Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определения типа логопедического учреждения




Основным показателем при этом является, во-первых, интен­сивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического раз­вития.

При наличии выраженного заикания, а также в случаях заика­ния у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отде­лении школы).

В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уро­вне развития речевых средств) логопедическая помощь оказыва­ется на логопедических пунктах при общеобразовательных шко­лах.

В общей картине дефекта особую значимость приобретают сле­дующие индивидуальные признаки:

— особенности речевого общения в различных ситуациях;

— своеобразие деятельности: особенности вхождения в деятельность; устойчивость и темп ее; способность к пере­ключению, к воспроизведению ряда элементов, общая ра­ботоспособность;

— уровень развития языковых средств.

Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличает­ся от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождает­ся отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замед­ленным накоплением лексических и грамматических средств язы­ка, фонематических представлений. Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, не­обходимо помнить, что выраженностьданных индивидуальных особенностейможет быть различной как по интенсивности прояв­ления, так и по качественной их характеристике (в плане их со­четаемости).

Знание специфических особенностейречевой и внеречевой де­ятельности заикающихся школьников позволяетне только выделить основные направления коррекционного воздействия,но и организовать пропедевтическуюработу по предупреждению реци­дивов.

Изложенный материал частично может быть использован учи­телями общеобразовательной школы при осуществлении индиви­дуального подхода кзаикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.

Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся

Анамнестические и паспортные данные

Фамилия, имя, отчество_______ ---------------------

Год рождения (число, месяц).
Школа, класс________

Домашний адрес, телефон_____

Успеваемость (к моменту обследования).

Состояние слуха____________

Состояние зрения.

Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное) ,   .__________

В какие логопедические учреждения обращались, с каким ре­зультатом                 

Данные о ходе развития речи:

первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких услови­ях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду
скруглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форсировали ли родители развитие речи______________________________

Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно, нормально, убыстренной

На каком (каких) языке(ах) общается ребенок

 



Общая характеристика речи

Степень сформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение,
подвижность)______________________________

Специфические для заикающихся ошибки в письме и чтении: персеверации, антиципации, контаминации, итерации;
недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов,
слов _____________________________________




Особенности речевого общения

Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про­ явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, моно­логическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содер­жания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная,
скандированная речь)_______________________

Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, внешние отвлекающие факторы и др.)     

Особенности речевого поведения:речевая активность, быстрота
переключения с одной темы на другую при восприятии и передаче
сообщения, импульсивность или замедленность выказывания, общая
организованность речи, темп_________________

4.Признаки заикания:частота и интенсивность запинок; продолжительность речевой судороги (длительная, краткая); непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании);
«трудные звуки»; изменение слов, фраз в процессе высказыва­ния; эмболофразия: сопутствующие движения (непроизвольные
и произвольные)______________________

5. Особенности личности:степень активности, направленность, самостоятельность, организованность, контактность, неустойчивость
деятельности, истощаемость, отношение ребенка к речевому дефек­ту, адаптация к условиям общения и пр._____________________

Состояние эмоциональной сферы:эмоциональная импульсив­ность, уравновешенность, заторможенность___________

6.Учебная деятельность:состояние умений и навыков учебной
деятельности по данным педагогических наблюдений и характерис­тике, составленной учителем

Литература

Баскис P.M. О сущности и лечении заикания у детей дош­кольного возраста// Лечение душевнобольных. — М., 1940. — С. 279-291.

Белякова Л.И., Дьякова ВА. Заикание. — М., 1998.

Левина Р.Е. Заикание у детей// Преодоление заикания у дош­кольников/ Под ред. Р.Е. Левиной. —- М.: Педагогика, 1975. —

С.3-22.

Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей// Дефектология,

!969. — № 3. — С. 85-91.

Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Леви­ной. — М.: Просвещение, 1968. — С. 229-270.

Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1978. — С. 112.

Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование заикающихся школьников// Дефектология, 1980. — № 4. — С. 51-57.

Ястребова А.В. Коррекция заикания у детей младшего школь­ного возраста// Коррекция недостатков речи у учащихся общеоб­разовательных школ. — М.: АРКТИ, 1997. — С. 112-194.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...