Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нейропсихологический метод изучения высших психических функций




Использование данного метода базируется на понимании «лю­бой психической деятельности человека как сложной функцио­нальной системы, реализация которой обеспечивается целым ком­плексом совместно работающих аппаратов мозга, вносящих каж­дый свой вклад в обеспечение этой функциональной системы (А.Р. Лурия, 1978. — С. 118). С помощью этого метода осуществ­ляется структурный синдромный анализ нарушенных психичес­ких процессов, который и является основным способом нейропси-хологического исследования.

Главную роль в данном методе А.Р. Лурия отводит не выделе­нию единичных симптомов, а описанию целого симптомокомплекса психических изменений, наступающих при локальном пораже­нии мозга, и вычленению в этом симптомокомплексе качественно однородных (общих) признаков, составляющих специфическое ка­чество — фактор, имеющий определенное локальное значение. На­пример, выпадение или ослабленность «речеслухового фактора» психической деятельности (недостаточность акустического гнозиса, неполное понимание обращенной речи, слабость слухо-речевой памяти, нестойкость слухового контроля и внимания) однозначно свидетельствует о наличии поражения или дисфункции мозговых структур левой височной области (у правшей). Ослабленность «динамического фактора» психической деятельности (трудности ки­нетической организации различных психических операций и дей­ствий: двигательных, речевых, дискурсивных, мыслительных и др.) имеет прямую связь с морфофункциональной недостаточнос­тью передних премоторных областей головного мозга. Нарушение «пространственного фактора» (изменения ориентировки в про­странстве, дефекты в конструктивно-изобразительной деятельно­сти, трудности счета, понимания сложных логико-грамматичес­ких структур, слабость зрительно-пространственной памяти) гово­рит о неблагоприятном состоянии теменно-затылочных отделов мозговой коры.

Такой нейропсихологический факторный анализ синдрома позволяет не только определить локализацию очага, но и выя­вить внутреннюю психофизиологическую структуру дефектной функции. Метод нейропсихологического анализа А.Р. Лурия (1950) успешно применял не только при изучении локальных изменений высших корковых функций у взрослых, но и при исследовании нарушений письма у детей с речевой недостаточ­ностью.

Нужно отметить, что метод факторного анализа был приме­нен и Р.Е. Левиной (1951) при изучении неговорящих детей (алаликов). В этой работе анализ речевых и других психических изменений также был проведен в строгом соответствии с выде­ленными факторами («ведущими недостаточностями»). При внимательном рассмотрении особенностей дефектов у алаликов обнаруживается принципиальное структурное сходство выше­указанных «нейропсихологических факторов» и «ведущих недостаточностей» у неговорящих детей, выделенных Р.Е. Ле­виной.

Факты, полученные в нейрохирургической клинике, свидетель­ствуют о том, что локальные поражения «речевых зон» в детском возрасте (в 6-10 лет) не сопровождаются столь же выраженными, как у взрослых больных, нарушениями речи: у детей, как прави­ло, не бывает такой же грубой патологической речевой симптома­тики, как у взрослых, при поражении одних и тех же систем моз­га (Э.Г. Симерницкая, 1985).

Но несмотря на это, характер нарушений, т.е. их психологи­ческая структура, оказывается принципиально сходным со структурой речевого дефекта у взрослых. Например, при опухо­левом поражении моторных «речевых зон» у детей так же, как и у взрослых больных, обнаруживалась патологическая тормозимость речевых следов, изменения заданного порядка слов, контаминации, персеверации. При поражении сенсорных «рече­вых зон» нейропсихологическое обследование позволяло выя­вить у таких детей симптомы амнестической афазии, наруше­ния слухоречевой памяти и др.

Важным для логопедии в методике исследования является и тот факт (по данным Э.Г. Симерницкой, 1985), что, как и у взрослых больных, при поражении левого полушария нейропсихологически у детей отчетливо выявляются различные формы апраксий:

1) при поражении теменной области выявляется нарушение
кинестетическойорганизации движений;

2) при лобно-височном поражении возникают расстройства
динамическогопраксиса в виде замедленности, дезавтоматизации, трудностей переключения с одного движения на другое; при пробах на слухомоторные координации выявляются персеверации, нарушения произвольного выполнения серий ритмических движений;

3) при теменно-затылочных поражениях, как и у взрослых,
выявляются специфические нарушения пространствен­ногопраксиса и др.

Таким образом, приведенные данные являются убедительным подтверждением больших диагностических возможностей нейропсихологического пути обследования нарушений речевой деятель­ности и других высших форм психики детей.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что метод нейропси­хологического анализа был разработан преимущественно на ма­териале изучения нарушений зрелых психических функций (на взрослых больных с локальными поражениями мозга). Поэтому его творческое применение с целью обследования недостаточно­сти речевых и других психических функций у детей предпола­гает строгий учет фактора развитияи качественного отличия внутреннего операционного состава одних и тех же психических процессов у взрослых и детей, а также того, что одни и те же мозговые структуры взрослых и детей выполняют неодинаковую роль в процессе реализации одной и той же задачи (А.Р. Лурия, 1978. — С. 115).

За последнее десятилетие существенно расширилась сфера при­менения нейропсихологического метода в исследовании детей: на­ряду с традиционным изучением патологий психической деятельности при локальных поражениях головного мозга, она все больше включает анализ состояния психических процессов как в норме (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова, 1997; «Ак­туальные проблемы нейропсихологии детского возраста», 2001 и др.), так и при нарушениях психического развития (И.Ф. Марков­ская, 1993).Нейропсихологический метод используется для изу­чения закономерностей формирования мозговой организации психических процессов в детском возрасте, для исследования индиви­дуальных различий в развитии психических функций на разных этапах онтогенеза.

Особенно интенсивно разрабатываются пути приложения неиропсихологического метода к решению проблем обучения детей общеобразовательных школ. Проводятся исследования, посвя­щенные нейропсихологическому анализу сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразователь­ную школу, и их готовности к обучению в первом классе («Акту­альные проблемы...», 2001). Нейропсихология находит все боль­шее применение в решении задач выявления причин, преодоле­ния и предупреждения трудностей в усвоении детьми знаний, умений и навыков, предусмотренных программой общеобразова­тельной школы (Э.Г. Симерницкая, 1995; Н.М. Пылаева, 1995; Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Д. Балашова, 1997; Т.В. Ахутина, 1998; «Актуальные проблемы...», 2001и др.). В указанных работах убедительно показана диагностическая и прогностичес­кая ценность неиропсихологического метода синдромного анали­за состояния психических функций при исследовании детей, име­ющих трудности в обучении. Об эффективности нейропсихологической диагностики икоррекции различных видов недоразвития высших психических функций свидетельствует также опыт нейропсихологической поддержки коррекционно-развивающего обу­чения данной категории детей (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 1995 и др.).

Подробный перечень и описание существующих приемов неиропсихологического обследования представлены в известных ра­ботах А.Р.Лурия (1969)и других исследователей (Э.С. Бейн, 1964и др.). Впоследние годы разработаны и опубликованы раз­личные варианты нейропсихологических методик, адаптирован­ных к детскому возрасту (Методика ..., 1988; И.Ф. Марковская, 1993; Л.С. Цветкова, 1997; А.Н. Корнев, 1997; Схема ..., 1998 идр.). Многие исследовательские пробы, которыми пользуются в нейропсихологическом обследовании, совпадают с логопедически­ми приемами обследования звуковой (фонетико-фонематической), лексической, грамматической сторон речи, письма, чтения и под­робно изложены в других главах настоящей книги.

Чтобы установить определенные ориентиры для учителей-ло­гопедов в возможностях неиропсихологического подхода к ди­агностике нарушений речевых и других высших психических функций у детей приводятся модифицированные схемы адапти­рованного неиропсихологического исследования дошкольников и младших школьников и анализа результатов неиропсихологического исследования(Приложение 2) (Методи­ка ..., 1988). В схемах представлены основные пробы, выявля­ющие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; приводятся возможные варианты отклонений в выполнении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка.

Интерпретация результатовнеиропсихологического обследо­вания строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов, определяющих необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе нарушения. Для корректного реше­ния диагностических задач необходимо выявление профиля ла-терализации у ребенка, т.к. большое влияние на структуру ней­ропсихологических синдромов оказывают процессы межполушарного взаимодействия, в частности наличие левшества (А.В. Семенович, А.А. Цыганок, 1992).

Следует подчеркнуть, что только нейропсихолог может каче­ственно проанализировать и описать нейропсихологический син­дром, выделить фактор, лежащий в основе нарушения или несформированности тех или других высших корковых функций, и по­ставить топический диагноз органической или функциональной недостаточности. Взаимодействие нейропсихолога и педагога по­зволяет наметить пути коррекционного или формирующего обуче­ния ребенка с учетом нейропсихологических данных о сильных и слабых звеньях его психических процессов.

Чтобы показать дифференциально-диагностические возможно­сти применения неиропсихологического метода при изучении де­тей с тяжелыми нарушениями речи, мы остановимся на изложе­нии и анализе конкретных материалов обследования двух типич­ных групп детей с общим недоразвитием речи (П-Ш уровня), у которых, соответственно, имеется ведущая недостаточность одно­го из двух психофизиологических факторов — динамическогоили пространственного.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...