Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объекты МТ: товары, услуги, результаты интеллектуальной собственности.




 

11Современное значение международной торговли. Место торговых связей в системе МЭО.
МТ имеет значение для экономики страны и бизнеса

Для экономики страны:
1. Участие страны в МТ способствует интенсификации национального воспроизводства процесса и углублению специализации.
2. За счет МТ можно повысится загрузка оборудования, снизиться?повысить массовость производства увеличивается занятость? производство более интенсивное ?стоимость населения.
3. Создает условия для прогрессивных структурных сдвигов национального хозяйства.
4. Поступления от экспорта – значимый источник накопления капитала.
5. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что способствует росту производительности труда и доходов.
МТ для бизнеса:
1. Внешняя торговля противодействует падению нормы прибыли и решает проблему емкости рынка особенного для малых стран
2. Приобретение большого кол-ва зарубежных стран уменьшает уязвимость потребителя при потере клиентов или ухудшении условий торговли на внутреннем рынке.
3. Внешняя торговля способствует снижению издержек производства (продукция увеличивается в 2 раза – издержки уменьшаются на 20-30%).
4. Внешняя торговля повышает прибыльность бизнеса.
5. Внешняя торговля способствует эффективной организации производства, так как с её помощью происходит обмен достижениями науки и производства, новыми технологиями производства и его организацией.
6. Внешняя торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.
МТ на современном этапе
В 2009году экспорт снизился по сравнению с 2008 годом на 12%, мировое ВВП сократилось на 4,2%
Мировой экспорт упал на 23% по стоимости
Мировой экспорт 12 490 млрд. долл. – 2009 год
В 2010 году мировой экспорт вырос на 12 %, мировой ВВП – 3%
1 место по экспорту в 2009 году – Китай, 2 – Германия, 3 – США, 4 – Япония, 5 – Нидерланды
По импорту:
1. США
2. Китай
3. Германия
4. Франция
5. Япония
Экспорт услуг по миру сократился на 12%, составил 3,5 трлн.
Лидеры: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай.
Лидеры по импорту услуг – США, Германия, Великобритания, Китай, Япония.
В 2009 году Россия по экспорту товаров – 13 место, по импорту – 17.
По экспорту услуг – 23, по импорту – 16.
По экспорту топлива – 1 место, черных металлов – 4.
По импорту с/х. продукции – 5 место, автомобилей – 7.

2Международная торговля. Её основные показатели и тенденции развития.
Основные показатели
.
Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:
Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
Импорт - ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке - видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегвозку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.
Реимпорт – обратный ввоз из-за границы в страну не подвершихся обработки отечественных товаров.
Экспорт - вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт ( вывоз ранее ввезенных товаров не подвершихся в данной стране переработки).
Весьма важным понятием является баланс внешней торговли (торговое сальдо). Если обозначить баланс внешней торговли страны Б , то формула баланса внешней торговли:
Б = Э - И
Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.
Для анализа развития такого многогранного явления, как внешняя торговля, применяется система показателей. Некоторые показатели отражают темны роста мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Т):
Тэ = (Э 1 :Э 0 ) * 100%;
где Э 1 - экспорт текущего периода,
Эо - экспорт базисного периода.
Кроме того, применяется ряд показателей, характеризующих зависимость экономики страны от внешней торговли. К таковым относятся: экспортная квота (Эк): Эк = (Э / ВВП) * 100%,
где Э - стоимость экспорта,
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год;
импортная квота (Ик);
Ик = (И / ВВП) х 100%,
где И - стоимость импорта.
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год.
Тенденции развития.
Современные тенденции развития мировой торговли:
1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития
2. При общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных страна и регионах различна
3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран
4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран
5. Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично Доля развитых стран в мировом экспорте 70-75%, развивающихся - 20%, бывшие социалистические страны - 10%.
Ведущая роль в международной торговли - США, ЕС, Япония.
48.1% товарооборота - "большая семерка"
Тенденции роста неодинаково проявляются во всех регионах развивающегося мира:
o Растет доля в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия
o Возрастает доля Китая : стоимостной объем увеличился с 24 млрд. $ до 325млрд. $
o Имеет тенденцию к снижению роли стран Африки
o Снижается доля развивающихся стран Латинской Америки, за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили.
o На долю России в 20в. - 1% мирового экспорта и 0,8% мирового импорта

3Динамика развития международной торговли.
Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80%; услуг 20% от общего объема торговли в мире.
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
• внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
• зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
• развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
• НТР;
• деятельность транснациональных корпораций ТНК;
Торговля товарами:
2009 г. мировой экспорт снизился по сравнению с 2008 г. на 12% (мировой финансовый кризис).
Мировой ВВП сократился на 4,2%.
Мировой экспорт снизился за 2009 г. на 23% по стоимости. (12490 млрд. долл. – 2009 г.) 2010 г. предполагается, что вырос на 13%.
Мировой ВВП за 2010 г. вырос на 3%.
Лидеры по экспорту: (2009 г.)
1. Китай, 2. Германия, 3. США, 4. Япония, 5. Нидерланды.
Импорт: 1. США, 2. Китай, 3. Германия, 4. Франция, 5. Япония.
Торговля услугами:
Экспорт сократился на 12% (2009 г.) – з 350 млрд. долл.
Лидеры: 1. США, 2. Великобритания, 3. Германия, 4. Франция, 5. Китай.
Импорт: 1. США, 2. Германия, 3. Великобритания, 4. Китай, 5. Япония.

Россия
2009 г.
Экспорт товаров – 13 место, импорт – 17 место.
Экспорт услуг – 23 место, импорт – 16 место.
По экспорту топлива – 1 место, с/х – 10 место, черных металлов – 4 место.
По импорту с/х – 5 место, автомобилей – 7 место.

Характерные особенности современного этапа развития МТ товарами.
Ускорение развития МТТ после II мировой войны (За 40 лет до войны экспорт вырос в 3 раза, за 40 лет после войны – в 37 раз).
Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран (например, за 1990-1995 гг. ВВП США вырос на 31,4%, в то время как экспорт – на 48,8%, импорт – на 50,5%; в Японии рост ВВП составил 13,2%. Экспорта – 53,1%, импорта – 37,1%).
Решающее влияние на развитие МТ оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.
Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) – например, Германия, Франция, Великобритания. В условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни проявляется тенденция и к росту импортной квоты, что свидетельствует о растущем влиянии на национальные хозяйства происходящих на мировом рынке процессов.
Значительные изменения географической структуры МТ под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.
В группе РС также наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в МТТ. Снижается удельный вес МТТ стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в МТ было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Т.о. увеличение общей доли РС в МТТ обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.
Расширение торговли в рамках РС, которая в настоящее время растет быстрее, чем между ПРС. Увеличивается товарооборот между РС и ПРС, а также между ПРС и СПЭ. Страны ЮВА стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Соотношение групп стран в мировом экспорте:
• 70 – 72 % – индустриальные страны;
• 24 – 26% – развивающиеся страны (в конце 80-х гг. – 22%);
• 3,7% – страны с переходной экономикой, в т.ч. страны СНГ – 2,3% (в конце 80-х доля социалистических стран составляла 6–8%).
По статистике МВФ в группу крупнейших экспортеров (более 100 млрд. долл. в год) входят США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Бельгия/Люксембург, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.
Основной поток МТ приходится на ПРС – 55%; 27% МТ ведется между ПРС и РС; 7% – между РС; 5% – между СПЭ и всеми другими странами

4Товарная структура товарооборота в современной международной торговле.
Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).
С 1960 г. товарная структура претерпела изменения в связи со след. тенденциями:
- снизилась доля сырья, топлива и продовольствия, выросла доля готовых изделий и полуфабрикатов (72,5%), в том числе: 1. Машины, оборудование и средства транспорта (37,2%); 2. Офисное и телекоммуникационное оборудование (12,6%); 3. Автомобили (9%)
Доля сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте снизилась с 44% в 60е гг. до 25% в настоящее время.
Удельный вес продовольствия – 8,4%; сырья – 3,4%; топлива – 13,8%.
Особенности динамики товарной структуры МТ
По оценкам экспертов ООН в настоящее время в мировом экспорте:
• 75% составляет продукция обрабатывающей промышленности, причем половина этого показателя приходится на технически сложные товары и машины;
• 8% составляют продовольственные товары (в т.ч. напитки и табак);
• 12% составляет минеральное сырье и топливо.
В последние годы на мировом рынке отмечается тенденция роста доли в мировом экспорте текстильной продукции и готовой продукции обрабатывающей промышленности до 77%.
Основной тенденцией современного этапа развития МТТ является увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности (3/4 мирового экспорта) и сокращение доли сырьевых товаров. Кроме того динамика МТТ имеет следующие особенности:
Почти 40% стоимости мирового экспорта приходится на технически сложную, дифференцированную продукцию – машины и транспортное оборудование. Увеличение экспорта продукции машиностроения сопровождается одновременным ростом торговли компонентами, узлами, деталями, полуфабрикатами.
Увеличилась роль химической промышленности.
Общий рост экспорта машин и оборудования и химической продукции увеличился за первую половину 90-х гг. в 1,6 раза, а общий объем мирового экспорта – в 1,4 раза. В результате укрепляется тенденция к повышению в МТТ наукоемких, технически сложных изделий.
Объем экспорта минерального топлива за последние 10 лет сократился более чем в 2,5 раза, что во многом объясняется политической нестабильностью в регионе его основной добычи (Ближнего Востока) и значительными колебаниями мировых цен.
Незначительно, но устойчиво сокращается доля продовольственных товаров в мировом экспорте, что свидетельствует о стремлении стран к продовольственной самообеспеченности.
Структурные кризисы послевоенного времени в текстильной, обувной, швейной промышленности привели к ослаблению этих позиций в мировом экспорте, но с начала 90-х гг. наблюдается тенденция к стабилизации их доли.
Основной объем торговли готовыми изделиями приходится на ПРС, их удельный вес в экспорте машин и транспортного оборудования составляет почти 77%, в импорте – 66%. Ведущие позиции занимают Германия – 14,2%, США – 13% и Япония – 12,9%. На долю РС приходится 21,8% мирового экспорта машин и транспортного оборудования и 30,9% мирового импорта (в т.ч. 9% экспорта обеспечили НИС ЮВА первой волны). Доля СПЭ –1,4% и 3,1% соответственно. Т.о., наиболее наукоемкая и высокотехнологичная продукция обращается между ПРС, но на современном этапе РС составляют серьезную конкуренцию ПРС.
В мировом экспорте химической продукции ведущие позиции занимают также ПРС – 80,5%. На долю РС приходится 15,9%, СПЭ – 3,6%. Одновременно ПРС являются и основными импортерами химических товаров – 64,6%. РС импортируют 30,5%,
На мировом рынке сырья и минерального топлива ситуация складывается под воздействием двух тенденций:
По мере прогресса в развитии производительных сил снижается роль сырьевых товаров в материальном производстве (например, стоимость автомобиля 20-х гг. состояла на 60% из стоимости сырья и энергии, стоимость современного полупроводникового микрочипа – менее чем на 2%).
Ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов.
В результате ппроисходит сокращение удельного веса этих позиций в МТ. На долю ПРС приходится 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на РС – 33,4%, на СПЭ - 6,1%. В импорте сырья на ПРС приходится 60,5%, на РС – 32,1%, на СПЭ – 5,1%.
Удельный вес ПРС в экспорте минерального топлива составляет 32,1%, РС – 5,3%, СПЭ – 11,6%. Характерно, что с начала 90-х гг. доля ПРС как экспортеров топлива увеличилась за счет превращения Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Канады в крупнейших экспортеров нефти. В импорте ПРС потребляют 61,7% топлива, РС - - 25,5%, СПЭ – 12,8%. В основном, производимое в ПРС топливо поставляется в другие ПРС. Но не менее высока их зависимость и от поставок из РС (53%).
Среди важнейших структурных сдвигов в МТТ следует отметить также снижение удельного веса продовольствия, что связано с относительно медленным ростом сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран. Но абсолютные показатели роста товарооборота на этом рынке достаточно высоки (мировой экспорт за первую половину 90-х гг. по стоимости возрос в 1,4 раза). Характерной чертой торговли продовольствием является укрепление позиций ПРС и рост продовольственной зависимости РС от ведущих центров мирового хозяйства. Вследствие увеличения самообеспеченности продовольствием сокращается удельный вес ПРС в его импорте (с 78,1% в 1960 г. до 68,8% в в 1995 г.). Причем наибольшее сокращение наблюдается в странах ЕС. На долю РС приходится в экспорте продовольствия – 29,6%, в импорте – 24,8%%, на долю СПЭ соответственно 3,1% и 5,1. По направлениям торговли продовольствием: преобладает обмен между ПРС – 74,1% экспорта, из РС в ПРС поступает 59,1%. Соответственно из ПРС в РС экспортируется 20% стоимостного объема продовольствия, между РС – 36,6%. Такая закономерность обусловлена в основном более высокой покупательной способностью населения ПРС.
Весьма неравномерно развивается МТ текстилем и одеждой. На этом рынке развивается тенденция сближения позиций ПРС и РС (удельный вес ПРС – 49,3%, РС – 48,3%). Особенностью рынка текстиля является его регионализация: 69,2% егоо экспорта из ПРС было направлено в другие ПРС и также 68,8% экспорта РС приходилось на другие РС. На мировом рынке одежды ведущие позиции занимают РС, осуществляющие 60% мирового экспорта, на ПРС приходится 35,4%, на СПЭ – 4,6%. В мировом импорте одежды преобладают ПРС – 79%, на РС приходится 16,8%, на СПЭ – 4,2%. Причем товаропотоки на мировом рынке оодежды формируются т.о., что в ПРС поступает 80,2% одежды, экспортируемой из ПРС, и 78% - вывозимой из РС.
Т.о., мировой рынок товаров на современном этапе значительно диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк, что связано с углублением МРТ и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения.
На основании вышеизложенного можно выделить тенденции, характерные для развития МТТ и МТУ на современном этапе. Новые тенденции связаны прежде всего с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного обращения и его организационно-экономических форм. Среди них:
• - быстрое обновление товарной номенклатуры МТ, которое отражается в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий;
• - рост обмена узлами, деталями, компонентами;
• - относительное падение значения торговли сырьем и топливом;
• - приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;
• - отказ от личного контакта продавца и покупателя в сфере услуг за счет пооявления новых формм и средств спутниковой связи и видеотехники;
• - увеличение степени мобильности производителей и потребителей услуг за счет снижения доли транспортных издержек.

5Географическое распределение потоков мирового товарооборота на современном этапе.
Географическое направление международной торговли - система распределения товарных потоков между отдельными странами и их группами.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% МТ, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).
Географическая конфигурация МТ (>70% экспорта):
- Промышленно развитые страны > 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония > 60% экспорта и импорта; «Большая 7» 50% мирового товарооборота). В середине 80г. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 90г. США занимает 1 место.
- Развивающиеся страны (тенденции роста в MТ) 70r -22%, 90г. – 32%.
- Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю.Корея, Сянган, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира). 4. Тенденция снижения роли Африканских стран в МТ (кроме ЮАР) и стран Латинской Америки (кроме НИС).
10 ведущих мировых экспортеров: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Китай.
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары.
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.
Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 1991 по 1997 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38%до42%. В международной торговле заметно выросла роль Китая.

6Конкуренция в международной торговле и ее содержание.
Ценовая конкуренция.
Группы ценовых стратегий фирм:
1. Пионерские (применяются для реализации новых и принципиально новых товаров).
Виды:
• снятие сливок (установление максимально высоких цен на товар, используя его рыночную новизну и высокие технико-экономические характеристики) Цели: получение быстрой прибыли для максимально возможного покрытия расходов на создание и внедрение производства нового продукта и страховки на случай падения в дальнейшем спроса на него или появления сильных конкурентов.
• Что рынок вынесет. Установление максимально высокой цены, но на таком уровне, чтобы оставался текущий объем продаж.
• Постепенное проникновение - установление низкой цены на внешнем рынке. Цель: расширение объема продаж и завоевание значительной доли рынка для достижения высокой рентабельности через эффект экономии за счет масштаба производства.
• Жизненный цикл товара. Предусмотрительное сочетание возможностей стратегий снятие сливок и постепенное проникновение.

2. Стандартные – применяются при реализации уже известных товаров.
Виды:
• Первоклассный импорт продукта. Проводится фирмами, выпускающими продукцию в техническом и качественном отношении более высокого класса. Высокие расходы на рекламу продукта.
• Целевая доля рынка. Низкая конкуренция и жесткая экономия фирмой. За счет более низкого уровня цен, чем у конкурентов фирма стремится завоевать и расширить долю рынка.
• Целевой объем продаж. За счет снижения цены расширение объема продаж.
• Входной билет на зарубежный рынок. Продукция, не имеющая преимуществ в технико-экономических характеристиках по сравнению с конкурентами.
• Договорные цены с правительством. Заключается в ориентации на крупные заказы, выдаваемые государственными ведомствами зарубежных стран с установлением фиксированных договорных цен.

3. Адаптационные - при реализации устаревшего товара.
Виды:
• Конкурентная. Применяется в условиях, когда поставщик не имеет преимуществ перед конкурентами в технико-экономических показателях продукции. Цель: Удержаться на рынке и получить приемлемую прибыль. Обычно проводят компании-имитаторы.
• Проб и ошибок. Экспериментирование с ценами.
Демпинг – распространение продуктов одной страны на рынке другой, по цене нижи нормальной, если это причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран участниц или существенно замедляет создание национальной продукции.

Неценовые факторы.
Связаны с улучшением потребительских свойств товара:
• Конкуренция качества ( важнейший элемент неценовой конкуренции).
• Техническое обслуживание. Приобретает все большее значение в современных условиях, так как все большая часть продукции становится все более технически сложной. Существенное значение имеет снабжение запасными частями.
• Система продажи. В целях расширения своих продаж фирмы предлагают не только основные товары, но и сопутствующие.
• Комплексные поставки (строительство под ключ).
• Консультирование и инжиниринг.
• Техническая помощь и подготовка специалистов.
• Организация сбыта и выбор каналов реализации.

 

1Рейтинг конкурентоспособности стран в международной торговле на современном этапе.
Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы: товары, предприятия (как производители товаров),отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),регионы (районы, области, страны или их группы).
1. Рейтинг глобальной конкурентоспособности ВЭФ (всемир экономич форум). В 2010-2011 г более 13500 лидеров бизнеса были опрошены в 139 государствах.В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности и Индекс конкурентоспособности бизнеса. С помощью этих индексов можно измерить способность экономики достичь и поддерживать стабильный экономич рост.
А) Индекс глобальной конкурентоспособности (2011) составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Б) Индекс конкурентоспособности бизнеса (2011) составлен из 2 слагаемых: «качество нац бизнес-климата», «оценка операций и стратегий компании»
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое место (см. публикацию). Далее идут Швеция и Сингапур — второе и третье места, соответственно. Соединенные Штаты за минувший год опустились на две позиции (в прошлогоднем рейтинге страна занимала второе место) и ныне занимают четвертое место. Снижение позиций США авторы исследования объясняют ослаблением финансовых рынков и уменьшением макроэкономической стабильности, и, как следствие, ослаблением государственных и частных учреждений. Германия, которую ныне принято считать «локомотивом еврозоны», поднялась за минувший год с седьмой на пятую позицию. Вслед за ней идут: Япония (6 место), Финляндия (7), Нидерланды (8), Дания (9). Первую десятку стран-лидеров замыкает Канада.
Европейские страны продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Так, Великобритания, которая в последние годы сдавала свои позиции в рейтинге, в этом году поднялась на одну строчку и занимает 12 место. Франция также поднялась на одну строчку и заняла 15 место. Испания опустилась на 42 строчку, потеряв за год 9 позиций. Италия осталась на прежнем — 48 месте. Худшей в Европейском Союзе стала Греция, которая опустилась на 83 строчку, потеряв 12 позиций. Лидером снижения конкурентоспособности в регионе стала Словакия, которая потеряла 13 позиций и опустилась до 60 места. В свою очередь, лучший результат укрепления конкурентоспособности продемонстрировала Черногория, которая поднялась на 13 позиций вверх — до 49 места.Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в прошлом году, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в прошлом году, на 63 строчке рейтинга. Соседями России в списке на этот раз оказались Шри-Ланка (62 место) и Уругвай (64 место). В докладе отмечается, что такому равновесию способствовали «незначительное ухудшение макроэкономической стабильности в некоторой мере было сбалансировано улучшениями в других сферах, особенно сфере инфраструктуры, здравоохранения и образования, а также в технологическом уровне». В то же время у экспертов вызывает опасения, что «конкурентоспособность страны страдает из-за неэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэконнеэффективной антимонопольной политики и серьезных ограничений в сфере торговли, включая внешнеэкономическую деятельность и жесткое регулирование иностранного участия». В связи с этим, конкурентоспособность России в ключевой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — продолжает ухудшаться. По этому показателю страна занимает 123 строчку из 139 возможных. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118 место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126), причем за минувший год эти показатели ухудшились. Кроме того, Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка (125 место), устойчивость банков (129), инфляция (125), бремя государственного регулирования (128). Любопытно, что в последние годы, несмотря на многочисленные декларации российских властей, государство лишь наращивает свою долю в экономике. Согласно подсчетам правительства России, в 2009 году доля государства в российской экономике составила 45-50%, что в полтора раза больше среднемирового показателя. Ныне каждый второй занятый в российской экономике работает в государственном секторе. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование, отмечается в докладе.
Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (47) и Азербайджан (57). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Латвия (70 место), Казахстан (72), Украина (89), Грузия (93), Молдова (94), Армения (98), Таджикистан (116) и Киргизия (121). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.
Среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Россия заняла последнее место, оказавшись позади Китая (27 место), Индии (51) и Бразилии (58). В докладе подчеркивается, что Китай продолжает лидировать среди крупных развивающихся экономик. За минувший год страна улучшила свою позицию в рейтинге на два пункта, в то время как позиции Индии и Бразилии остались неизменными.
В Латинской Америке и Карибском бассейне лидирует Чили (30 место), за ними следуют Барбадос (43), Панама (53) и Коста-Рика (56).
Ряд стран региона Ближнего Востока и Северной Африки вошли в верхнюю половину рейтинга: в числе лидеров — Катар (17 место), Саудовская Аравия (21), Израиль (24), Объединенные Арабские Эмираты (25), Тунис (32), Кувейт ( 35) и Бахрейн (37), при этом большинство государств Персидского залива продолжают тенденцию к укреплению своих позиций. Среди стран Африки южнее Сахары в верхнюю половину рейтинга попали Южная Африка (54 место) и Маврикий (55), а еще ряд стран в некоторой степени повысили свою конкурентоспособность.
Замыкают рейтинг Мавритания, Зимбабве, Бурунди, Ангола и Чад, который занял последнее — 139 место.
Лучший результат укрепления конкурентоспособности продемонстрировали Монголия (+18 позиций), Шри Ланка (+17) и Вьетнам (+16). Лидерами снижения конкурентоспособности стали Нигерия (-28 позиций), Пакистан (-22), Лесото (-21) и Иордания (-15).
Среди новичков текущего рейтинга лучший результат продемонстрировал Иран — 69 место. В числе других новичков списка: Руанда (80 место), Ливан (92), Молдова (94), Кабо-Верде (117), Свазиленд (126) и Ангола (138 место).
. Рейтинг междун конкуренции IMD (2010). Это 700-страничный ежегодник, который составляет швейцарский институт менеджмента. Имеет 331 критерий по 4-м основным направлениям: состояние экономики, состояние деловой среды, эффективность правительства, состояние инфраструктуры. Помимо основного рейтинга (табл.1), эксперты IMD приводят отдельное ранжирование стран с населением меньше и больше 20 млн человек, а также по трем географическим группам (Европа – Ближний Восток – Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Америка), по способности создавать и поддерживать среду, в которой преприятия по способности создавать и поддерживать среду, в которой преприятия могут эффективно конкурировать. Кроме того, в Ежегодник по мировой конкурентоспособности включены профили национальной конкурентоспособности. Каждый из них включает «Ландшафт конкурентоспособности», показывающий сильные и слабые стороны отдельного государства на уровне 20 субфакторов. Кроме того, в него входит сводный баланс преимуществ и недостатков, которые страна имеет по каждому из четырех ключевых факторов, а также полный список ее результатов по всем 327 критериям.
Лидеры рейтинга .Впервые за последние десятилетия в рейтинге IMD США уступили пальму первенства Сингапуру (1-е место) и Гонконгу (2), сразу опустившись на третью позицию. Благодаря сохраняющемуся высокому спросу в Азии, в первую десятку также вошли Австралия (5), Тайвань (8) и Малайзия (10). Швейцария, имеющая сильные фундаментальные экономические показатели, расположилась на 4-й строчке. Скандинавскую модель экономики достойно представляют Швеция (6) и Норвегия (9). Среди крупнейших «традиционных» экономик лидирует Германия (16), которая обогнала Великобританию (22), Францию (24), Японию (27) и Италию (40). Китай, вполне ожидаемо, выглядит намного конкурентоспособней (18-я позиция) других стран блока БРИК – Индии (31), Бразилии (38) и России (51). Замыкают рейтинговую таблицу IMD Украина (57) и Венесуэла (58).Результаты: Поднявшись в 2010 году на три строчки вверх, Казахстан оказался наиболее конкурентоспособным из 5 постсоветских государств, ранжируемых IMD. При этом мы находимся выше не только Эстонии (34), Литвы (43), России и Украины, но и Испании (36), Португалии (37), ЮАР (44) и Турции (48). В списке стран с населением менее 20 млн человек Казахстан переместился с 23-го на 19-е место, а в своем географическом блоке (Европа – Ближний Восток – Африка) – с 22-го на 19-е.В целом сегодня казахстанская конкурентоспособность оценивается IMD в 63,42% от сингапурской. Если же говорить о наших ближайших конкурентах на уровне отдельных факторов, то по состоянию экономики мы расположились между Словенией (42) и Финляндией (44); по эффективности правительства – между Ирландией (19) и ЮАР (21); по эффективности бизнеса – между Китаем (28) и Бельгией (30), а по состоянию инфраструктуры – между Россией (38) и Словакией (40).
Показатели Казахстана по 20 субфакторам представлены на схеме 1, а список наиболее слабых и сильных сторон нашей конкурентоспособности вы найдете в соответствующих графических блоках.
В 2008 г Россия занимала 47 место, в 2009 г – 49 место. Сильные стороны России: низкий гос долг, эффективность фискальной политики, объем резервов, дешевые энерготарифы для компаний. Слабые стороны: бюджетный дефицит, сокращение сборов налогов, зависимость от внеш финансирования и сырьевого сектора. В рейтинге экономич перспектив Россия заняла 55 место.

2. Россия и её место в рейтинге конкурентоспособности.
Экономический кризис нанес ощутимый удар по позициям России в рейтинге ВЭФ еще в прошлом году, когда страна опустилась с 51 на 63 место, потеряв сразу 12 позиций. В нынешнем списке Россия осталась, как и в прошлом году, на 63 строчке рейтинга. Соседями России в списке на этот раз оказались Шри-Ланка (62 место) и Уругвай (64 место).
Что касается рейтинга междун конкуренции IMD (2010) ,Россия занимает 51 место, в 2008 г Россия занимала 47 место, в 2009 г – 49 место. Сильные стороны России: низкий гос долг, эффективность фискальной политики, объем резервов, дешевые энерготарифы для компаний. Слабые стороны: бюджетный дефицит, сокращение сборов налогов, зависимость от внеш финансирования и сырьевого сектора. В рейтинге экономич перспектив Россия заняла 55 место.
Преимущества:
1. Высокий образовательный уровень населения и квалифицированная рабочая сила( «-» средний уровень трудовой дисциплины и низкая мобильность)
2. Значительные запасы многих видов природных ресурсов
3. Большая территория
4. Большая емкость внутреннего рынка
5. Наличие некоторых отраслей кластеров
Недостатки:
1. Климатические условия
2. 13% - земли пригодные для с/х (вечная мерзлота, болота и т.д. – 60%)
3. Полезные ископаемые (нефть в 8 раз дороже, чем в странах Персидского залива)
4. Научно-технический потенциал
5. Инфраструктура – очень высокая степень износа со времен СССР
6. Условия спроса
7. Не хватка ряда родственных и поддерживающих отраслей
8. Отстаем по уровню менеджмента разных стран
9. Роль государства (влияние олигархов на политику)

3Теория конкурентных преимуществ. Майкл Портер «Конкурентные преимущества стран» Теория с одной стороны продолжает классическую теорию международной торговли, с другой стороны отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках.
Портер ввел понятие конкурентоспособности государства. Разработал систему показателей, определяющих международную конкурентоспособность отдельных отраслей и стран.
Выделил 4 группы показателей и назвал эту систему конкурентным ромбом.
Вершины ромба:
1. Факторные условия - часть теории, где он наиболее близок к классической теории международной торговли, он расширил список и выделил 5 групп факторных условий: Людские ресурсы, Природные ресурсы, Капитал, Научно-информационный потенциал, Инфраструктура
Условия делятся на базисные (природные ресурсы, неквалифицированная рабочая сила) и развитые(создаются на основе базисных), а также на общие и специализированные.
Все страны начинают конкуренцию с базисных факторов, по Портеру это конкуренция не прочная.
2. Условия внутреннего спроса. Важен объем внутреннего рынка. Наибольшее значение имеет качество внутреннего спроса и соответствие его тенденциям развития на мировом рынке. Выигрывают в конкурентной борьбе компании тех стран, где потребитель наиболее требователен и квалифицирован.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Поступают полуфабрикаты и вспомогательное оборудование. Конкурентоспособной является не одна отрасль, а группа или кластеры отраслей.
4. Структуры и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Имеет значение внутриотраслевая конкуренция.
Важные события для конкурентоспособности (случай): Изобретения, крупные технологические сдвиги, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения иностранных правительств, военные конфликты.
Прямое государственное вмешательство по Портеру отрицательно влияет на конкуренцию, но должно являться катализатором.

4М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с четырьмя движущими силами – это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности национальной экономики, что, как правило, сочетается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конечном счете упадок.
1. Стадия, движимая факторами производства. На этой стадии почти все обладающие конкурентоспособностью отрасли промышленности страны получают преимущества благодаря базисным факторам производства, в основном природных ресурсов и рабочей силы низкой квалификации.
2. Стадия, движимая инвестициями. На этой стадии национальное конкурентное преимущество базируется на желании и способности страны и ее фирм к активному инвестированию, фирмы инвестируют в строительство современных, эффективных и часто крупномасштабных предприятий, оснащенных лучшей доступной на глобальных рынках технологией. Типично, что такая технология, как правило, на поколение отстает от мировых лидеров. Однако на этой стадии иностранная технология и методы не только применяются, в них вносятся улучшения. Способность страны впитывать и улучшать иностранную технологию – необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями, и представляет собой главное отличие от факторной стадии.
3. Стадия, движимая нововведениями (инновациями). На этой стадии работают все детерминанты, и их взаимодействие максимально. Эта стадия называется «движимой инновациями», потому что фирмы не только получают методы и технологии других наций, но и создают свои оригинальные технологии.
4. Стадия, движимая богатством. Выход страны на эту стадию – начало упадка. Ее движущая сила – богатство, которое уже достигнуто. Проблема в том, что экономика, движимая ранее достигнутым богатством, не может это богатство поддерживать. Самая главная причина – мотивация менеджеров, инвесторов, индивидов изменяется в том направлении, которое не способствует систематическим капиталовложениям в инновации, а тем самым совершенствованию. Выдвигаются новые цели, часто весьма оправданные в социальном плане, взамен тех, которые поддерживали прогресс в экономике.
Прогресс в экономике не является неизбежным. Многие страны по целому ряду причин не могут сдвинуться с первой или второй стадии либо, выйдя на стадию, движимую богатством, снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями продвижения страны на более высокую стадию являются следующие.
Механизмы формирования факторов производства. Потенциал экономики ограничивается количеством и особенно качеством факторов. Хорошо функционирующие механизмы, создающие и улучшающие факторы, обеспечивают основу для конкурентного преимущества более высокого порядка, поскольку каждая из первых трех стадий требует более развитых и более специализированных факторов.
Мотивация. Для перехода на более высокие стадии требуются рабочие и менеджеры, заинтересованные в высоких заработках и соответственно в продолжительности рабочего дня, поиске путей для роста прибыльности фирмы. Для поддержания мотивации важно, чтобы работники были уверены в получении вознаграждения за упорную работу и хорошие идеи. Владельцы капитала также должны быть мотивированы на устойчивое инвестирование.
Внутренняя конкуренция. Ожесточенная конкуренция среди местных производителей в широком спектре отраслей необходима для стимулирования инноваций и совершенствования конкурентного преимущества. Конкуренция помогает преодолеть инерцию. Активное соперничество местных фирм также имеет важный побочный эффект для других детерминант «ромба».
Совершенствование спроса. Повышение качества спроса создает потенциал успеха в более сложных сегментах и передовых отраслях промышленности. К совершенствованию также побуждают требовательные покупатели. Спрос совершенствуется и по мере роста доходов и уровня образования населения. Постановка важных социальных задач, инвестиции в такие области, как здравоохранение и охрана окружающей среды, создают стимул к созданию новых отраслей промышленности.
Недостаток отдельных факторов. Отсутствие отдельных, менее развитых факторов создает стимул для повышения продуктивности, а также совершенствования конкурентного преимущества в факторах более высокого порядка при условии, что имеется соответствующая мотивация и острая внутренняя конкуренция.
Способность к созданию нового бизнеса. Переход на более высокую стадию требует наличия эффективных механизмов создания нового бизнеса либо посредством изменений в уже существующих фирмах, либо путем создания новых. Это необходимо для здоровой конкуренции, создания новых и более сложных сегментов промышленности, расширения сети поставщиков и связанных отраслей и в конечном итоге создания «кластеров» отраслей.
Все эти силы необходимы не только каждая сама по себе, они создают замкнутую систему, где взаимно усиливают друг друга. Темпы прогресса нации сдерживаются потенциалом наиболее слабого звена. До тех пор пока страна не достигнет определенного уровня доходов и накопленного богатства, проблема заключается не в том, чтобы попасть на движимую богатством стадию, а в том, что есть опасность скатиться на более низкую.

5.Для современной МТ характерна тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг, франчайзинг и др.). Если в 1970 г. объем мирового экспорта всех услуг (включая все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, банковские услуги и т. д.) составлял 80 млрд. долл., то в 2005 г. — около 2,2 трлн. долл., т. е. почти в 28 раз больше.

Вместе с тем темпы роста экспорта услуг замедляются и существенно отстают от темпов роста экспорта товаров. Так, если за 1996–2005 гг. среднегодовой экспорт товаров и услуг вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим десятилетием, то за 2001–2005 гг. прирост экспорта товаров в среднем в год составлял 3,38%, а услуг — 2,1%. Как следствие стагнирует показатель доли услуг в общем объеме мирового товарооборота: в 1996 г. он составлял 20%, в 2000 г. — 19,6%, в 2005 г. — 20,1%. Ведущие позиции в этой торговле услугами занимают РСРЭ, на них приходится около 80% всего объема международной торговли услугами, что обусловлено их технологическим лидерством.

Мировому рынку товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. Кроме роста роли МТ в развитии мировой экономики, превращения внешней торговли в неотъемлемую часть национального воспроизводственного процесса, имеет место четкая тенденция к ее дальнейшей либерализации. Это подтверждается не только снижением среднего уровня таможенных пошлин, но и устранением (смягчением) количественных ограничений импорта, расширением торговли услугами, изменением характера самого мирового рынка, на который сейчас поступают не столько излишки национального производства товаров, сколько заранее согласованные поставки произведенных специально для конкретного потребителя товаров. СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услут была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.
Услуги можно также классифицировать следующим образом Услуги делятся также на:
факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).
В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.).

В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
временное перемещение за границу физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...