Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

 

 

                                                       

                                                                 

 

 

Красноярск, 2008


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Высшая школа бизнеса управления и психологии

 

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

 

 

Программа утверждена решением ученого совета ВШБУП и ПС ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

                                                                 

       Составители:

       д. философ. н., профессор Панасенко Г.В.

 

Всего: 36 ч.,

в том числе

лекций – 20 ч.,

практических занятий – 10 ч.,

деловая игра – 6ч.,

 

Всего: 36 ч.

 

 

 

Красноярск, 2008


Содержание:

Введение. 4

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ» 6

1. Базисные понятия и предмет дисциплины. 6

2. Основы управления персоналом как наука и учебная дисциплина. 13

3. Формирование и развитие концепции управления персоналом. 20

4. Функции управления персоналом. 23

5. Личность менеджера в современных процессах управления. 25

ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СИСТЕМА. 29

1. Краткая историческая справка о развитии СУП.. 29

2. Основные направления деятельности СУП.. 32

3. Организационная структура и штаты СУП.. 49

4. Основные направления перестройки СУП в современных условиях. 57

ЛЕКЦИЯ 3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ.. 59

1. Понятие кадровой политики. 59

2. Аксиомы управления персоналом. 60

3. Концептуальные кадровые документы.. 61

4. Современная кадровая политика в России. 64

ЛЕКЦИЯ 4. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ... 68

1. Человеческий капитал: личностный, структурный, социальный. 68

2. Стратегия управления персоналом (стратегия бизнеса, стратегия системы управления, кадровая стратегия). 69

3. В чем заключается стратегический подход к управлению персоналом (показатели и развитие). 71

ЛЕКЦИЯ 5. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКТОР ПЕРЕМЕН... 73

1. Формирование и развитие органищзационной культуры. 73

2. Роль культуры в развитии деятельности организации. 74

Библиографический список. 78

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 80

Приложение Б (справочное) Характеристика Ачинского  нефтеперерабатывающего завода…………………………………………………81

Приложение В (справочное) Характеристика ООО «Инженерно-Строительной Компании».. 83


Введение

На современном этапе развития рыночных отношений в России проблемы кадрового менеджмента являются определяющими при решении вопросов управления организацией, так как многие руководители справедливо приходят к мнению, что организация – это, прежде всего, люди. Актуальность задачи эффективного использования кадрового потенциала обусловлена тем, что именно человеческий ресурс организации обеспечивает не только социальную, но и экономическую эффективность процесса управления. 

 «Основы управления персоналом» является самостоятельным научным направлением и одной из самых сложных проблем современного общества. Еще в древности говорили о том, что искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно актуальной она стала сегодня, когда Россия постепенно набирает свою мощь сильного государства и вступает на новый этап своей истории. Без знания основ управления персоналом и искусства управления деятельность современного менеджера будет обречена на провал.

В предлагаемом конспекте лекций раскрыты различные управленческие и психологические факторы, которые сопутствуют успеху управления. Важнейшие из них – это личность менеджера и стратегия кадровой политики. Современный менеджер должен обладать такими специфическими качествами, как стремление к успеху, компетентность, умение налаживать взаимоотношения с персоналом, стремление к риску и др. При этом необходимо отметить, что перечислить все качества, которыми должен обладать менеджер практически не возможно, так как это может привести или к бесконечности или к тупиковой ситуации.  

Термин «кадровая политика» в управленческой литературе употребляется в различных контекстах. Некоторые авторы рассматривают кадровую политику как составную часть общей стратегически ориентированной политики организации, цель которой — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Другие – считают, что кадровая политика организации представляет собой программу и деятельность кадровых служб по ее реализации. Такие различные подходы к толкованию содержания кадровой политики организации не в полной мере противоречат одна другой, но в тоже время не тождественно отражают сущностные функции кадровой политики. Считаем нецелесообразным сводить кадровую политику только к программе и деятельности кадровых служб по ее реализации.

Кадровая политика представляет собой систему научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.

Кадровая политика в обычных условиях ориентирована, как правило, на развитие. Ее идеологическим кредо чаще всего бывают стратегия опережения конкурентов, лидерство в отрасли, организационная культура предприятия, где сущностным значением кадровой политики выступает работа с персоналом, отвечающая требованиям концепции и стратегии развития организации.

Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время должен учитываться ее многоуровневый характер (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающие все группы персонала, а также все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.

Кадровую политику управления персоналом должны отличать такие черты как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности, как менеджеров, так и персонала организации. Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет, это наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.

Конспект лекций «Основы управления персоналом: психологические и управленческие аспекты» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Управление персоналом», «Менеджмент организации» и др., а также может быть использован для проведения занятий в рамках программы дополнительного образования «Управление персоналом».

В конспекте лекций обобщены результаты зарубежных и отечественных теоретических исследований, а также практический опыт в области управления персоналом организаций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...