурным его подразделениям (центрам ответственности), различным видам хозяйственной деятельности или отдельным хозяйственным операциям осуществляется по следующей формуле: ЧДП = ПДП – ОДП где ЧДП – сумма чистого денежного потока в рассматриваемом периоде времени; ПДП – сумма положительного денежного потока (поступлений денежных средств) в рассматриваемом периоде времени; ОДП – сумма отрицательного денежного потока (расходования денежных средств) в рассматриваемом периоде времени. В зависимости от соотношения объемов положительного и отрицательного потоков сумма чистого денежного потока может характеризоваться как положительной, так и отрицательной величинами, определяющими конечный результат соответствующей хозяйственной деятельности предприятия и влияющими в конечном итоге на формирование размера остатка его денежных активов. 6. По характеру денежного потока по отношению к предприятию он подразделяется на два вида: ¾ внутренний денежный поток. Он характеризует совокупность поступления и расходования денежных средств в рамках предприятия. Эти поступления и выплаты связаны с операциями, обусловленными денежными отношениями предприятия с персоналом, учредителями (акционерами), дочерними структурными подразделениями и т.п. В общем денежном потоке предприятия его внутренний денежный поток занимает небольшой удельный вес; ¾ внешний денежный поток. Этот вид денежного потока обслуживает операции предприятия, связанные с его денежными отношениями с хозяйственными партнерами (поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п.) и государственными органами (налоговыми органами, таможенными службами, арбитражным судом и т.п.). Объем этого вида денежного потока составляет преимущественную часть совокупного денежного потока предприятия. 7. По уровню достаточности объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия: ¾ избыточный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в целенаправленном их расходовании. Свидетельством избыточного денежного потока является высокая положительная величина чистого денежного потока, не используемого в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия; ¾ дефицитный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно ниже реальных потребностей предприятия в целенаправленном их расходовании. Даже при положительном значении суммы чистого денежного потока он может характеризоваться как дефицитный, если эта сумма не обеспечивает плановую потребность в расходовании денежных средств по всем предусмотренным направлениям хозяйственной деятельности предприятия. Отрицательное же значение суммы чистого денежного потока автоматически делает этот поток дефицитным. 8. По уровню сбалансированности объемов взаимосвязанных денежных потоков различают следующие их виды: ¾ сбалансированный денежный поток. Он характеризует такой вид совокупного денежного потока по отдельной хозяйственной операции, структурному подразделению («центру ответственности») или предприятию в целом, по которому обеспечена сбалансированность между объемами положительного и отрицательного их видов (с учетом предусмотренного прироста запаса денежных средств). Балансовая связь между отдельными видами денежных потоков в этом случае имеет следующий вид: ПДП = ОДП + dЗДС где ПДП – сумма положительного денежного потока (поступления денежных средств) в рассматриваемом периоде времени; ОДП – сумма отрицательного денежного потока (расходования денежный средств) в рассматриваемом периоде времени; dЗДС – предусмотренный прирост суммы запаса денежных средств в рассматриваемом периоде времени; ¾ несбалансированный денежный поток. Он характеризует такой вид совокупного денежного потока по отдельной хозяйственной операции, структурному подразделению («центру ответственности») или предприятию в целом, по которому выше рассмотренная балансовая связь не обеспечивается. В рамках предприятия в целом несбалансированным является как дефицитный, так и избыточный совокупный денежный поток. 9. По периоду времени выделяют два основных вида денежного потока: ¾ краткосрочный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, по которому период от начала денежных поступлений или выплат до полного их завершения не превышает одного года; ¾ долгосрочный денежный поток. Он характеризует такой денежный поток, по которому период от начала денежных поступлений или выплат до полного их завершения превышает один год. Классификация денежного потока по этому признаку используется, как правило, для характеристики отдельных хозяйственных операций предприятия. Краткосрочный денежный поток характерен для преимущественной части хозяйственных операций, связанных с операционной и частично с финансовой деятельностью предприятия (получение, обслуживание и возврат краткосрочных кредитов и займов). Долгосрочный денежный поток характерен для преимущественной части хозяйственных операций, связанных с инвестиционной (реализация реальных инвестиционных проектов, инвестирование в акции и долгосрочные облигации) и частично с финансовой деятельностью предприятия (получение, обслуживание и возврат долгосрочных кредитов и займов). 10. По формам использования денежных средств различают следующие виды денежного потока: ¾ наличный денежный поток. Он характеризует ту часть совокупного денежного потока предприятия, которая обслуживается непосредственно наличными деньгами (банкнотами, казначейскими билетами, разменной монетой). Наличный денежный поток предприятия является составной частью налично-денежного обращения страны; ¾ безналичный денежный поток. Он характеризует ту часть совокупного денежного потока предприятия, которая обслуживается разнообразными кредитными и депозитными инструментами финансового рынка (чеками, кредитными карточками, аккредитивами, векселями, банковскими депозитами и т.п.). Между наличным и безналичным денежными потоками предприятия существует тесная взаимосвязь. Она обусловлена тем, что наличные и кредитные (безналичные) деньги постоянно переходят из одной сферы денежного обращения в другую, изменяя при этом свою форму. Поступление безналичных денежных средств на счета предприятия в обслуживающем его банке является непременным условием выдачи ему наличных денег. И наоборот – неиспользуемые предприятием наличные деньги (в течение предусмотренного законодательством срока) должны быть переведены в безналичную форму путем их зачисления на соответствующие счета в банке. 11. По виду используемой валюты выделяют следующие виды денежного потока предприятия: ¾ денежный поток в национальной валюте. Он характеризует денежный поток, который обслуживается деньгами, эмитированными соответствующими государственными органами данной страны; ¾ денежный поток в иностранной валюте. Он характеризует денежный поток, который обслуживается валютой других стран. На предприятии такой денежный поток связан, как правило, с осуществлением внешнеэкономических хозяйственных операций. При агрегировании этих двух видов денежного потока в единый денежный поток предприятия учитывается влияние изменения денежных курсов в рассматриваемом периоде на остаток денежных средств. 12. По значимости в формировании конечных результатов хозяйственной деятельности различают следующие два вида денежного потока предприятия: ¾ приоритетный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, по отдельным хозяйственным операциям или видам деятельности, который генерирует высокий уровень формирования чистого денежного потока (или чистой прибыли). Приоритетным считается денежный поток, связанный с реализацией продукции, осуществлением высокодоходных инвестиционных операций и т.п.; ¾ второстепенный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, который в силу своей функциональной направленности или незначительного объема не оказывает существенного влияния на формирование конечных результатов хозяйственной деятельности. Примером такого денежного потока является выдача под отчет и возврат подотчетными лицами денежных средств. 13. По предсказуемости возникновения выделяют следующие виды денежных потоков: ¾ полностью предсказуемый денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, объем, и время осуществления которого могут быть полностью детерминированы заранее. Примером такого вида денежного потока является амортизационный поток, денежный поток по обслуживанию и возврату полученных кредитных средств и т.п.; ¾ недостаточно предсказуемый денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, объем, и время осуществления которого не могут быть полностью детерминированы заранее в связи с возможными изменениями факторов внешней среды. Примером такого вида денежного потока является поступление денежных средств от реализации продукции (в связи с колебаниями конъюнктуры рынка), получение дивидендов по акциям (в связи с колеблемостью результатов хозяйственной деятельности их эмитентов) и т.п.; ¾ непредсказуемый денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока, который связан с чрезвычайными событиями в процессе осуществления предприятием операционной, инвестиционной или финансовой деятельности, а также отдельными заранее не планируемыми операциями (например, уплата или получение штрафных санкций). Классификация денежных потоков предприятия по предсказуемости их возникновения используется обычно в процессе их планирования и оптимизации. 14. По возможности регулирования в процессе управления выделяют: ¾ денежный поток, поддающийся регулированию. Он характеризует такой вид денежного потока, который может быть изменен во времени или по объему по желанию менеджеров (при целесообразности такого изменения в процессе хозяйственной деятельности). Примером такого вида денежного потока является продажа продукции предприятия в кредит, эмиссия акций или облигаций и т.п.; ¾ денежный поток, не поддающийся регулированию. Он характеризует такой вид детерминированного денежного потока, который не может быть изменен во времени или по объему менеджерами предприятия без отрицательных последствий для конечных результатов его хозяйственной деятельности. Примером такого вида денежного потока являются налоговые платежи предприятия, платежи по обслуживанию и возврату его долга (если кредиторами не осуществлена заранее его реструктуризация) и т.п. Такая классификация денежных потоков используется на предприятии в процессе их оптимизации во времени или по объемам. 15. По возможности обеспечения платежеспособности различают следующие два вида денежного потока предприятия: ¾ ликвидный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока предприятия, по которому соотношение положительного и отрицательного его видов равно или превышает единицу в каждом интервале рассматриваемого периода времени, т.е. соблюдается условие ПДП / ОДП >= 1 где ПДП – сумма валового положительного денежного потока предприятия в каждом из интервалов рассматриваемого периода времени; ¾ неликвидный денежный поток. Он характеризует такой вид денежного потока предприятия, по которому соотношение положительного и отрицательного его видов меньше единицы в отдельных интервалах рассматриваемого периода времени (и по периоду в целом), т.е. соблюдается условие: ПДП / ОДВ <1 где ПДП – сумма валового положительного денежного потока предприятия в отдельных интервалах рассматриваемого периода времени; ОДВ – сумма валового отрицательного денежного потока предприятия в отдельных интервалах рассматриваемого периода времени. 16. По законности осуществления разделяют такие виды денежного потока предприятия: ¾ легальный денежный поток. Он характеризует поступления и выплаты денежных средств, которые полностью соответствуют действующим в стране правовым нормам; ¾ теневой денежный поток. Он характеризует поступления и выплаты денежных средств, осуществляемые с нарушениями действующих в стране правовых норм и связанные с уклонением от налогообложения. Широко используемая на современном этапе экономического развития страны практика осуществления «теневых денежных потоков» в значительной степени является своеобразной реакцией предприятия на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике и денежном обращении, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения предпринимательской деятельности. Рост объема «теневого денежного потока» в хозяйственной деятельности предприятий служит для государства своеобразным индикатором низкой эффективности принимаемых решений в области организации денежного обращения и налогового регулирования предпринимательской деятельности с позиций соблюдения паритета интересов, как государства, так и отдельных хозяйствующих субъектов. 17. По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока: ¾ настоящий денежный поток. Он характеризует денежный поток предприятия как единую сопоставимую его величину, приведенную по стоимости к текущему моменту времени; ¾ будущий денежный поток. Он характеризует денежный поток предприятия как единую сопоставимую его величину, приведенную по стоимости к конкретному предстоящему моменту времени. Понятие будущий денежный поток может использоваться и как номинальная его величина в предстоящем моменте времени (или в разрезе предстоящих интервалов будущего периода), которая применяется для дисконтирования в целях приведения к настоящей стоимости. Рассматриваемые виды денежного потока предприятия отражают содержание концепции оценки стоимости денег во времени применительно к хозяйственным операциям предприятия. 18. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде различают следующие виды денежных потоков предприятия: ¾ регулярный денежный поток. Он характеризует поток поступления или расходования денежных средств по отдельным хозяйственным операциям (денежным потокам одного вида), который в рассматриваемом периоде времени осуществляется постоянно по отдельным интервалам этого периода. Характер регулярного носят большинство видов денежных потоков, генерируемых операционной деятельностью предприятия; потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов и т.п.; ¾ дискретный денежный поток. Он характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени. Характер дискретного денежного потока носит одноразовое расходование денежных средств, связанное с приобретением предприятием целостного имущественного комплекса, покупкой лицензии франчайзинга; поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи и т.п. Рассматривая эти виды денежных потоков предприятия, следует обратить внимание на то, что они различаются лишь в рамках конкретного временного интервала. При определенном минимальном временном интервале все денежные потоки предприятия могут рассматриваться как дискретные. И наоборот – в рамках жизненного цикла предприятия преимущественная часть его денежных потоков носит регулярный характер. 19. По стабильности временных интервалов формирования регулярные денежные потоки характеризуются следующими видами: ¾ регулярный денежный поток с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода. Такой денежный поток поступления или расходования денежных средств носит характер аннуитета; ¾ регулярный денежный поток с неравномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода. Примером такого денежного потока может служить график лизинговых платежей за арендуемое имущество с согласованными сторонами неравномерными интервалами времени их осуществления на протяжении срока лизингования актива. Рассмотренная классификация позволяет целенаправленно осуществлять учет, анализ и планирование денежных потоков различных видов на предприятии. Чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, следует выделить и проанализировать все направления поступления, а также их выбытие. Направления движения денежных средств принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности – текущей (основной, операционной), инвестиционной, финансовой. Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно в российской практике, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет элиминирования или компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока маскирует реальную убыточность предприятия. Текущая деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций. При этом в качестве «притока» денежных средств будут выручка от реализации продукции в текущем периоде, погашение дебиторской задолженности, поступления от продажи бартера, авансы, полученные от покупателя. «Отток» денежных средств происходит в связи с платежами по счетам поставщиков и подрядчиков, с выплатой заработной платы, отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды, уплатой процентов за кредит, отчисления на социальную сферу. Поскольку основная деятельность организации является главным источником прибыли, она должна являться и основным источником денежных средств. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |