Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика сопровождения социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Методические рекомендации
Санкт-Петербург 2014 Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации составлена на основании п.6. решения Коллегии Комитете по образованию от 12.03.2014 №1 и письма Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга от 8.05.2014 №03-20-1824/14-0-0. Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: · дети, оставшиеся без попечения родителей; · дети-инвалиды; · дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; · дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; · дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; · дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; · дети - жертвы насилия; · дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; · дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; · дети, проживающие в малоимущих семьях; · дети с отклонениями в поведении. · дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. В Федеральном Законе от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» зафиксированы понятия: (ст. 1). · Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. · Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. · Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. · Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. · Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.Признаками определения семей, находящихся в социально опасном положении, являются: - Неисполнение родителями (иными законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению несовершеннолетних детей, что создает угрозу жизни и здоровью ребенка в семье: отсутствие у детей необходимой одежды, питания, должного ухода за ребенком, условий для получения образования, необоснованный отказ от лечения детей; оставление ребенка, в том числе по месту проживания (пребывания) или на улице, в возрасте или состоянии, при котором он не может самостоятельно ориентироваться. - Наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей: злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, попрошайничество, установленные (известные) факты употребления наркотических средств, занятие проституцией и другие; вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и одурманивающих веществ и др.); - Жестокое обращение с детьми (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку); Согласно статье 14.2.Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, всоответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ) - Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь - Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, атакже не посещающих или систематически пропускающих по неуважительнымпричинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования; - Выявляют семьи, находящиеся,в социально опасном положении, и оказывают импомощь в обучении и воспитании детей; - Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступныхспортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию вних несовершеннолетних; - Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных наформирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Методика сопровождения социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации. Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов. Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание. При подходе к сопровождению, как к методу, необходимо рассматривать его как способ практического осуществления, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия. С позиции системы профессиональной деятельности школьныхконсилиумов и советов по профилактике, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации. В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др. Беляева Л.А. и Васильков М. А. считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности. Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия. Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический, ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации. Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает: Ø сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности; Ø междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб; Ø широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений; Ø особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности; Ø использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития. По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для При осуществлении сопровождения, необходимо опираться на следующие принципы: · рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем); · приоритет интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка); · непрерывность сопровождения (специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна); · мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 105. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |