Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основания для классификаций методов и методик:Стр 1 из 2Следующая ⇒
Понятие, предмет и структура психодиагностики. ПД – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Предмет:Измерение различий между индивидами, или реакциями одного и того же индивида в различных условиях. (Анастази)
Структура ПД:
Теоретические основы: Связь с др. науками:
Методические средства: конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов Практика: направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Основные задачи психодиагностики (научно-теоретические и практические). Теоретические (исследование)
Практические (обследование)
* компендиум–сборник тестов с их кратким описанием.
Идеографический и номотетический, клинический и статистический (тестовый) подходы в психодиагностике. Выделил Вандельбандт Основные подходы в ПД: Идеографический – уникальный, неповторимый Номотетический – норма проявления данного свойства Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
«-» Идеографич.: субъективизм, многословие, невоспроизводимость, инд. режим обследования, трудоемкость «-» Номотетический: опасность деидивидуализации (средник корелляции, общ. закономерности и т.д.)
Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к "субъективному суждению" (А. Анастази, 1982). Клиницист: Олпорт Особое значение: опыт, интуиция, талант, практика Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Статист: Миль Особое значение: Психометрические критерии
В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.
Место и функции психодиагностики в системе психологической службы. Специфика психодиагностики в системе образования. Во-первых,психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др. Во-вторых,диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом. В-третьих, областью практического применения результатов психодиагностических испытаний является клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению. И, наконец,— судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т.д.
Методологические уровни, методы и методики. Основания для построения Методологическая лестница: 1. Общие методологические принципы (философия) 2. Общие научные методы 3. Общие методыдля отрасли науки 4. Частные методики Основания для классификаций методов и методик: 1) По источникам данных (L-наблюдение, регистрация, Q-самооценочные процедуры(опросники), T-тестовые данные) 2) По степени формализации: высоко формализованные, низко формализованные. 3) По степени объективности: объективные, субъективные
L- отлеживается только поведение, а не отношение, мин. 10 наблюдателей, удобно для первичного исследования Q – основные. м. иссл. Личности, меньше искажений, но познават. Искажения – опыт респондента. T – много видов
Высокоформализованные:тесты, вопросники, проективные методики: · наличие основных психометрич. Хар-к (валидность и др.) · краткосрочность Малоформализованные: наблюдения, вопросы, АПД и др · длительность и трудоёмкость · субъективизм · нужен больш. опыт, профессионализм
Тесты.
По формам проведения: - индивидуальные - групповые
По содержанию: - устные - письменные
- вербальные - невербальные
-бланковые -предметные (кубики Корса) -компьютерные
По содержанию: -IQ: вербальн., невербальн. -Способностей: спец., общ. -Достижений (КРОТ) -личности
Вопросники: -открытые (свободный ответ, не стандарт) -закрытые -анкеты (биографические сведения)
Проективные методики: -метод незаконч. предложений (Сакс,Леви)
Наблюдение: Басов: - избирательность (чёткая цель, непрерывн наблюдения)
Опросы: АПД\Контент анализ
3. По степени объективности: Объективные -приборные психофизиологич методики (ЭЭГ, пульс и тд.) -аппаратно-тренажёрные -тесты интеллекта(Векслер, Ровен) -тесты способностей (штур) Субъективные Мотивационные+личностные+характерологич.+коммуникативные опросники Анкета Интервью Биографич метод Интроспекция Герменевтич методы (беседа, наблюдение) Проективные (измерение с помощью слаююрструктур стимульногоматериала) - конструктивные (предание смысла S: пятна Роршеха) -катарксические (психодрамма) - интерпретационные - экспрессивные (тест Дерево, рисунок семьи, нарисуй человека, несущ жив-е) -аддетивные (Розенцвейх) -тест агрессивности
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |