Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обработка результатов обследования




Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция обязательно фиксируются в протоколе, который дол­жен быть заготовлен заранее. Приводим примерную схему про­токола:

 

Обозначение Перечень Ответы Примечание
пробы приема приема предъявленною ребенка Наблюдение
      материала   за реакцией
          ребенка
          (поиск слова;
          время,
          затраченное
          на подготовку
          ответа и др.)

Достоверно оценить данные обследования словарного запаса ребенка может лишь путем сопоставления результатов, получен­ных в процессе использования различных приемов.

При количественном анализе результатов обследования следу­ет обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это соотно­шение равно 3 : 1, то уже можно сделать предварительный вывод о том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответ­ствующей его возрасту.

Далее анализу подвергаются все названные ребенком слова, ко­торые рассматриваются с точки зрения того, какие основные лексико-грамматические разряды используются в активной речи. Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное число глаголов в активной речи детей указы­вают на отставание в развитии лексико-грамматических средств языка.

Следующий этап обработки данных обследования — это анализ: какое число слов, используемых ребенком, относится к словам, имеющим конкретное значение, и какое — к словам абстрактным, обобщенным. Например, из 35 названных ребенком существитель­ных все 35 имеют конкретное значение, или, например, из 30 слов 27 относятся к категории конкретных, 2 — обобщающих (мебель, игрушки), 1 — абстрактное {радость).

Таким образом, на основании анализа правильно названных ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некото­рых качественных сторонах словаря.

Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет значение анализ ошибочных ответов, зафиксированных как при предъявлении им картинок с изображе­нием конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно) при выполнении проб, направленных на выяснение умения упот­реблять слова в контекстной речи.

Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии ис­пользуемых ребенком слов изображаемому на картинках. Очень важно проанализировать, почему название одного предмета ис­пользуется им для обозначения другого и каковы основания для такого переноса, а потом сгруппировать сходные, с точки зрения психологии, случаи.

Так, рядом исследователей (Р.Е. Левина, 1961, 1968; Н.А. Никашина, 1968; Л.Ф. Спирова, 1959, 1962) установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:

— звуковой близости слов (куст винограда -- кисть виног­рада; клубок колобок);

— отождествления наглядной ситуации — замещения на­
звания предмета внешне сходным (сарафан платье);

— сходного назначения (тарелка вилка);

— ситуационной связи предметов друг с другом (клумба
цветы; марка конверт);

— обозначения вместо предмета всей ситуации или пери­
фраз (душ из крана льется вода);

— расширения смыслового содержания (идет черепаха
идет по песку);

— сужения смыслового содержания (зашивает швея за­шивает платье);

— смещения лексико-грамматических признаков сход­ных слов (вместо приземлился самолет заземлился; вместо смотрел засмотрелся на интересный фильм) и т.д.

Тип замены фиксируется в протоколе обследования. В ходе анализа следует выяснить также, какие части речи чаще всего подвергаются замене.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...