Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определения типа логопедического учреждения
Основным показателем при этом является, во-первых, интенсивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического развития. При наличии выраженного заикания, а также в случаях заикания у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отделении школы). В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уровне развития речевых средств) логопедическая помощь оказывается на логопедических пунктах при общеобразовательных школах. В общей картине дефекта особую значимость приобретают следующие индивидуальные признаки: — особенности речевого общения в различных ситуациях; — своеобразие деятельности: особенности вхождения в деятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая работоспособность; — уровень развития языковых средств. Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличается от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождается отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замедленным накоплением лексических и грамматических средств языка, фонематических представлений. Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, необходимо помнить, что выраженностьданных индивидуальных особенностейможет быть различной как по интенсивности проявления, так и по качественной их характеристике (в плане их сочетаемости). Знание специфических особенностейречевой и внеречевой деятельности заикающихся школьников позволяетне только выделить основные направления коррекционного воздействия,но и организовать пропедевтическуюработу по предупреждению рецидивов. Изложенный материал частично может быть использован учителями общеобразовательной школы при осуществлении индивидуального подхода кзаикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе. Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся Анамнестические и паспортные данные Фамилия, имя, отчество_______ --------------------- Год рождения (число, месяц). Домашний адрес, телефон_____ Успеваемость (к моменту обследования). Состояние слуха____________ Состояние зрения. Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное) , .__________ В какие логопедические учреждения обращались, с каким результатом Данные о ходе развития речи: первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких условиях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно, нормально, убыстренной На каком (каких) языке(ах) общается ребенок
Общая характеристика речи Степень сформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение, Специфические для заикающихся ошибки в письме и чтении: персеверации, антиципации, контаминации, итерации; Особенности речевого общения Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная, Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, внешние отвлекающие факторы и др.) Особенности речевого поведения:речевая активность, быстрота 4.Признаки заикания:частота и интенсивность запинок; продолжительность речевой судороги (длительная, краткая); непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании); 5. Особенности личности:степень активности, направленность, самостоятельность, организованность, контактность, неустойчивость Состояние эмоциональной сферы:эмоциональная импульсивность, уравновешенность, заторможенность___________ 6.Учебная деятельность:состояние умений и навыков учебной Литература Баскис P.M. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста// Лечение душевнобольных. — М., 1940. — С. 279-291. Белякова Л.И., Дьякова ВА. Заикание. — М., 1998. Левина Р.Е. Заикание у детей// Преодоление заикания у дошкольников/ Под ред. Р.Е. Левиной. —- М.: Педагогика, 1975. — С.3-22. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей// Дефектология, !969. — № 3. — С. 85-91. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — С. 229-270. Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1978. — С. 112. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование заикающихся школьников// Дефектология, 1980. — № 4. — С. 51-57. Ястребова А.В. Коррекция заикания у детей младшего школьного возраста// Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М.: АРКТИ, 1997. — С. 112-194. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |