Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскурсии по музею или культурному центру




Экскурсии по музеям возникли одновременно с их появлением. В России первым музеем считается Кунсткамера (1714 г.), там и проводились первые музейные экскурсии.

Музеи (греч. museion — храм муз) — научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хране­ние, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности.

 

В соответствии с профилем бывают музеи художественные (изобразительного, декоративно-прикладного, народного, современного искусства), исторические, литературные, искусствоведческие (театральные, музыкальные, музеи кино), архитектурные, естественно-научные (антропологические, ботанические, геологические, зоологические, минералогические), педагогические, сельскохозяйственные, научно-технические (транспорта, связи, строительства, авиации и космонавтики и др.).

К музеям комплексного профиля относятся краеведческие, музеи-ансамбли, музеи-заповедники.

Экскурсии в музеях являются одной из форм их культурно-просветительской деятельности. Материалы к экскурсии составляются на этапе проектирования экспозиции. Затем они передаются экскурсоводу. Автор-проектировщик экспозиции должен провести несколько предварительных занятий с экскурсоводом по теме экспозиции, потом экскурсовод приступает к разработке экскурсии на основе представленных материалов.

Экскурсии по музею, культурному центру, выставке имеют некоторые специфические особенности и бывают обзорными и тематическими. Обзорные дают общее представление о музее, тематические раскрывают темы на материале музея, когда показывается лишь часть экспозиции. На обзорной экскурсии обходят по возможности все залы. В крупных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея) показываются лишь самые большие и интересные залы.

Объектами показа на экскурсиях в музеях являются музейные предметы. Выделяют шесть типов музейных предметов по способу фиксации информации:

вещественные — предметы, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью: орудия труда, бытовая утварь, средства передвижения, оружие и др.; информация передается через материальную сторону предмета (форма, устройство, размер, цвет, вес);

изобразительные — произведения искусства или изображения, имеющие отдаленное сходство с оригиналом (чертежи, планы, схемы);

письменные — хроники, летописи, документы, статистические материалы, литературные и публицистические произведения, частная переписка, редкие книги;

фонические — записи голосов исторических личностей, оригинальное или авторское исполнение произведений и др.;

фотографические — фотографии, негативы на стекле, пленке и др.;

кинодокументы — кинопленки, фильмы, воспроизводимые с помощью технических средств.

Музейные предметы можно также классифицировать по одному или нескольким признакам: материалу, функциональному назначению, технике изготовления и др.

Музейные предметы в соответствии с их ценностью подразделяются на виды: типовые (например, орудие эпохи неолита); уникальные, существующие в единичных экземплярах (обладают особой научной, исторической и художественной ценностью), реликвии (особо почитаемые предметы). Уникальные музейные предметы и реликвии музеи стараются выставить в экспозиции.

Музейная экспозиция — это размещение особым образом предметов для демонстрации в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Критерием отбора музейных предметов для экспозиции являются их коммуникативные свойства — информативность, экспрессивность, аттрактивность.

В музейный экспозиционный комплекс входят:

1) подлинники — предметы, функционировавшие в определенный историко-культурный период;

2) бутафория — предметы, существующие только в мире искусства и не имеющие бытового назначения;

3) специально созданные для экспозиции произведения искусства;

4) копии или научно-художественные реконструкции — репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты;

5) пояснительные тексты — аннотации, этикетки.

В музее проводятся, как правило, только пешеходные экскурсии, порядок проведения которых не зависит ни от каких внешних факторов. В музее под открытым небом (музеи-заповедники, дворцово-парковые ансамбли и др.) возможно проведение экскурсий с помощью каких-либо средств передвижения (автовагончики, велоавто-бусыи др.).

Маршрут экскурсии может совпадать с тематической структурой экспозиции, ее планом. Маршрут всегда компактен, без длительных переходов и пауз. Максимальная продолжительность экскурсии по музею — не более 2 ч. Следует учитывать, что ходить по музею гораздо тяжелее, чем на открытом пространстве. Возможно по ходу экскурсии прослушивание аудио- и видеозаписей, применение других приемов — элементов ритуала (например, минуты молчания в военно-исторических музеях), встреч с участниками событий и др

Показать на одной экскурсии все экспозиционные материалы невозможно даже в небольших музеях, но желательно показать их как можно больше. Рассказ экскурсовода должен быть кратким, но емким. При этом у экскурсантов не должно быть непонимания того, почему им показывают не все.

В музее экскурсанты должны соблюдать установленные правила: не трогать руками экспонаты, фотографировать с использованием вспышки и др. Экскурсоводу следует контролировать соблюдение посетителями правил поведения в музее.

Экскурсовод не должен говорить слишком громко, так как это может помешать другим посетителям, использовать микрофон (если это не система микрофон-наушник, когда каждый экскурсант прекрасно слышит своего экскурсовода, а экскурсовод не напрягает голос).

В крупных музеях традиционно проводятся обзорные и тематические экскурсии. Например, Государственный музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина предлагает тематические экскурсии для школьников разных классов: «Культура и искусство Древнего Египта», «Искусство Древней Греции», «Искусство Древ­него Рима» и далее по всем этапам изобразительного искусства.

Государственная Третьяковская галерея помимо обзорной экскурсии предлагает целый ряд тематических экскурсий для взрослых и детей: «Искусство Древней Руси XII — XVII вв.», «Искусство XVIII в.», «Искусство первой половины XIX в.», «Орест Кипренский в Третьяковской галерее», «Дмитрий Левицкий в Третьяковской га­лерее», «Павел Федотов в Третьяковской галерее» и др.

Ряд тематических экскурсий предлагает Государственный исторический музей: «От Петра до Екатерины. Россия в XVIII в.», «Гроза 1812 года», «Российская империя в XIX в.» и др.

Аналогичные проекты есть практически во всех музеях. Лишь очень небольшие музеи (музеи-квартиры) предлагают посетителям только обзорную экскурсию.

Проблема музейных экскурсий заключается в том, что тематические экскурсии доступны, как правило, лишь для организованных групп посетителей. Поэтому чаще всего на тематические экскурсии приходят школьники или студенты.

Нестандартные экскурсии

Сегодня туристам часто предлагается унифицированный культурный продукт, не учитывающий желаний и потребностей отдельных туристов. Поэтому необычайно актуально развитие тематического культурного туризма, рассчитанного на удовлетворение разных интересов. Другим недостатком является низкое качество туристского продукта. Часто национальную культуру адаптируют под туриста, предлагают реконструкции и имитации, упрощенные для понимания, всевозможные стереотипы. Пример такого упрощения — Россия как страна снега, леса, медведей, балалайки и водки. Создаваемые стереотипы становятся основой для производства сувенирной продукции (шапка-ушанка, матрешки, балалайки и др.).

Участвуя в культурном туризме, люди ищут незаготовленных настоящих впечатлений. Сегодня во многих турах этого не хватает. Туристов водят стандартными маршрутами, показывая лишь самые популярные памятники. При этом на осмотр предоставляется минимум времени, так как маршруты перенасыщены объектами показа. Свободное время сокращено до минимума. В итоге остается лишь информационная усталость. Эти проблемы в полной мере характерны для популярных сегодня в России автобусных туров по Европе: 7 —10 стран за 10 дней по невысокой цене.

Создание ощущения подлинности в туризме приобретает сегодня разные формы. Это может быть показ мест, удаленных от туристских троп (удаленная сельская местность или девственная природа). Иногда туристу предлагают поучаствовать в традиционном для региона сельскохозяйственном производстве. В Пекине, например, пропагандируется туризм «хутонг», когда внимание акцентируется на национальных жилищах. Через кулинарный туризм (дегустация блюд национальной кухни и напитков) туристов пытаются приобщить к культуре потребления пищи. В итальянской провинции Эмилия-Романа дегустация еды предлагается в сочетании с произведениями искусства, описывающими еду. Привнесение подлинности может быть связано с литературными произведениями (путешествие по местам жизни писателя или его литературных героев). Иногда туристские организации создают миф о местности и активно используют его в продвижении турпродукта (северный Йоркшир в Англии — край капитана Кука, Великий Устюг — родина Деда Мороза). Такое безудержное стремление к аутентичности (подлинности) может в результате привести к ее искусственному созданию.

Часто иностранцы, приезжая в Россию, испытывают интерес к обыденной культуре. Некоторые хотят пожить в небольших гостиницах в «российской глубинке», чтобы иметь возможность познакомиться с местной бытовой культурой, кулинарными традициями. К сожалению, туристам не показывают повседневных, обыденных мест. Не все туристские фирмы и экскурсионные бюро ориентированы на создание нестандартных тематических программ. Нестандартные предложения — экскурсии на тему «Приведения Москвы», или, например, «Подземная Москва», участники которой знакомятся с рассекреченным военным объектом времен холодной войны. Экскурсия «Для тех, кто не стал космонавтом, как мечтал в детстве» включает посещение Звездного городка с показом гидролаборатории, тренировочного комплекса, медико-биологического управления, самолета-тренажера невесомости.

Экскурсия «По местам московских привидений. Тайны и загадки столицы» появилась в 1995 г. в турагентстве «Владимирское подворье». Сегодня подобные экскурсии предлагают и другие московские агентства.

В Санкт-Петербурге недавно появился новый проект «Бюро Петроградъ», предлагающий туры-погружения в определенную эпоху. Для этого подобраны отели в тех городских кварталах и зданиях, где жили герои и происходили события, интересующие гостей. Питание туристов осуществляется в тематических ресторанах с кухней в стиле ретро, программой кабаре или музыкальным вечером в старинных особняках. Все это создает эффект путешествия во времени и пространстве.

В 3-дневный тур по Санкт-Петербургу под названием «Отрыв» входит пешеходная экскурсия «Параллельный Питер», обеды в греческом, китайском ресторанах или байкер-клубе, посещение клубного мероприятия, музея эротики или музея «Мир воды Санкт-Петербурга», картинг или боулинг, «чудный» фильм в доме кино. Все это кардинально отличается от стандартных программ пребывания в Санкт-Петербурге. Или, например, тур под названием «Адреналин», в который входит экскурсия по местам, «которые не знают даже местные», прыжок с парашютом, посещение дельфинария, обед в каком-либо национальном ресторане.

Как видим, появились креативные изменения в создании новых туров и нестандартных программ. Некоторые турпредприятия готовы удовлетворить любые пожелания своих клиентов. Общими рекомендациями для подготовки и проведения подобных экскурсионных туров может быть следующее.

Никакие экстремальные программы не должны быть сопряжены с риском для жизни и здоровья экскурсантов. Следует увеличивать по времени инструктаж по технике безопасности, клиент обязан поставить свою подпись под инструкцией, что обезопасит экскурсовода в том случае, если турист совершит какие-либо запрещенные инструкцией действия и получит травму.

Стоимость нестандартных (эксклюзивных) экскурсий, как правило, выше обычных, так как требует специальной дополнительной

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...