Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировые рынки сырьевых товаров и продовольствия.




 

Рынки продовольствия (продтовары):

Продукция животноводства: оборот КРС около 5 млн.голов в год: свиней 9-10 млн.голов, овцы 5. основные экспортеры: США, ЕС, Канада. Сбыт – ближний восток. Рынки конины – Италия и Франция. Торговля птицей. Удельный вес поставок замороженной и охлажденной птицы возрастают. Битую птицу производят США, ЕС, Китай, мировой рынок птицы составляет 3 млн.тонн в год. Экспортеры основные США, ЕС, Голландия; импортеры Германия и Япония. Цены колеблятся на мясо. Молочные продукты: ежегодный объем мировой торговли превышает 11 млн.тонн. торговля распространена маслами, сухим молоком. Поставщики: ЕС, Новая Зеландия, США. Мировое производство сливочного масла 7 млн.тонн в год. На экспорт направляется около 20%, сыр 10 млн.тонн, на экспорт 20%, молоко, чаще сухой порошок – 400-450 млн.тонн.

Зерновые: кукуруза, пшеница, овес, рожь. Ведущая позиция – пшеница, кот.во многих странах стратегич.товар. производство 600 млн.тонн в год. Для потребительских целей – твердое, мягкое – скот, крупнейший производитель Китай, также и потребитель главный. Еще производитель Франция 90, США 60, Россия 30. Экспорт 100 млн.в год. Крупный импортер Китай, СНГ, Япония. Крупнейший экспортер США. Там и формируются цены. Кукуруза – экспортер – США. Ячмень – в северном полушарии: СНГ, Канада. На мировой рынок попадает 15% мирового производства. Ведущие экспортеры: США, ЕС, СНГ. Рожь – производители – СНГ. Рис – основной продукт в ряде потребления в Азии. Свыше 500 млн.тонн в год производство в мире. Китай, Индия, Индонезия – производители. 15-20 млн тонн в год – торговля мировая рисом. Хлебопродукты – цены формируются под влиянием цен на зерновые. Овощи и фрукты: бананы, цитрусовые – основные товары – 75-80 млн.тонн в год производят. Среднеземноморский бассейн – цитрусовые. Объем мирового экспорта бананов 10-12 млн.тонн. Яблоки 30 млн.тонн, 10 – экспортируется. Сахар – производят в тропич.зоне из сахарного тростника – 2/3 мирового производства и в умеренной климатической зоне из свеклы. Из тростника Куба, Бразилия, ЮАР, из свеклы сахарной – промышленно развитые страны – дороже, требуется правительственные субсидии. Цены не стабильны. Регулирование мирового рынка – по международным соглашениям по сахару. Вкусовые товары – кофе, чай, како, специи. Кофе более в 70 странах выращивают. Рабика – 90%, Рабусту. Колумбия, Бразилия, Индонезия. В сыром виде экспортирует в развитые страны в значительном количестве. Потребители – Герамания, Франция, США. Торговля ведется через фирмы и биржи. Какао выращ. В центральной африке и латинской америки. Экспорт в развитые страны в сыром виде. Чай – Кения, Шри-Ланка, Индонезия – ценные сорта, Китай- зеленый. Индия – основной производитель 800 тысяч тонн. Специи. В Индонезии и Китае на внутренний рынок. США 90% мировых закупок черного перца из Индии. Белый перец – Индонезия, Бразилия. Масла, семена: бобы, соя, иное масло, пальмовое, косторовое, льняное, кунжутное, арахисовое… мировой объем производства 250 млн.тонн и возрастает.

Непродовольственное сырье и товары. Каучук используется для резиновых изделий, ЮВ Азия – производство мировое. Крупнейшие производители – Тайланд, Индонезия – на них 3/4 общего объема. Спрос на натуральный каучук стабилен. Лесные товары – производители США, Китай, Индия. Пиломатериалы – США, Канада, Россия, Фанера – США, Индонезия. Древесноволокнистые плиты – США, Китай, Россия. Текстильные волокна: хлопок важен – 50% на него. Экспортеры – США, Узбекистан, Автралия. Импортеры – Россия, Япония. Мировое производство 20 млн.тонн в год. Центр мировой торговли нь.йорская биржа. Цены колеблются. Шерсть – дорогая. Её доля 5% от всего текстиля. Производство 2 млн.тонн в год, экспортеры Австралия, Новая Зеландия, СНГ. Через аукционы австралийский и новозеландский. Шелк – 80-100 тысяч тонн в год. На рынок около 10 %. Экспортеры – Китай, Индия.

Рынки руд и металлов: черные и цветные металлы. Поставщик железной руды Бразилия, среди цветных медь – Чили, Сша, Канада. Производитеди черного металла – США, Чили. Импортеры – Япония, Германия. Алюминий, бокситы, глинозем – бокситов 120 млн.тонн в год. Районы добычи Австралия, Гвинея, Ямайка. Глинозем – австралия Лат.Америка. 40 млн.тонн в год – торговля. Алюминий – первичного производитель – США, Россия, Канада. Импортеры – Япония,Италия, экспортеры – Россия, Канада. Мирвой экспорт превышает 11 млн.тонн. свинец, свинцовые руды, концентраты: запасы свинцовых руд 70 млн.тонн – США, Австралия, СНГ. Производители США, Австралия, Канада, экспортеры – Канада, Австралия, Мексика; импортеры США, ЕС. Цинк – 150 млн.тонн – запасы. Канада, США – по запасам. Экспортеры Канада, Швеция, импортеры ФРГ, Франция. Олово: добыча - Китай, Индонезия. Производство рафинированного олова 220тысяч в год. Потребители ЕС. Никель, никелевые руды – запас 50. Дно тихового океана. 1 млн.тонн в год мировое производство. Импортеры Япония, США, ФРГ. Экспортеры Канада, Корея. Рынки топлива – нефть на первом месте в производства и потреблении 40%, газ 32%, уголь 31%, АЭС 2%, ГЭС и др.3%. Уголь превышает запасы 1600 млрд.тонн, запасы: РФ, Сша, Канада. На выработку электроэнергии расходуют около 65% добываемого угля. Экспортеры Австралия, США, ЮАР, Импортеры угля Япония, ЕС. Ценовая борьба. Нефть: запасов нна 40 лет. При существующей добыче 40 лет 3,7 млрд тонн за год. 77% запасов в ОПЕК. 2/3 разведанных в Персидском заливе. Из-за нестабильности там цены повышаются. Газ: мировые запасы природного 148трлн.куб.метров. обеспеченность на 60 лет – СНГ, Ближний восток. Рынок развивается под влиянием жидкого газа. Среднегодовое потребление в мире 2,3 трлн.куб.метров.

 

1Минеральное сырье — важная категория международной торговли, имеющая высокий удельный вес в стоимости готовой продукции. Например, в стоимости продукции основного химического синтеза оно достигает 90%.
Главная особенность минеральных ресурсов заключается в их неравномерном размещении. При этом основная часть их запасов и добычи сосредоточена в сравнительно небольшом числе государсти. Еще в большей степени сконцентрировано потребление минерального сырья. Причем производство минерального сырья, как правило, территориально не совпадает с местонахождением основных его по требителей. Так, развитые страны производят около 30% нетопливно го сырья и 25% добываемой в мире нефти, а потребляют свыше 60% минерального нетопливного сырья, 60% нефти и порядка 50% природного газа. Например, страны ЕС могут удовлетворять свои потребности в минеральном сырье лишь на 2/3; собственных ресурсов им достаточно лишь по немногим видам минерапьного сырья — железной руде, ртути, калийным солям. Еще ниже уровень самообеспеченности минеральными ресурсами промышленности Японии — около V3J В то же время в развивающихся странах сосредоточено около половины добычи минерального сырья, а потребляют они всего 16% его производства.
Таким образом, между производством и потреблением минеральных ресурсов наблюдается большой разрыв, что обусловливает все возрастающую роль мирового и региональных рынков в его перераспределении. Через мировой рынок проходят от 80 до 100% производимых в мире молибденовых, урановых, никелевых, платиновых руд, калийных солей, руд редкоземельных металлов, ниобия, тантала, золота, алмазов. Доля экспортируемой нефти составляет до 55% ее производства. В крупных объемах экспортируются железные (46% мирового производства), вольфрамовые (44%), медные (43%) и марганцевые (38%) руды, цинк (37%), природный газ (33%), алюминиевые, хромовые, свинцовые и другие руды и концентраты2.
Для ряда развивающихся стран, не имеющих значительного промышленного потенциала, поставки сырья дают основную часть экс-у портных доходов. Например, Замбия и Демократическая Республика Конго получают соответственно 90 и 69% внешних поступлений от; экспорта меди, Мавритания — свыше 70% от продажи железной руды, Гвинея — почти 70% от поставок бокситов.
В результате высокой экспортности доля минерального сырья в мировом товарном экспорте составляет 19%.
В торговле минеральным сырьем 53% поставок составляет'хопли-1
во, прежде всего нефть и нефтепродукты

2. Место России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов.
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.
Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов, которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики.
Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики.
В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.
По данным газеты «Финансовые известия» от 16 декабря 2010 г., Россия занимает седьмое место в мире по доказанным запасам нефти, которые оцениваются более чем в 74 миллиарда баррелей (примерно 10 млрд тонн). Запасы российской нефти выработаны более чем на 50 %, а текущий уровень добычи (около 500 млн т нефти в год) может продержаться в течение 20-30 лет, периодически увеличиваясь за счет ввода новых проектов и снижаясь из-за истощения старых месторождений. Главными проблемами нефтяной отрасли России являются продолжающийся отбор наиболее рентабельных запасов и связанное с этим снижение качества сырьевой базы. Сегодня в России осталось не более 30 процентов запасов нефти , которая «течет»; остальные 70 процентов – это запасы очень тяжелой и вязкой трудноизвлекаемой нефти .
Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток – на его долю приходится около 61,5% от общего объема. При этом около 22% мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Евразия обладает 12% мировых запасов, из которых 6,6% приходится на Россию. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота» являются, соответственно, два лидера по добыче – Саудовская Аравия (на экспорт нефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия.

3В международной торговле в соответствии с СМТК(Стандартная международная торговая классификация ОOН) к продовольственным товарам относятся: продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и определенные готовые товары.
Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты.
Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к росту торговли продовольствием, готовым к употреблению. Основные экспортеры продовольствия страны с рыночной экономикой – более 70%.
Торговля многими продовольственными товарами осуществляется на биржах. А цены во внебиржевой торговле складываются на основе биржевых котировок (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.).
Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (чай, рыба, овощи, фрукты и т.д.). Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Например, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке; на отдельные виды кормовых, овощей и фруктов – на парижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.
Раздробленность производителей и потребителей продовольственных товаров способствовала развитию электронной формы заключения сделок, при которой обмен сообщениями равносилен письменному подписанию договоров. При закупках и реализации крупных партий товаров используется и такая форма организации торговли как торги.
Цены на продовольственные товары характеризуются значительной неустойчивостью из–за влияния различных факторов (погода, сезонность спроса и предложения, спекулятивные биржевые операции и т.д.). Колебания цен могут быть до 100% в год, 10–13% в месяц.
Сильное влияние на цены оказывает конкуренция со стороны искусственных и синтетических заменителей. Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внешнеторговой политики (тарифное и нетарифное регулирование, субсидии и т.д.).
В связи с большими колебаниями цен на продовольственные товары на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков посредством экспортных квот, буферных запасов и т.д. (

4Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и коопе­рирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотруд­ничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной поузловой к подетальней производст­венной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходит­ся на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного об­служивания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.

Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде. В последнем случае сбор­ка готовых изделий осуществляется непосредственно в стране-импортере. Поставка машинно-технических товаров в разобранном виде позволяет преодолеть протекционистские барьеры (таможен­ное обложение деталей и узлов в большинстве стран является льготным по сравнению с обложением готовых изделий), а также сэкономить на упаковке, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и др. (например, одно и то же судно может перевез­ти разобранных автомобилей в несколько раз больше, чем собранных).

С середины 50-х гг. широкое развитие получила торговля комплектным оборудованием. На его долю приходи­лось 15-20% общего объема мировой торговли машинами и обору­дованием. Комплектным принято считать оборудование промышлен­ного предприятия, представляющее собой единый законченный техноло­гический комплекс. Примерно 50-60% общего притока иностранных заказов на комплектное оборудование приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Поставки комплектного оборудо­вания тесно связаны с сооружением объекта, для которого оно предназначено. Основные формы сделок на поставку комплектного оборудования: поставки разрозненного комплектного оборудова­ния; строительство объектов на условиях “под ключ” (объект передается заказчику в состоянии полной готовности к работе); строительство объектов на условиях “продукция в руки” (под­рядчик оказывает заказчику помощь вплоть до устойчивого выхо­да объекта на проектную мощность); строительство объектов на условиях “рынок в руки” (поставщик комплектного оборудования не только строит объект, но и обеспечивает рынок сбыта про­дукции сооруженного предприя­тия); компенсационные сделки (расчеты за предоставляемые долго­срочные кредиты, предназна­ченные для приобретения комплект­ного оборудования, осущест­вляются путем поставок готовой продукции с вновь построенного или других предприятий); сделки на условиях “БОТ” (подрядчик строит объект, оснащает его комплектным оборудованием и экс­плуатирует его в течение обусловленного срока, с тем чтобы возместить понесенные затраты и получить запланированную при­быль; и только затем объект переходит к заказчику).

Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда по­купатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (постав­щиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают открытые (публичные) торги, к участию в которых при­глашаются все желающие фирмы и организации, и закрытые торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной борьбы за получение заказа и для его совместного

исполнения). Основная часть международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах.

Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международ­ной арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транс­портным и другим предприятиям (арендаторам) получать у специ­ализированных лизинговых компаний (арендодателей) за опреде­ленную плату в долгосрочное пользование широкий спектр основ­ных средств производства (от мелкого конторского оборудова­ния до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудо­вания, от автотранспортных средств до реактивных авиалайне­ров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о лизинге обыч­но заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и бо­лее. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право приобрести арендуемое оборудование с уче­том суммы внесенной арендной платы. Лизинг обеспечивает про­изводителям дополнительную возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям - возможность в условиях ускоренных темпов науч­но-технического прогресса обновлять оборудование без едино­временной мобилизации значительных средств на его приобрете­ние. На мировом рынке действует около тысячи международных лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым оценкам, 1/5 миро­вого экспорта машин и оборудования.

Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю ко­торых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Син­гапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признан­ным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на ми­ровой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электро­оборудования, некоторых вооружений и других технически слож­ных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудо­вание и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экс­порта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и со­кращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая рес­публики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение россий­ского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.[1]), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).

1Международный туризм как специфическая форма торговли услугами.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма.
Международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
Почти в 40% стран туризм – главный источник поступлений в иностранной валюте. Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг.
По данным Всемирной организации по туризму (UNWTO), Франция продолжает удерживать звание самой любимой туристами страны мира. Официальный рейтинг будет обнародован в январе 2011 года, но результаты исследования уже известны и оглашены генеральным секретарем UNWTO Талебом Рифаи. Второе место по посещаемости туристами занимают США, третье место разделили Китай и Испания. Быстрее всего растут показатели Китая. Поэтому, по словам руководителя UNWTO, до конца года он может обогнать Испанию в борьбе за бронзу. Китайские власти серьезно относятся к развитию туризма, считая его приоритетным направлением экономики. Начиная с 2000 года, туристический поток в эту страну вырос в 6 с лишним раз, с 8 миллионов до 50,9 миллиона в 2009 году. Ожидается, что по итогам 2010 года цифры посещаемости будут намного больше. Общемировая тенденция отрасли такова, что центром мирового туризма становится Азия, в частности, Китай. Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Вьетнам и, конечно, Таиланд также с каждым годом привлекают все больше приезжих, в основном за счет развития регионального туризма. Граждане этих стран все чаще ездят в гости друг к другу. Но интерес к Азии со стороны европейцев и американцев тоже неуклонно растет. Согласно прошлогодним результатам, первое место заняла Франция с 74,2 миллиона туристов, на второй позиции разместились США. Их посетили 54,9 миллиона приезжих. Третью строку рейтинга заняла Испания с 52,2 миллиона туристов.

2Международное регулирование мировой торговли.
Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы.
Международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом.
Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.
Первая группа организаций:
• Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО);
• Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
• Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
• Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
• Международная торговая палата (МТП).
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
В основу деятельности ГАТТ положены следующие принципы:
• тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;
• фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;
• прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
• принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.
Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.
Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.
Основополагающие принципы ВТО.
• Принцип наибольшего благоприятствования (принцип недискриминации), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяются на все страны-члены ВТО.
• Принцип национального режима торговли, означающий, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю.
• Принцип защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а иными торгово-политическими мерами (квотами, стандартами, импортными и экспортными лицензиями).
• Принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.
• Принцип содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен.
• Принцип общего запрещения количественных ограничений импорта. Исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса.
• Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий «изъятия» (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение «защитной оговорки» (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным произво• Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий «изъятия» (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение «защитной оговорки» (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям).
• Принцип региональных торговых договоренностей, действующий в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования для региональных торговых группировок в форме таможенного союза, или зоны свободной торговли, когда пошлины и другие барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются. Региональная интеграция призвана дополнять многоуровневую торговую систему.
• Принцип специальных условий для развивающихся стран, предусматривающий поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров.
• Принцип разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров.

3Всемирная Торговая Организация (ВТО) и её роль в регулировании международной торговли.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.
ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран- членов и в урегулировании торговых споров между ними.
Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах.
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту.
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Основными направлениями деятельности ВТО являются:
-контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих
правовую основу ВТО;
-выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
-урегулирование торговых споров между странами-членами;
-наблюдение за торговой политикой стран-членов;
-сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.
ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики

4Актуальные проблемы присоединения России к ВТО.    
Цели РФ:

- выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными импортерами и экспортерами

- международно-правовая защита, гарантируемая принципами и нормами ВТО

- возможность легализации системы защиты своей экономики в рамках ВТО

- защита от использования технических барьеров в торговли

- получение лучших, в сравнении с существующими, условий для доступа российской продукции на иностранные рынки.

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров:

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций

- расширение возможностей для российских инвесторов

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции

-участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов


Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. В настоящее время для России не последнее место занимает вопрос о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию.
В течение достаточно длительного периода времени Россия ведет активные переговоры по вступлению во Всемирную торговую Организацию (ВТО). ВТО — международная организация, декларируемая цель которой — это либерализация международной торговли и регулирование торгово–политических отношений. Присоединение России к ВТО позволит эффективнее содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Позиция России по вступлению в ВТО известна - страна не намерена присоединяться к Всемирной Организации на чужих условиях. Присоединение к ВТО является одной из важных составляющих стратегического курса торгово­экономической политики России. Требования потенциальных партнеров России по ВТО можно свести к следующему: привести законодательство в соответствие с нормами ВТО? отказаться от
практики субсидирования отечественных производителей (например, сельское хозяйство)? снять таможенные барьеры на пути импортных товаров? открыть рынки услуг. Несмотря на то, что экономика в целом выиграет, отдельные отрасли могут проиграть от вступления в ВТО.
Самой болезненной темой для России при подписании договора с ВТО является сельское хозяйство. В отечественном сельском хозяйстве производительность труда и себестоимость продукции пока не соответствуют этим показателям в развитых странах. За несколько лет до вступления России в ВТО такое отставание ликвидировать невозможно. Естественно, разрыв будет все больше увеличиваться, если не появится четкая программа правительственных мер по развитию сельского хозяйства.

1Место России в современной системе международной торговле.
Согласно докладу, Россия заняла 109-е место в списке из 121 государства, оставив позади Мавританию, Пакистан, Кению и африканскую Буркина-Фасо.
В прошлом году ВЭФ поместил Россию на 103-е место рейтинга. За это время страна опустилась на шесть пунктов, про-пустив вперед Сирию.
Авторы доклада отмечают, что руководители компаний, участвующих в торговле, с недоверием относятся к деятельности российских властей и сомневаются, что правительство в состоянии обеспечивать соблюдение закона.
При этом хуже всего в России обстоят дела с доступностью внешнего и внутреннего рынков – среди стран-участников рейтинга она заняла 113-е место по этому показателю.
В докладе также негативно оценивается степень прозрачности российских таможенных процедур и сложность структуры тарифов – страна оказалась на 109-й и 90-й позициях соответственно. По качеству условий для ведения бизнеса Россия заняла 96-е место.
Возглавляют рейтинг ВЭФ Сингапур и специальный административный район Китая Гонконг, что, по мнению авторов рейтинга, свидетельствует об открытости этих азиатских стран к международной торговле и инвестициям как важной составляющей успеха экономической стратегии развития.
За ними следуют Швейцария, Дания, Швеция, Канада, Норвегия, Финляндия, Австрия и Нидерланды.
США заняли всего 16-место. Их сильными сторонами признаны благоприятный бизнес-климат и отличная инфраструк-тура, однако доступ к рынкам ограничен из-за проблем, связанных с преступностью и международным терроризмом.
Другой крупнейший участник международной торговли, Китай, оказался на 49-й позиции в рейтинге, также из-за огра-ниченного доступа к рынкам. Тем не менее, китайские власти могут похвастаться развитым транспортным сообщением и несложными процедурами импорта и экспорта.
Из стран постсоветского пространства лидерами стали Молдавия (52-е место), Армения (64-е) и Украина (71-е). Последние места рейтинга занимают Венесуэла, Кот-д’Ивуар и Чад.

2Внешнеторговый оборот РФ: его объемы и структура.
Внешнеторговый оборот в 2010 – 625,4 млрд долл. => по сравн. с 2009 поднялся на 33,3%. С 2000-2008 гг. внешн. оборот увелич. в 3,6 раза – 763,5млрд.долл. В 2009 г.внеш.оборот сост. 65% от 2008 г. =>495,8 млрд.долл.
Сальдо торг. баланса в 2010 г. = 167,5 млрд.долл.,(на 33,2 млрд. долл. больше чем в 2009г)
В торговле со странами Дальн.Зарубежья = 139,4 млрд.долл.(увелич. на 30,1 млрд.долл.), - со странами СНГ = 28,1 млрд.долл. (увелич. на 3,1 млрд. долл.)
Экспорт: Экспорт =396,4 млдр. долл. (увелич по сравн. с 2009 на 31,4 %) Экспорт со странами Дальн.Заруб. = 336, 7 млрд. долл., со странами СНГ = 59,7 млрд. долл.
Индексы средних цен экспорта/импорта товаров (далее – индексы средних цен) характеризуют изменение уровня цен на экспортируемые/импортируемые товары в отчетном периоде по сравнению с базисным. Индекс средних цен экспорта – 119,8%, Индекс физич. объёма экспорта – 110%
Товарная структура экспорта: Нефть сырая, газ природный, дизельное топливо, мазут, чёрные металлы, машины и оборудование, нефтепродукты, уголь каменный, алюминий, оружие, прокат, никель, минеральные удобрения, лесоматериалы, бензин, пшеница, чугун, руды, ферросплавы.
В страны Дал.Зар. = сырьё (70,8%): 1)1 место по . стоим. объём заним. сырая нефть, 2) – металлы и изделия из них, сплавы (10,8%), 3)- прод. хим. промыш.(продукц. нижних этажей –пластмасса,удобрения)(5,7%),
4) машины и оборудовние (прод. с высокой долей добавл стоим.) (4,3%) Удельный вес в экспорте РФ машинотехнич. прод. в 7 раз меньше, чем в мировом товарообороте в среднем. Опереж. темпами рос экспорт вооруж., на долю кот. приход. более 2/5 от всей машинотехн. продукц.
5) лесоматериалы и целлюлозно бумажн. продукц.(2,3%)
Страны СНГ: 1)топливно-энерг.(53%) – доля в 2010 увелич. на 11% в экспорте по сравн. с 2009. , 2) машины и оборуд. (14,4%), 3) металлы и изд. из них (9%), 4) продукц. хим. пром.(8,9%), 5) продоволст. тов., с/х сырьё (5,8%),
6) лесоматериалы, целлюлозно-бум. прод. (4%)
Экспортная квота высока по нескольким статьям: по нефти- 52%, по лесу – 51%, по древесн.-целлюлозн. – 80% (всёэто неблагоприятно для развития страны)
Импорт: Импорт в 2010 = 229 млрд. долл. ( увелич. по сравн с 2009г. на 36,8%). Импорт из стран Далн. Зар. = 197, 4 млрд. долл. , из стран СНГ = 31,6 млрд. долл. Рост импорта обуславл. увелич. физ. объёма импорта (цены не росли).
Товарная структура импорта: Машины и оборудование, автомобили, медикаменты, чёрные металлы, мясо, напитки, одежда, обувь, мебель, трубы, рыба, цитрусовые, сахар, уголь каменный, нефть сырая, нефтепродукты, какао, чай, кофе.
Страны Дальн. Зар.: 1)машины и оборудование, велика доля легковых автомоб. (47%), 2) прод. хим. пром. (верхние этажи- парфюм, фармацев., быт. химия) (17,3%, 3) продовольст тов., с/х сырьё(15,3%) Физ объём постав. продов. тов.увелич. на 15,5% по сравн. с 2009. 4) текстил. изд. и обувь (6,3%), 5) металлы и изд. из них(6%)
Страны СНГ: 1) мащин. оборуд. (стоимост. объём вырос на 64%) (20,4%), 2) продов. тов. и сырьё (17,3%), 3) топливно-энерг. тов. (10,5%), 4) прод. хим. пром. (8,7%), 5) металлы и изд. из них

3Динамика внешней торговли России.
В 2010 г. внешнеторговый оборот составил 625,4 млрд $. По сравнению с 2009 г. вырос на 33,3%.
С 2000 по 2008 гг. внешнеторговый оборот неуклонно рос и вырос и составил 763,5 млрд. В 2009 – 65% от 2008г. – 495,8 млрд $.
Сальдо торгового баланса – 167,5 млрд $, что на 32,2 млрд $ больше, чем в 2009 г. Торговля со странами Дальнего Зарубежья (сальдо) – 139,4 млрд $ (вырос на 30,1 млрд $). Ближнего Зарубежья – 28,1 млрд $ (вырос на 3,1 млрд $).

Положение мировой торговли в Росии не самое благоприятное.
Экспорт — 390 млрд долларов США
Импорт — 220 млрд долларов США
Сальдо торг баланса — 170 млрд дол
Доля в международной торговле — 2 %
Экспорт — 13 место (услуг — 24 место)
Импорт — 16-17 место
Структура экспорта: преобладает топливно-энергетич. сырье и товары не высокой технологич. обработки, следовательно низкий размер добавленной стоимости (металлургия, нефтехимия, лесообработка).
Экспорт газа — 1 место
Экспорт нефти — тройка лидеров
Специализация на металл (черные металлы, цветной прокат, алюминий, никель, медь), продукция хим промышленности с небольшой добавленной стоимости (базовая химия), машинотехнич продукция занимает менее 5 % экспорта (у Китая — 80 %)
Почти половина машинотехнич. продукции — ВПК (авиации, морская техника, вооружение)
Военная техника — первое место США, второе — Россия.
Наукоемкие отрасли — менее 3 % экспорта, мизерная доля в международной торговле.
(Западная Европа — 30 %)
Импорт:
в последние годы произошли положительные сдвиги.
Рост импорта инвестиционных товаров (машинооборудование — 50 % импорта, значительная машинотехническая продукция для добывающей промышленности)
Легкая промышленность -
Общая задача внешней торговли — диверсификация экспорта, увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью. В перспективе увеличение наукоемкой продукции.

4Географическая структура внешней торговли России.
Главный партнер России – ЕС.
Доля ЕС в нашем товарообороте 49%. Удельный вес ЕС в ВВП по миру 24%. Доля импорта России в ЕС 3%.
СНГ – 14,6% российского товарооборота.
Страны Евразес – 7,8%.
АТЕС – 23,3%.
Внешнеторговый оборот:
1 место – Китай – 59,3 млрд. $, 150% по отношению к 2009 г.
2 место – Нидерланды – 58,4 млрд. $
3 место – Германия
4 место – Италия
5 место – Турция
6 место – США
По экспорту:
1. Нидерланды
2. Италия
3. Германия
4. Китай
5. Турция
По импорту:
1. Китай
2. Германия
3. США
4. Франция
5. Италия

5. Товарная структура внешней торговли России.

Экспорт в страны дальнего зарубежья:
1.топливно-энергетические товары — 70,8 %
2.металлы и изделия из них — 10,8 % (продукция низкой степени переработки)
3.пролукция химической промышленности (пластмассы, минеральные удобрения) — 5,7 %
4.машины и оборудование (продукция с высокой долей добавленной стоимости) — 4,3 % (удельный вес машино-технической продукции в экспорте России в 7 раз меньше, чем в мировом товарообороте в среднем, а это является основным показателем качества; растет экспорт вооружений)
5.лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия — 2,3 %
6.продовольственный товары — 1,8 %

Экспорт в СНГ:
1.топливно-энергетические товары — 53 % (вырос на 11 % с 2009 года)
2.машины и оборудование — 4,4 %
3.металлы и изделия из них — 9 %
4.продукция химической промышленности — 8,9 %
5.продовольственные товары и с/х сырье — 5,8 %
6.лес и целлюлозно-бумажные изделия — 4 %

Экспортная квота высока по некоторым видам продукции:
нефть — 52 %
лесоматериалы — 61 %
древесная целлюлоза — 80 %

Импорт из стран дальнего зарубежья:
1.машины и оборудование — 47 % (велика доля легковых автомобилей)
2.продукция химической промышленности (парфюмерия, фармацевтика, бытовая химия, органические соединения) — 17,3 %
3.продовольственные товары и с/х сырье — 15,3 % (физический объем поставок выром на 15,5 % по сравнению с 2009 годом)
4.текстильные изделия и обувь — 6,3 %
5.металлы и изделия из них — 6 %

Импорт из СНГ:
1.машины и оборудование — 29,4 % (стоимостной объем вырос на 64 %)
2.продовольственные товары и сырье — 17,3 %
3.топливно-энергетические товары — 10,5 %
4.продукция химической промышленности — 8,7 %
5.металлы и изделия из них

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...