Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика архитектурно-градостроительных экскурсий




Произведения архитектуры наиболее значительная группа объектов, на которых строятся экскурсии различных типов исторические, литературные и собственно архитектурно-градостроительные.

Подготовка архитектурно-градостроительной экскурсии проходит все обычные этапы и начинается с формулировки темы и сбора материала. Иногда опубликованных источников оказывается недостаточно, приходится использовать архивные материалы. Сведения о жизни архитекторов может дать изучение официальной и частной переписки, церковных и кладбищенских книг, формулярных списков. Изучение периодической печати помогает найти сведения о заказчиках, подрядчиках. В музеях можно найти чертежи зданий, рисунки, письма. Старые и современные планы хорошо использовать в сравнении друг с другом. Богатый материал представляют собой рисунки, гравюры, живописные полотна с изображением архитектурных памятников (например, гравюры Зубова, Шхонбека дают представление об архитектурном облике петровского Петербурга) . Полезно изучение старых открыток и фотографий.

Основными объектами являются памятники архитектуры, садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектуры малых форм, а также исторические памятники, связанные с деятельностью градостроительных организаций, и творчеством архитекторов.

Отбор объектов осуществляется в соответствии с целью и задачами экскурсии: если надо показать архитектурный стиль, то выбираются характерные его образцы; если надо показать творчество архитектора — наиболее удачные его творения, а также памятники показывающие эволюцию творческого пути мастера, места связанные с его жизнью.

В «портфеле экскурсовода» для архитектурно-градостроительной экскурсии могут быть старые фотографии зданий, поэта планы, вертикальные разрезы здания, чертеж-перспектива, чий проект с детальными прорисовками отдельных узлов здания другие иллюстрации.

Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: архитектурно-обзорные; с показом архитектурных памятников or ленного исторического периода; посвященные творчеству к либо архитектора; иллюстрирующие архитектурные стили; ; знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам. Каждая из таких типовых экскурсий имеет свои особенности

Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризовать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода показать связь между историей и архитектурой, обосновать появления того или иного здания, его конструкции и архитектурных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга сто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государе ной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярности, необходимо сказать, что регулярность — это важная культуры петровского времени, она проявлялась и в других областях государственной деятельности.

В любых архитектурно-градостроительных экскурсиях не необходимо говорить об особенностях архитектурных стилей: бар классицизма, эклектики, модерна и т.д. Характеризуя стиль экскурсовод оперирует специальными терминами — фронтон, пилястра, руст, антаблемент, фриз и др. Обязательно следует объяснить их значение, не перегружать ими экскурсионный рассказ, те это осложняет восприятие.

На архитектурных экскурсиях необходимо говорить о pecтаврации и современном использовании памятников архитектуры, что многие дома-памятники не являются музеями, а используются городом в разных целях.

Показ интерьеров желателен в экскурсиях по стилям, творчеству архитекторов. Это делает экскурсию более разнообразной зрелищной, а также открывает другую строну архитектурного твор чества — композиционные и декоративные приемы организации внутреннего пространства в разных архитектурных стилях.

Зрительное восприятие архитектурных памятников имеет свои особенности: искажаются реальные размеры зданий, особенно i горизонтальной плоскости, поэтому при осмотре желательно выбирать ближний и дальний план, используя методические приемы движения.

При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экскурсантам его части, выбирая наиболее выигрышные точки осмотра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ объекта. Основной рассказ ведется с места, откуда вид на ансамбль самый красивый и все его части попадают в поле зрения. Важно продемонстрировать главный смысловой центр ансамбля, а все его части анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее.

Архитектурный анализ основывается на специфике архитектуры как своеобразного вида человеческой деятельности — сочетания технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, т. е. пользы, прочности и красоты. Начинать анализ следует только после предварительного осмотра объекта и сложившегося первого впечатления об объекте у экскурсантов. Далее анализ идет по схеме: вычленение объекта из окружающей среды (его локализация), установление связей объекта с содержанием экскурсии, обобщения и выводы. Экскурсовод характеризует градостроительную и природную среду памятника, стилевые особенности (объемно-пространственная композиция, масштаб, декоративное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю сооружения, реставрационные работы, современное использование.

Архитектурный памятник может входить в качестве объекта в одну или несколько экскурсий. Например, показ Зимнего дворца входит в экскурсии «Архитектура Санкт-Петербурга XVIII — XIX вв.», «Особенности русского барокко», «Творчество Ф.Б.Растрелли», «Архитектурный ансамбль Дворцовой площади» и др. В каждом случае показ дворца и рассказ о нем будет иметь свои особенности.

Иногда во время архитектурно-градостроительных экскурсий тот или иной памятник закрыт строительными лесами, на нем ведутся работы — реставрация, консервация, обновление, перестройка.

Показ таких работ позволяет действительно применять прием сравнения и использовать материал портфеля экскурсовода в частности фотографии и чертежи.

Полезно знать этапы работы реставратора: обмер. Раскрытие. Снятие штукатурок,. зонтаж. Составление проектов, собственно реставрация.

Производственные экскурсии

Главная цель производственных экскурсий — расширение знаний в той или иной отрасли. Производственные экскурсии помога­ют уяснить сущность различных профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, его технологией. Особое распространение производственные экскурсии получили в советское время.

Сегодня производственные экскурсии проводятся гораздо реже. Их проведение требует большой подготовительной работы. Первоначально составляют список предприятий, учреждений, организаций, которые интересны с экскурсионной точки зрения и готовы принять у себя экскурсантов. Далее следует заключить с ними договор на экскурсионное обслуживание. Потом можно приступать к процессу разработки экскурсии по уже известным нам этапам и

Лучше, если производственную экскурсию будет проводить сотрудник предприятия, хорошо знакомый со спецификой работы своей организации. Однако он должен в какой-то мере владеть теорией и методикой экскурсионного дела.

Производственные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные дают целостное представление о предприятии, тематические (производственно-технические, производственно-экономические и др.) организуют для специалистов предприятий.

Можно выделить особый тип производственной экскурсии — рекламную. Ее цель — привлечь клиентов, поэтому текст должен содержать характеристику продукции или услуг, предоставляемых фирмой.

Общая логика показа объектов — от сырья до готовой продукции. Возможные подтемы: история предприятия, современное со­стояние, структура отделов, лучшие сотрудники, социальная сфера, досуг и отдых.

 

Маршрут и численность группы зависят от размеров внутрен­них помещений и коридоров. Остановки планируются в местах, где нет шума и опасности для жизни и здоровья посетителей (на опасных производствах следует большое внимание уделять инструктажу по технике безопасности).

Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демонстрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), почетные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на предприятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководите­лей или сотрудников предприятия.

В экскурсию на предприятия пищевой промышленности обязательно входит дегустация продукции, что служит дополнительным стимулом к посещению. Иногда посетителям вручают рекламные сувениры.

Природоведческие экскурсии

Природоведческие экскурсии появились еще в конце XIX — начале XX в. и были на первом месте по популярности.

Их цель — получить знания о природе, взаимодействии с ней че­ловека, дать толчок к формированию экологического сознания.

 

Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изучения природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и далее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изучение объекта природы в его естественной обстановке, составление гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).

Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематическому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ландшафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомительными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.

По мере изучения объекта природы составляется карточка (паспорт объекта), образец которой приведен далее

 

 

Карточка объекта природы

 

Фотография объекта Наименование, название, географическое положение
Характеристика объекта  
Время возникновения  
Происхождение  
Сезонные явления  
Животный мир  
Растительный мир  
Реликтовые, эндемичные (ограниченные в своем распространении) растения и животные  
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу»  
В чем заключается ценность объекта  
Народно-хозяйственное значение  
В каком состоянии находится объект  
Что нужно сделать для его охраны  
Дополнительные сведения  
Литература  
Ф.И.О., должность составителя карточки  
Дата заполнения  

Изучение природных объектов включает знакомство со справочной литературой, а также составление коллекций растений, насекомых, бабочек, минералов.

Продолжительность показа одного объекта 10—12 мин. Нельзя ставить группу на обрыве, уступе скалы и в других опасных местах. Место показа выбирается на расстоянии в 2 — 2,5 раза большем, чем высота объекта, под углом наблюдения около 45°.

Вступление к природоведческой экскурсии может увеличиваться за счет более продолжительного инструктажа по технике без-

110 опасности, если дорога и осмотр объекта представляют сложность и опасность для жизни (например, в горах или пещерах).

«Портфель экскурсовода» включает естественные наглядные пособия (гербарий, минералы и др.), а также фотографии, рисунки, макеты, аудиозаписи.

Наиболее доступны и вследствие этого больше других распространены ботанические экскурсии. Их проводят в городском ботаническом саду, парке культуры и отдыха.

Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюдением за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособлении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфеля экскурсовода».

Гидрологические экскурсии проводятся по морю, рекам, озерам, к водопадам. Возможные подтемы: вода в жизни человека, рыбы, водные растения, водные насекомые. Возможно проведение гидрологической экскурсии в дельфинарии и океанариуме.

Экскурсии могут быть тематическими, комплексными, обзорными. В обзорных раскрываются географическое положение территории (города), природные условия, полезные ископаемые, особенности растительного и животного мира. Если экскурсия проводится в городе, показывают его ландшафтные зоны, парки и другие зеленые объекты. Экскурсовод рассказывает о связи ландшафта с городской застройкой, характеризует стили дворцово-паркового искусства, роль редких видов деревьев, кустарников в оформлении города.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...