Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура личности по Б.Г.Ананьеву




Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет  интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.

Структура лично­сти, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека.  Из множества социальных ролей, установок, цен­ностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свой­ствами личности, но сами относящиеся к биофизиологиче­ским характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Структура личности включает структуру ин­дивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедея­тельности и поведения комплексов органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, понимать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структуры личности от сомати­ческой конституции, типа нервной системы и т. д.

В теории личности часто недооценивалось значение интеллекта в структуре личности. В теории интеллекта слабо учи­тываются социальные и психологические характеристики лич­ности, опосредствующие ее интеллектуальные функции. Это взаимообособление личности и интеллекта представляется нам противоречащим реальному развитию человека, при ко­тором социальные функции, общественное поведение и моти­вации всегда связаны с процессом отражения человеком окру­жающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя. Поэтому интеллектуальный фактор и оказыва­ется столь важным для структуры личности...

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психи­ческих процессов, уровень подготовленности или опыт лич­ности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, од­нако, всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и инте­ресами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетически­ми качествами.

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное по­печение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности.

На любом уровне и при любой сложности поведения лич­ности существует взаимозависимость между: а) информаци­ей о людях и межличностных отношениях; б) коммуникаци­ей и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. По­ведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных соци­альных структурах.

Нам представляется по­нимание личности как субъекта поведения, посредством кото­рого реализуется потребность в определенных объектах и опре­деленных ситуациях.  Организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интере­сами, всей мотивацией поведения личности.

В реальном процессе поведения взаимодействуют все «бло­ки» коррелируемых функций (от сенсомоторных и вербально-логических до нейрогуморальных и метаболических). При любом типе корреляции в той или иной степени изменяется человек в целом как личность и как индивид (организм). Од­нако сохранению целостности организма и личности способ­ствуют только те коррелятивные связи, которые соответству­ют объективным условиям существования человека в данной социальной и природной среде.

Однако структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординацион­ному, или иерархическому, при котором более сложные и бо­лее общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд сте­пеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относитель­ную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явле­ния интеллектуального напряжения развиваются именно по координационному тину, подобно системе ценностных ориен­тации, социальных установок, форм поведения, представлен­ной в структуре личности сложным комплексом свойств

А.А. Бодалев.

Общение следует рассматривать в качестве специфической фор­мы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на фор­мирование личности, ее содержательных и формальных характерис­тик, психических процессов, свойств и состояний. А.А. Бодалевым особо подчеркивается недостаточность традиционного подхо­да к исследованию роли в формировании личности лишь одной предметно-практической деятельности.

Обязательным компонентом общения является гностический компонент — познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности. Способность к общению складывается из умения разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружаю­щих, умения выбора способа обращения с окружающими, адек­ватного с точки зрения как общественной морали, так и индивиду­альных особенностей человека. Качество этих характеристик социальной перцепции повышается с накоплением и обобщением опыта общения.

Различают следующие уровни общения: дефиниция — обще­ние, не сопровождающееся эмоциональной реакцией; идентифи­кация — принятие на себя роли другого, отождествление с ним; эмпатия — сопереживание.

3. Теории личности в трудах зарубежных ученных:

З.Фрейд. Структура личности

Существуют теории личности, которые известны не только пси­хологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория лич­ности З.Фрейда. По мнению Фрейда, личность образуется тре­мя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я).

 

 

Ид

Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинк­ты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и опре­деляют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удоволь­ствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два основных инстинкта — сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разруши­тельный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма поведения человека как агрессия рас­сматривается в данной концепции в качестве проявления де­структивного инстинкта личности.

Эго

Сфера эго — это рациональная часть личности, то есть сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сфе­рой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивных прояв­ления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера эго долж­на разрабатывать для личности такие программы действий, которые, с одной стороны, удовлетворяли бы требованиям ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира и собственного сознания человека. Функци­онирование сферы эго определяется принципом реальности.

Суперэго

Сфера суперэго — это сфера морального я личности, включаю­щая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формиру­ется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личнос­ти. Сфера суперэго, хотя и не является инстинктивной, так же как и ид находится в противоречии с рациональным эго. Мож­но сказать, что суперэго пытается убедить эго в приоритете иде­алистических целей над реалистическими.

Теория типов Г. Айзенка

Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка. В этой теории выделяются два измерения личности: интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. Указанные два измерения (или факто­ра) являются независимыми друг от друга. Каждый из полю­сов этих измерений личности представляет собой некую супер - черту, так как, по мнению Айзенка, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный ко­личественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт при­меняется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращеннос­тью личности на окружающий мир. Таким людям свойствен­ны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, об­щительность, постоянное стремление к контактам, тяга к но­вым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выпол­нение, но так же легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких лю­дей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, ана­лизируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное. В зависимости от сочетания параметров интроверсия — экс­траверсия и нейротизм — стабильность всех людей можно раз­делить на четыре группы.

     Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение — психотизма. Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (независимых) из­мерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушны к другим, склонны к асоциаль­ному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватно­стью эмоциональных реакций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...